adevarul.md

Минеральные годы


Тираспольский городской суд приговорил соучредителей приднестровской компании «Аэроплан» (производитель минеральной воды «Варница-Уникум») Сергея Бевзюка и Виталия Бешлягу к шести годам лишения свободы каждого за дачу взятки в размере $40 тыс. главе Службы госнадзора Приднестровья Ольге Зварыч. Также, согласно приговору, бизнесмены должны выплатить штраф — по $2,4 млн в бюджет Приднестровья. Адвокат и родственники осужденных утверждают, что предпринимателей спровоцировали на дачу взятки. А стоит за провокацией глава приднестровского МВД Геннадий Кузьмичев. Господин Кузьмичев в ответ на просьбу NM прокомментировать обвинения заявил, что не следит за этим делом.

Приговор соучредителям приднестровской компании «Аэроплан» (производитель минералки «Варница-Уникум») Виталию Бешляге и Сергею Бевзюку был вынесен 26 сентября. Тираспольский городской суд признал их виновными в нарушении ст. 287 «Дача взятки» (в частности ч. 3 пунктов «А» и «Б»). По версии следствия, предприниматели коррумпировали начальника Службы государственного надзора Ольгу Зварыч. Как утверждало обвинение, они заплатили ей $40 тыс. за решение проблем предприятия, которому служба запретила продавать минералку на территории Приднестровья. Суд приговорил бизнесменов к шести годам тюрьмы и крупному штрафу — каждый из них должен заплатить по $2,4 млн.

Неприятности у компании «Аэроплан», итогом которых стал арест и приговор соучредителей фирмы, начались год назад. В октябре Служба госнадзора запретила реализацию приднестровской воды «Варница-Уникум» на территории Приднестровья и постановила изъять продукт из продажи. Это решение в службе объяснили тем, что вода добывается из скважины, расположенной на территории Молдовы — в селе Варница, а «Аэроплан» не предоставил никаких документов о безопасности и условиях эксплуатации скважины.

Производством минеральной воды «Варница-Уникум» в Молдове занимаются два предприятия — приднестровская компания «Аэроплан» и молдавская фирма BEŞLEAGA-E.R.V.A., зарегистрированная в Варнице. Первые производят воду для приднестровского рынка, а вторая продает ее на правом берегу Днестра. Обе фирмы пользуются одной технологической линией розлива, используя воду из двух скважин, одна из которых находится на неподконтрольной Кишиневу территории Приднестровья, а другая — в молдавском селе Варница. Сразу после того как у «Аэроплана» возникли проблемы со Службой госнадзора, приднестровский Центр сертификации, метрологии и стандартизации (имеет статус автономной некоммерческой организации — АНО) аннулировал выданные компании сертификаты соответствия на минералку. Это решение там объяснили тем, что при изготовлении воды были нарушены приднестровские ГОСТы.

Возникшие проблемы, по заявлению представителей Следственного комитета ПМР, предприниматели и попытались урегулировать напрямую с Ольгой Зварыч, передав ей крупную взятку. Примечательно, что взятка была дана 13 ноября 2013 года, а арестовали бизнесменов два дня спустя — 15 ноября. Адвокат Виталия Бешляги Ирина Гаврилова считает это серьезным нарушением. «Нарушение моим подзащитным было произведено 13 ноября, а уголовное дело завели лишь через два дня, хотя по ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса ПМР оно должно быть заведено немедленно. Кроме того, при протоколе осмотра места происшествия отсутствовали понятые»,— сказала NM госпожа Гаврилова. По ее словам, в документах понятые фигурировали, но отсутствовали на приобщенной к делу видеозаписи. Она добавила, что уже обжаловала приговор суда.

Родственники осужденных утверждают, что реальная причина преследования бизнесменов — конфликт с влиятельным приднестровским силовиком, главой МВД Геннадием Кузьмичевым. Брат Виталия Бешляги, соучредитель BEŞLEAGA-E.R.V.A. Александр Бешляга, говорит, что проблемы начались после скандала, спровоцированного попыткой приднестровских таможенников установить в Зоне безопасности приднестровского конфликта дополнительный пост между селом Варница и бендерским микрорайоном Северный (инцидент произошел в апреле 2013 года).

По словам Александра Бешляги, его брат, будучи советником сельсовета Варницы, активно противодействовал установлению поста. Это, уверяет он, и стало причиной конфликта между бизнесменом и Геннадием Кузьмичевым. «После этих событий на «Аэроплан» началось давление, с мая по октябрь были внеплановые проверки одна за одной. Со стороны Службы госнадзора было шесть проверок, проверяла налоговая и другие контролирующие органы»,— рассказал NM брат осужденного.

По словам Александра Бешляги, «люди от Геннадия Кузьмичева» поставили владельцев компании перед выбором: «либо вы даете деньги, либо уходите отсюда». «Максим Кузьмичев (сын Геннадия Кузьмичева, работающий в Управлении по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией МВД ПМР) сказал, что для решения проблемы надо отнести деньги Ольге Зварыч. Путем угроз и шантажа брата принудили к тому, чтобы он отнес 13 ноября прошлого года $40 тыс.»,— рассказал Александр Бешляга.

14 ноября — на следующий день после того как Виталий Бешляга передал $40 тыс. Ольге Зварыч — сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (УБЭПиК) совместно с таможенниками осуществили в компании «Аэроплан» «контрольную закупку» партии минералки. По словам Александра Бешляги, за нее они рассчитались молдавскими леями, после чего обвинили предпринимателей в торговле за иностранную валюту на территории Приднестровья. Руководство предприятия, отмечает господин Бешляга, пыталось объяснить, что предприятие находится в Варнице и расчет за леи не является нарушением, но силовики тем не менее изъяли внутреннюю документацию фирмы. 15 ноября Виталий Бешляга и Сергей Бевзюк были вызваны в УБЭПиК за документами, где и были арестованы. «Сергея Бевзюка вообще держат там ни за что. Якобы он дал деньги компаньону и сказал: отнеси их Зварыч»,— пояснил Александр Бешляга.

Примечательно, что брат осужденного не отрицает факта передачи взятки. На вопрос NM о том, почему предприниматели не стали обращаться в правоохранительные органы, когда у них потребовали взятку, Александр Бешляга ответил, что это было бессмысленно. «Все дороги ведут к Геннадию Кузьмичеву. Таможня, МВД и даже Следственный комитет подконтрольны ему. Прокуратура ему не подконтрольна, но у них в Приднестровье сейчас нет никаких полномочий»,— сказал господин Бешляга. По его словам, представители «Аэроплана» обращались в прокуратуру, Следственный комитет и арбитражный суд по поводу действий Службы госнадзора в отношении предприятия, но проиграли дело в суде. «Из других органов были отписки, что действия госслужбы законны»,— пояснил господин Бешляга.

В кассационной жалобе, поданной на вынесенный предпринимателям приговор, также излагается версия о том, что за уголовным делом стоит конфликт бизнесменов с господином Кузьмичевым. Там, в частности, приводятся слова Виталия Бешляги о якобы поступавших в его адрес угрозах со стороны высокопоставленного силовика. Адвокат Гаврилова в кассации прямо утверждает, что у предпринимателя вымогали деньги. «Имела место провокация и вымогательство денежных средств»,— написала адвокат. Она отметила, что предпринимателям, в частности, звонил Максим Кузьмичев.

Юрист также полагает, что вымогательство доказывает приобщенная к делу запись разговора Виталия Бешляги с Ольгой Зварыч, сделанная силовиками при передаче денег. Фраза господина Бешляги звучит так: «Там $40 тыс. Мне сказано было занести и выйти, больше никаких разговоров не вести. Я свое сделал. Готов с вами завтра же встретиться, чтобы […] мы разрулили эту ситуацию».

Геннадий Кузьмичев сказал NM, что не может комментировать обвинения предпринимателей. «Дело находится в тираспольском городском суде. Мне неизвестно, что они говорят в суде, у меня достаточно других дел. Я не в курсе, что там сейчас происходит»,— сказал NM господин Кузьмичев. В Следственном комитете Приднестровья также отказались от комментариев, порекомендовав посмотреть сюжет «Первого Приднестровского» телеканала, посвященный приговору.

Летом этого года Виталий Бешляга и Сергей Бевзюк направили в Европейский суд по правам человека жалобу на приднестровские власти в связи с незаконным содержанием под стражей, пытками и жестоким обращением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие материалы

4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

protv.md

«Я работал в заведениях, где отдыхал Плахотнюк». Сомнительные контракты в деле бывшего лидера ДПМ

На заседании 12 ноября суд по делу о банковском мошенничестве, в котором обвиняется бывший председатель Демократической партии Владимир Плахотнюк, заслушал еще шестерых свидетелей. Один из них рассказал, как брал у него в долг €140 тыс.

Первый рассказал, что в 2017 году занял у Плахотнюка 140 тысяч евро. На вопрос судьи, откуда он знаком с бывшим лидером ДПМ, свидетель ответил: «Работал в заведениях, где отдыхал Плахотнюк». По его словам, примерно в 2010 году он был официантом в клубе Drive, а позже устроился администратором в ресторан Entourage. В обоих заведениях он часто лично обслуживал Плахотнюка.

В 2017 году, рассказал свидетель, он захотел купить Entourage и обратился с предложением к некой Нине Скицок, которая назвала цену 2,5 млн леев. Денег у него не было, поэтому через члена ДПМ Константина Ботнаря он попросил о встрече с Плахотнюком. Вскоре они встретились, и он взял под расписку €140 тыс сроком на три года. Документ составили на имя Плахотнюка.

Контракт купли-продажи подписывала Скицок, а деньги перевели на счет в Victoriabank. В 2020 году Плахотнюк, к тому времени уже покинувший Молдову, позвонил и потребовал вернуть долг. Мужчина, по его словам, продал квартиру, занял у родителей и вернул деньги через неизвестного посредника в одном из кишиневских ресторанов. «Что стало потом с распиской и деньгами — не знаю», — добавил он.

Хотя свидетель утверждал, что не знал, кто владел заведениями, где он работал, известно, что ночным клубом Drive управляла компания OTIV Prime Hospitality, связанная с Плахотнюком. Считается, что и Entourage также принадлежал ему. Если это так, выходит, свидетель купил ресторан у его же владельца — и на его же деньги.

Второй свидетель, адвокат, рассказал, что примерно 15 лет назад к нему обратился мужчина с просьбой найти человека, которого можно было бы временно назначить администратором одной фирмы. Ему объяснили, что компания уже не ведет хозяйственной деятельности и скоро будет ликвидирована. Тогда адвокат предложил кандидатуру своей тещи-пенсионерки, при условии, что ей будут платить зарплату.

«Мне присылали документы на почту. Я их читал, распечатывал, отвозил теще на подпись и отправлял дальше», — рассказал свидетель. Первые полгода, по его словам, это были бумаги на небольшие суммы, но позже стали приходить банковские документы на миллионы и десятки миллионов леев. Тогда теща отказалась от должности. Адвокат упомянул компанию Finpar Invest, связанную с Плахотнюком, и подчеркнул, что старался проверять все документы, часто касавшиеся земельных участков.

На вопрос суда, зачем он согласился участвовать в этой схеме, свидетель ответил, что просто хотел помочь теще немного подзаработать.

Суд также заслушал показания председателя Социал-демократической партии Виктора Шелина. Он рассказал о продаже павильона, на территории которого находилось здание телеканала Publika TV. По его словам, примерно в 2013 году владельцы телеканала решили его продать и предложили Шелину выкупить актив, но он отказался. Позже ему сообщили, что появился другой покупатель, который согласен купить телеканал только вместе со зданием. Компания Шелина рассчитала стоимость павильона, исходя из арендной платы за 25 лет, и продала его. Из показаний других свидетелей следует, что покупателем телеканала стал Плахотнюк.

***

Владимира Плахотнюка, находящегося в бегах с 2019 года, задержали в Греции в конце июля 2025-го, а 25 сентября экстрадировали в Молдову. После этого его поместили в кишиневскую тюрьму №13 под предварительный арест.

Бывшего политика обвиняют по нескольким уголовным делам, самое громкое из которых связано с «кражей миллиарда». По данным прокуратуры, Плахотнюк через компании, подконтрольные Илану Шору, получил $39 млн и €3,5 млрд из украденных средств.

О хищении миллиарда евро из трех молдавских банков — Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank — стало известно в ноябре 2014 года. После этого Нацбанк ввел в них временное управление, а власти решили ликвидировать банки (процесс до сих пор не завершен). Тогда же Нацбанк выдал кредит под госгарантии на сумму украденных денег — примерно 14 млрд леев, или по курсу того времени €1 млрд.

Как объясняли власти, кредит был необходим, чтобы избежать паники на финансовом рынке. В счет этого долга правительство выпустило гособлигации на 13,3 млрд леев под 5% годовых, обязавшись погасить их за 25 лет. Эти деньги отнесли к государственному долгу. С учетом процентов, за 25 лет сумма вырастет до 24,5 млрд леев.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Больше нет статей для показа
4
Опрос по умолчанию

Вам понравился наш плагин?

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: