После обвального падения лея в «черный вторник», 17 февраля, нацвалюта отыгрывает позиции: курс лея к доллару, установленный Нацбанком на 23 февраля, на 75 банов ниже пятничного. По прогнозам экспертов, в ближайшее время лей продолжит укрепляться. Причины резкой смены тренда они называют разные. Одни считают, что стабилизирующими факторами стали назначение правительства и меры Нацбанка, другие говорят, что дело не обошлось без вброса на рынок крупной суммы валюты.
Молдавский лей третий день подряд укрепляет позиции по отношению к основным мировым валютам. Курс лея к доллару, установленный Нацбанком на понедельник, 23 февраля, на 75 банов ниже текущего и составляет 19,43 лея. К евро курс ниже на один лей — 21,99.
Лей обвалился во вторник, 17 февраля, который уже успели окрестить «черным». В этот день коммерческие банки и обменные кассы установили курс лея к доллару и евро, на 25-30% превышающий официальный: доллар доходил до 25-26 леев при официальном курсе 19,59 лея, а евро — до 30 леев при официальном курсе 22,4. При этом купить валюту во вторник-среду было практически невозможно.
В четверг лей неожиданно начал отыгрывать позиции, а глава Нацбанка (НБМ) Дорин Дрэгуцану пообещал, что нацвалюта будет укрепляться и дальше. Укрепление лея, по его словам, стало результатом мер, предпринятых Нацбанком для нормализации ситуации: ужесточения валютной политики, увеличения базовой ставки и обязательных резервов, а также валютных интервенций. Вторничный обвал он объяснил «чрезмерной реакцией участников рынка». По словам главы НБМ, ситуацию спровоцировал ажиотажный спрос граждан, которые стали массово скупать валюту.
Примечательно, что после того, как лей стал набирать вес, кардинально изменилась и другая ситуация: в банках и обменных кассах стало невозможно обменять доллары и евро на леи. Желающих сдать валюту охранники предупреждали уже у входа в банки, что леев нет.
По словам дилера одного из банков, входящих в топ-5, изменение тренда — «нормальное явление»: «После достижения дна падения наблюдается откат и национальная валюта укрепляется». В то же время он считает, что стабилизирующую роль на рынке валюты сыграло известие о назначении правительства, а также меры Нацбанка, который продал во вторник на валютном рынке $35 млн из предложенных $50 млн. «Полностью освоить эту сумму коммерческие банки не смогли из-за отсутствия леев. Продажа $35 млн вымыла с рынка 1 млрд леев. К тому же НБМ во вторник повысил базовую ставку с 8,5% до 13,5%, что требует от банков отвлечения леевой массы, поэтому сократился объем леев, находящихся в обращении»,— пояснил собеседник NM.
По его словам, на следующей неделе можно будет более точно говорить о трендах на краткосрочную и среднесрочную перспективу. «Пока же, по моим прогнозам, лей продолжит укрепление, но не думаю, что более чем до 17,67 лея за $1»,— добавил он.
Экономический эксперт Виктор Чобану также считает смену тренда естественной: «Понятно, что лей не мог падать бесконечно, где-то должна была быть точка перелома». Факт утверждения правительства (18 февраля), по его мнению, тоже не стоит сбрасывать со счетов. «Сам факт того, что появилось правительство, а вслед за этим появится МВФ и все остальное, является стабилизирующим, хоть и не экономическим фактором»,— пояснил он.
В то же время эксперт сомневается, что образовавшийся на рынке дефицит леев можно объяснить только простой логикой. «Есть подозрения, что это связано либо с негласной командой Нацбанка попридержать леи, либо с перестраховкой игроков рынка, которые пока не понимают, как будут дальше развиваться события, и стараются не дергаться, выждать»,— считает эксперт.
Директор инвестиционно-консалтинговой компании «Альфа Инвест» Святослав Михалаке полагает, что укреплению лея способствовало «массовое скидывание иностранной валюты ребятами с черными чемоданами», которые хорошо заработали на разнице обменного курса. О каких суммах может идти речь, он сказать затруднился, отметив лишь, что «о больших». Михалаке считает, что с курсом лея еще «будут большие качели», хотя пика падения он уже достиг. Эксперт посоветовал гражданам не паниковать и принимать решения о продаже и покупке валюты на «холодную голову».