Любовь под страхом. 10 историй об ЛГБТ-людях и движении с обоих берегов Днестра
9 мин.

Любовь под страхом. 10 историй об ЛГБТ-людях и движении с обоих берегов Днестра

Почему вокруг ЛГБТ в Молдове так часто возникают споры? Почему эта тема постоянно «всплывает» перед выборами? Как сегодня живется в республике ЛГБТ-людям и изменяется ли ситуация с годами? К Международному дню борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией NM публикует специальный обзор историй об ЛГБТ-сообществе Молдовы с обоих берегов Днестра. О своем опыте NM рассказали 70-летний гей, трансгендеры, геи и лесбиянки из Приднестровья, поддерживающие ЛГБТ-сообщество гетеросексуальные люди, побывавшие в Кишиневе российские ЛГБТ-активисты, художники и режиссеры, говорящие в своих произведения об ЛГБТ, и многие другие.

Руки прочь

Что думают об ЛГБТ-сообществе в Кишиневе?

Как показало исследование «Как относятся к ЛГБТ-людям в Кишиневе», которое проводил центр GENDERDOC-M в конце 2019 года, пока рано назвать столицу терпимой. По данным опроса, 7% жителей Кишинева поддерживают представителей ЛГБТ-сообщества, 37% относятся к ним нейтрально, а 55% — негативно.

Кроме того, почти три четверти респондентов уверены, что представители ЛГБТ-сообщества не должны держаться за руки в общественных местах, а 91% считает, что им нельзя целоваться на людях.

Читайте подробней: Не держаться за руки, не целоваться, не жить. Какими в Молдове хотят видеть представителей ЛГБТ

(Не)личное дело

Почему ЛГБТ-люди скрывают свою идентичность?

Общественный «настрой» напрямую сказывается на жизни конкретных людей. Многие так и не решаются рассказать о своей ориентации даже близким, и тем более — жить свободно и открыто. Четыре закрытых гомосексуала, живущих в Кишиневе, на условиях анонимности поговорили с корреспондентом NM о самых распространенных в обществе стереотипах и предубеждениях, касающихся ЛГБТ.

Цитата: «Я вырос в православной и довольно гомофобной семье. В семье только брат знает, что я гей. На работе — двое коллег. Я уверен, что в Молдове нет ни одного человека, у которого в близком своем окружении нет хотя бы одного ЛГБТ-человека. Даже если ты живешь в глубинке, в твоем ближайшем окружении есть такой человек. Я часто спрашиваю своих знакомых из ЛГБТ- сообщества Молдовы, многие ли о них знают. Большинство говорят, что родители и коллеги не подозревают об их ориентации».

Читайте подробней: Они кричали: «Их «вообще нужно убить». Истории ЛГБТ-людей, скрывающих свою идентичность

Сообщество «из парка»

Как рождалось ЛГБТ-движение в Молдове?

Движение в защиту прав ЛГБТ-сообщества родилось в Молдове более 20 лет назад. Одним из первых международных правозащитников, который помогал в этом деле молдавским активистам, был Деннис Ван Дер Вюр, сегодня — сотрудник Агентства ЕС по фундаментальным правам человека. В интервью NM во время своего визита в Кишинев он рассказал, как изменилась Молдова за это время, почему республика все еще замыкает рейтинги принятия ЛГБТ-сообщества, с какими проблемами во всем мире по-прежнему сталкиваются люди не гетеросексуальной ориентации, и почему часто общество не так нетерпимо к ЛГБТ, как об этом говорят политики.

Цитата: «Первое впечатление было такое: здесь было комьюнити, люди общались друг с другом. Собирались в центральном парке, курили и разговаривали. Была очень дружественная атмосфера. В других странах я видел в этом смысле гораздо больше недоверия и страха встречаться. […] Да, внутри сообщества. Здесь было наоборот. Но второе наблюдение меня шокировало. Большинство людей, с которыми я общался, просто привыкли к тому, что их оскорбляют, насилуют, издеваются над ними. Некоторых выгнали из дома их семьи. Ужасало то, что для них это было в порядке вещей. Люди по сути соглашались с тем, что у них нет никаких прав».

Читайте подробней: «Важно, чтобы люди с ранних лет знали, что есть множество ориентаций». Почему ЛГБТ-сообщество в Молдове должно быть видимым. Интервью NM

Геи третьего возраста

Почему геи в Молдове появились «не вчера»?

Далеко не всех представителей ЛГБТ-сообщества Молдовы можно увидеть на «Молдова Прайд». Ложным оказывается и впечатление, что люди не гетеросексуальной ориентации появились в Молдове «вчера». NM поговорил с 70-летним преподавателем физики одного из молдавских лицеев, который считает себя геем. На условиях анонимности он рассказал, как изменялась его сексуальная идентичность, чем живут в Молдове геи третьего возраста, и как он десятилетиями скрывает от самых близких свою идентичность.

Цитата: «Когда я уже работал в школе, ко мне в подсобку приходил учитель географии — поговорить. Заводил разные разговоры, потом мы начали с ним общаться на „эти“ темы, и у нас начался бурный роман. Все было нормально, но мы очень все это боялись вынести. Все тщательно скрывалось, а, когда постоянно скрываешься, то живешь в жутком напряжении. Это и морально тебя бьет, и физически подрывает. Начинаешь впадать в депрессию. Мы прекратили отношения из-за страха».

Читайте подробней: «Даже друзья детства не знают, что я гей». Как учитель из Молдовы с 40-летним стажем всю жизнь скрывает свою идентичность

Не твое тело

Как в Молдове живется трансгендерам?

Можно родиться женщиной, но осознавать себя мужчиной. И наоборот. Несовпадение гендерной идентичности или трансгендерность — такое же врожденное свойство, как гомосексуальность, хотя встречается реже. Нет точной статистики того, сколько таких людей в мире, потому что многие страны, включая нашу, ее не ведут. NM выяснял, как живется в Молдове трансгендерным людям.

Цитата: «Мне часто говорили, что я не раскрылся в том гендере, который мне приписывали. Что я не знаю жизнь. Но у меня в том гендере были разные отношения, довольно богатый опыт, к сожалению. С 10 класса начал понимать, что я другой. Придумывал себе разные [мужские] имена. Чувствовал, что я не такой, как все, не такой, каким меня хотят видеть. От меня ожидали женственного поведения. Но не дождались. Было сложно. Потом я узнал, что такое бывает и изменил свою внешность. Теперь чувствую, что живу. До определенного момента думал, что я один такой. Оказывается, в Кишиневе много трансгендеров».

Читайте подробней: Не твое тело. Как трансгендерам живется в Молдове

Непризнанные

Как живут ЛГБТ-люди в Приднестровье?

Если в Кишиневе что-то медленно изменяется, то в Приднестровье тема ЛГБТ остается жестким табу. В Уголовном кодексе Приднестровья нет статьи, предусматривающей наказание за однополые сексуальные отношения и их пропаганду. Но от дискриминации и агрессии это не спасает. Некоторые, несмотря на все это, все же не скрывают своей ориентации. В документальном фильме NM — четыре истории о геях и лесбиянках из Приднестровья. Они рассказывают, с чем им приходится сталкиваться, чувствуют ли они себя в безопасности и как борются за свои права в регионе.

Смотрите документальный фильм NM Непризнанные:

За (не) своих

Зачем гетеросексуальные люди поддерживают ЛГБТ-марши?

Почему и зачем в маршах солидарности с ЛГБТ-сообществом участвуют люди с «традиционной» ориентацией? Как они решаются публично высказываться в поддержку тех, кого в Молдове давно считают «другими» и лишними? Как на это реагируют их семьи и близкие? Об этом в интервью NM рассказали родители ЛГБТ-людей, депутат, активисты и обычные горожане, которые уверены, что молчать больше нельзя.

Цитата: «Будет ли счастье, если „неправильных“ убрать с нашей дороги? Мне 61 год, и для меня яркий пример — евреи. В детстве вокруг нас жило очень много евреев. По прошествии лет, когда их практически не стало в Кишиневе, понимаю, что мы понесли огромную утрату из-за их исчезновения. В культуре, общении. Мне без них грустно. Так же и тут».

Читайте подробней: «Я хотел почувствовать, каково это сказать, что я — гей». Зачем гетеросексуальные люди участвуют в ЛГБТ-маршах в Молдове. 7 историй

На благо нации

Каким молдавское ЛГБТ-движение выглядит из России?

ЛГБТ-сообществу приходится непросто во всех постсоветских странах. Но ситуацию там не назовешь монолитной. В России, например, высказывания о гомосексуальности, радужная символика и мирный протест преследуются по закону. Там марш солидарности, подобный «Молдова Прайд», сегодня не представим. Как воспринимают эту разницу люди, побывавшие и там, и здесь? Корреспондент NM поговорила с россиянами, в разные годы побывавшими на фестивале «Молдова Прайд», и расспросила их о том, чем интересно молдавское ЛГБТ-движение, как воспринимается его взаимодействие с местными властями, и нужны ли подобные парады в России.

Цитата: «Молдавское ЛГБТ-сообщество, конечно же, отличается от российского. На Молдове сказывается соседство с Западной Европой и безвизовый режим с ней — границы стираются. У многих людей есть возможность поехать и посмотреть, как живут в других странах. И увидеть, что практически везде в Западной Европе к ЛГБТ+ относятся совершенно нормально. Мне кажется, это здорово способствует принятию. Но много и общих проблем: гомофобия, советское прошлое. Слышала о сильном влиянии российской политики на Молдову, а это серьезный источник гомофобии».

Читайте подробней: «Во благо молдавской нации». «Молдова Прайд» глазами россиян

[Не]равнодушно

Как и зачем искусство говорит об ЛГБТ и политике?

В спецпроекте «[Не]равнодушно» NM общался с молдавскими художниками, чьи работы касаются осмысления гендера и преодоления неравенства по признаку сексуальной ориентации. Первое интервью из серии — с писательницей, одной из создательниц teatru-spălatorie Николетой Есиненку. В интервью NM она рассказала, с чего начинаются изменения в обществе, может ли искусство быть не политическим, и почему государство должно вкладываться в преодоление неравенства.

Цитата: «Ничто не может быть не политическим, потому что мы живем в обществе. Ты спишь и как бы ничего не делаешь, а просыпаешься — хоп, Советского Союза нет. Ничего не делание — это расхожая история. Предположим, я не иду плавать в тот бассейн, потому что там плавают люди, которые мне не нравятся. ЛГБТ. Я не буду там плавать, потому что там плавают ЛГБТ. В этой ситуации я ничего не делаю, я не иду. Но это гомофобия. Ты — гомофоб, оттого, что ты ничего не делаешь. Так что все политическое, особенно искусство про цветы. Оно очень политическое».

Читайте подробней: «Если вы называетесь государством, то платите за права ЛГБТ, женщин…». Интервью NM c создательницей teatru-spălatorie Николетой Есиненку

Квир в регионы

Нужно ли Молдове квир-кино?

Зачем в Молдове смотреть квир-кино? Чем оно отличается от фильмов об ЛГБТ-сообществе? Как молдавский зритель реагирует на истории о сексуальных и гендерных меньшинствах? Как вышло, что большими премиями все чаще отмечают фильмы о темнокожих и геях, и почему это важно? Обо всем этом рассказал в интервью NM директор фестиваля квир-кино Queer Voices Максим Кырлан, который уже три года подряд проходит в Молдове.

Цитата: «В 2016 году, когда мы только запускали этот фестиваль, я не мог себе представить, что мы сможем показать какой-то фильм на тему ЛГБТ. […] Тогда у меня сработала жесткая самоцензура: „Не-не-не, вы что? Нас в Кагуле не поймут, у нас будут проблемы“. Но мы таки показали фильм, причем подобрали довольно интересный. Это была короткометражка о двух бабушках-лесбиянках из Швеции, которым по 90 лет. Одна из них умирала. Это очень болезненная, но трогательная история. Не могу сказать, что люди были в восторге… […] Но демонстративных выходов не было. Потому что фильм держал, хотелось досмотреть. Ведь на самом деле — это просто человеческая история. Тогда, пять лет назад, для нас это было маленькое открытие. Так мы поняли, что наши люди не настолько негативно настроены к ЛГБТ. Надо просто правильно и в правильный момент преподнести».

Читайте подробней: «Смотришь африканскую историю и удивляешься: как это актуально для нас». Интервью NM с директором фестиваля Queer Voices

Гомофобия слева

Как политики паразитируют на теме ЛГБТ?

«Позорище», «мерзость», «достали со своими маршами» и «больной философией». Такие комментарии оставляли многие читатели NM под материалами об ЛГБТ-сообществе и новостью о премии центра Genderdoc-M, которую присудили редакции в прошлом году. Почему в Молдове до сих пор доминирует гомофобия? Как этим пользуются политики слева? И почему проевропейцы почти никогда не высказываются в поддержку ЛГБТ? Как молдавская толерантность на наших глазах превратилась в миф, и причем тут табу на любой разговор о сексуальности? Обо всем этом — в редакторском подкасте NM.

У микрофонов — Галина Васильева, Евгений Шоларь и Ольга Гнаткова.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: