Коммунисты могут перейти из оппозиции в коалицию
8 мин.

Коммунисты могут перейти из оппозиции в коалицию


Избирательная кампания в Молдове вошла в завершающую стадию. Сопоставив многочисленные соцопросы разной степени ангажированности, несложно сделать вывод о том, какие партии имеют шансы преодолеть шестипроцентный избирательный барьер. Сложнее спрогнозировать вероятные союзы и коалиции, которые могут сложиться после выборов. Точно можно сказать одно: во всех послевыборных раскладах важную роль играют коммунисты.  

Шестерка тузов 

Нынешние парламентские выборы заранее и практически всеми участниками гонки были объявлены референдумом по определению внешнеполитического вектора страны — продолжать ей движение на Запад или развернуться на Восток. Соответствующим образом поделились и основные политические партии. К однозначно проевропейским можно отнести Либерально-демократическую партию (ЛДПМ) — главную движущую силу всех трех проевропейских коалиций, правивших страной с 2009 года. Либерал-демократы идут на выборы под лозунгом «Вместе в ЕС!» и в новом парламенте готовы создавать коалицию с теми, кто разделяет этот тезис.

Либеральная партия (ЛП) помимо европейского вектора настаивает еще и на интеграции Молдовы в НАТО. Опросы демонстрируют, что уровень поддержки этой идеи держится в пределах 15-18%. Для либералов, впрочем, это вполне достаточный электоральный сегмент, за который они и намерены побороться 30 ноября. В первую очередь с либерал-демократами, в программе которых также — пусть и не в числе приоритетов — присутствует идея евроатлантической интеграции. Также сильны между двумя партиями противоречия, оставшиеся после периода непростого сосуществования в рамках первых двух проевропейских коалиций, что делает их возможный союз в будущем крайне дискомфортным для обоих формирований.

newsmaker.md/rus/novosti/s-kakimi-moldavskimi-partiyami-i-kak-rabotala-moskva-4687

Демократическая партия (ДПМ) не столь однозначна в своих геополитических предпочтениях. Демократы хоть и входили в состав всех трех проевропейских коалиций, настойчиво говорят о необходимости сохранения связей с Россией. В недавней программной статье для европейского издания Europolitics зампредседателя демпартии, олигарх Владимир Плахотнюк сообщил, что «у Молдовы есть потенциал, чтобы действовать в качестве основного посредника между двумя совершенно разными мирами». При этом в традиционно провосточной Гагаузии демократы называют себя «самой пророссийской партией». Однако же создавать коалицию в будущем парламенте демократы намерены исключительно при условии сохранения проевропейского вектора развития.

На распутье находится Партия коммунистов (ПКРМ). Несмотря на сделанные в минувшие годы реверансы в сторону евразийской интеграции, политформирование Владимира Воронина не стало однозначно открещиваться от европейского вектора. А в последнее время, лишившись поддержки Москвы, и вовсе вернулось к умеренно проевропейской риторике, напоминая, что именно коммунисты в 2003 году запустили процесс евроинтеграции. О денонсации Соглашения об ассоциации с ЕС, которое еще полгода назад коммунисты называли не иначе как антинародным сговором, речи уже не идет. Коммунисты обещают лишь пересмотреть документ вместе с «европейскими и российскими партнерами», приведя его «в соответствие с реалиями и интересами Молдовы».

newsmaker.md/rus/novosti/vladimir-plahotnyuk-napisal-o-svetlom-budushchem-4467

С возможными союзниками у ПКРМ дела обстоят посложнее. Правые, опасаясь реакции своего электората, крайне настороженно смотрят на союз с «красными», которых они в 2009 году не без труда отстранили от власти. Что касается других левых, то большая часть из них являются выходцами из самой ПКРМ, где их считают «предателями». Лидер ПКРМ Владимир Воронин не раз с иронией заявлял, что скорее заключит союз с либералами Михая Гимпу, чем с «предателями»-социалистами. В итоге от прямых вопросов насчет будущих союзников коммунисты вынуждены уходить и утверждают, что возьмут власть в свои руки единолично.

Партия социалистов, в отличие от ПКРМ, однозначно поддерживает восточный вектор развития страны и обещает первым делом поставить вопрос о денонсации Соглашения об ассоциации с ЕС. В условиях разочарования Москвы в коммунистах лидер социалистов Игорь Додон сумел закрепить за собой роль главного «партнера Кремля» на этих выборах. На праздновании Дня единства России его принял президент РФ Владимир Путин. 

Для социалистов, рассчитывающих на выборах исключительно на поддержку Москвы, втреча с российским лидером оказалась чудотворной. После нее их рейтинг вырос: если в начале осени опросы показывали, что ПСРМ едва набирает 4%, то опрос «Барометр общественного мнения» (БОМ) показал, что их поддерживают 7% от общего числа опрошенных и 10% определившихся.

newsmaker.md/rus/novosti/rossiyskoe-embargo-dozhdetsya-vyborov-4461

Позитивный поствыборный сценарий социалистов предполагает создание левой коалиции, поскольку их радикальная антиевропейская риторика исключает другие варианты. Но проблема в том, что взаимная неприязнь между лидерами левых партий лишь нарастает. Каким образом социалисты планируют вести переговоры с потенциальными партнерами о союзе после столь ожесточенной предвыборной кампании, остается только гадать.

Еще один конкурент, который, согласно опросам, может попасть в парламент,— партия Patria, которую ведет на выборы бизнесмен Ренато Усатый. Политический проект господина Усатого стал главной сенсацией нынешней предвыборной гонки. За счет откровенно популистских призывов, громких скандалов и концертов самых дорогостоящих российских эстрадных звезд господин Усатый сумел в кратчайшие сроки поднять свой рейтинг до уровня, позволяющего наверняка провести в парламент любую партию. В новом парламенте лидер Patria выражает готовность обсуждать возможность коалиции с социалистами и коммунистами и категорически исключает союз с демократами и ЛДПМ.

newsmaker.md/rus/novosti/renato-usatyy-etot-chelovek-stolko-natvoril-chto-v-nego-mogut-strelyat-kazhdoe-utr-4746

Между тем, по информации NM, после выборов фракция партии Patria может разделиться надвое. В ней уже сейчас выделяются две политические группы, одну из которых возглавляет господин Усатый, а другую — Игорь Тулянцев. 

Раскладывание альянса

В условиях, когда ни однозначно прозападный, ни пророссийский политические лагеря, видимо, не смогут сформировать комфортное большинство, а в самих лагерях крайне сильны «внутривидовые» разногласия, все чаще говорится о возможности создания широкой коалиции с участием правоцентристских партий и ПКРМ. В последний период кампании этот вариант рассматривается экспертами едва ли не как основной. О том, что такой сценарий не исключен, говорят — пока на правах анонимности — и источники в основных партиях.

Под широкой коалицией, как правило, имеется в виду альянс либерал-демократов, демократов и коммунистов либо союз двух крупнейших партий — ЛДПМ и ПКРМ. При этом указывается на важную роль действующего президента Николае Тимофти, мандат которого истекает через два года. «Видимо, нас ждет широкая коалиция с участием партии ПКРМ, коалиция, которая обеспечит политическую стабильность на следующие шесть лет,— говорит директор Института публичной политики Аркадий Барбэрошие.— Потому что, если через два года у нас не будет президента, нас вновь ждут досрочные выборы. Конечно, есть и другие сценарии: если к власти придет провосточная коалиция, господин президент может спровоцировать досрочные выборы».

Для коммунистов, как полагают эксперты, создание умеренно проевропейской коалиции с правоцентристами куда лучше, чем еще четыре года прозябать в оппозиции, теряясь на фоне набирающих силу конкурентов на левом фланге. По мнению политического аналитика IDIS Viitorul Корнела Чури, коалиция проевропейского действия с участием ПКРМ теоретически возможна. «Однако существуют идеологические проблемы, издержки политического плана, которые не для всех участников коалиции будут удобны. В частности, не все избиратели поймут такой ход политических оппонентов»,— сказал NM эксперт. В то же время, по его словам, создать такую коалицию будет куда легче, чем в 2005 году, когда ради «общих европейских целей» коммунисты объединились с «фронтистами» Юрия Рошки.

По словам политического аналитика Фонда Jamestown & Eurasia Daily Monitor Владимира Сокора, с интересом на такой сценарий смотрят и на Западе. «Я был в Брюсселе две недели назад и получил подтверждение: коалиция с коммунистами не исключается. ЕС также работал с коммунистами, даже очень тесно. ПКРМ инициировала европейскую интеграцию в 2003-2004 годах, но не очень профессионально. На протяжении этих лет их направленность менялась несколько раз. Но я не вижу преград для коалиции ЛДПМ и ПКРМ, хоть и понимаю, насколько она некрепка»,— сказал господин Сокор. 

Он также скептически высказался о возможности участия в таком союзе демократов, которые, по мнению аналитика, и все последние годы были недостаточно искренни в стремлении приблизить страну к ЕС: «В то время как одна сторона [проевропейской коалиции] во главе с Владимиром Филатом и Юрие Лянкэ провела все тяжелые работы по интеграции в ЕС, другая — во главе с господином Плахотнюком — преследовала только интересы бизнеса». 

Политический аналитик Алексей Тулбуре также считает, что Партия коммунистов может стать частью будущей правящей коалиции. И он тоже полагает, что «все испортит» участие в данном союзе демократов. «Думаю, идеальной была бы коалиция ЛДПМ—ПКРМ. Но если смотреть реально, то едва ли они обойдутся без ДПМ»,— считает господин Тулбуре. 

newsmaker.md/rus/novosti/vladimir-filat-rasskazal-ob-otnosheniyah-s-yurie-lyanke-i-o-planah-partii-4585

Активное обсуждение сценария широкой коалиции не на шутку встревожило представителей крайних сил, которые при таком раскладе рискуют остаться за бортом власти. Лидер либералов Михай Гимпу потребовал от ДПМ и ЛДПМ еще до выборов дать ответ относительно возможности коалиции с коммунистами. Господин Гимпу уверен, что такой сценарий поставит под угрозу европейский вектор развития Молдовы.

Лидер ЛДПМ Владимир Филат заявил 20 ноября в эфире телеканала TV7, что партия не намерена создавать коалицию с коммунистами, «потому что мы должны выполнять Соглашение об ассоциации с ЕС». «В этом смысле нам нужна честность. И я не думаю, что у ПКРМ есть эта честность. Владимир Воронин в последнее время часто менял свою позицию. Скорее всего, мы будем иметь коалицию с Демократической партией, чем с ПКРМ. С демократами мы достигли конкретных вещей, даже если у нас есть общие ошибки»,— сказал он.

Что будет делать ЛДПМ, если голосов демократов и либерал-демократов не хватит для формирования большинства, господин Филат не уточнил. Между тем ранее первый вице-председатель ЛДПМ Валерий Стрелец в интервью Unimedia заявил, что коалиция с ПКРМ возможна при двух условиях. Во-первых, если ПКРМ «сменит риторику и станет проевропейской». И во-вторых, если к этому шагу ЛДПМ «подтолкнет международная конъюнктура». Оба условия, похоже, близки к реализации. Осталось дождаться выборов, после которых партии смогут вскрыть карты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: