Миноритарный режим. Как Игорь Додон собрал под себя всю власть
6 мин.

Миноритарный режим. Как Игорь Додон собрал под себя всю власть

Очередная смена власти в Молдове не заняла и недели. Альянс Партии социалистов и ACUM прекратил существование, а вместо коалиционного правительства страной будет руководить — миноритарное. В новое правительство из администрации президента перекочевала львиная доля его советников и юрист Партии социалистов. Эксперты называют этот кабмин «правительством Додона», но полагают, что в министерствах найдется место и для людей демократов. NM вместе с экспертами разбирался, чего стоит ждать от нового правительства, и как его работа отразится на рейтинге президента.

Недалекий горизонт

Правительство Майи Санду заменили на кабинет Иона Кику в предельно сжатые сроки: 12 ноября парламент выразил вотум недоверия правительству Санду, 13 — президент предложил кандидатуру нового премьера, 14 ноября — социалисты и демократы дружно проголосовали за кабинет Кику.

На заседании парламента 14 ноября премьер-министр (тогда еще только кандидат) Кику поблагодарил Додона за выдвижение его кандидатуры и «за понимание того, как важно назначить правительство».

Кику уверял, что собрал команду всего за несколько часов. Члены команды, по его словам, всю ночь работали над программой правительства. При этом, как сообщил источник NM, с некоторыми членами кабмина возможность такого сценария обсудили намного раньше.

В беседе с NM новый министр образования Корнелиу Попович затруднился уточнить, когда ему предложили стать членом нового кабмина. «После всех этих событий», — сказал он, имея в виду вотум недоверия правительству Санду.

Собеседники NM в ПСРМ предложили подсчитать, сколько времени прошло с момента, когда Майя Санду взяла на себя ответственность перед парламентом за проект поправок к закону «О прокуратуре» и самим сделать выводы, и когда началось формирование правительства Кику.

«Это не произошло за одну ночь. Мы должны были предусмотреть все возможные варианты», — отметил собеседник NM.

Кику намерен руководить правительством по меньшей мере до конца 2020 года. Он заявил, что, учитывая «статус миноритарного правительства, горизонт деятельности этого кабмина — до президентских выборов».

Кику сказал, что намерен сосредоточиться в своей работе на 10 приоритетных направлениях, среди которых реформа юстиции, социальные инициативы, улучшение инвестиционного климата, разработка налогово-бюджетной политики, инфраструктурные проекты, развитие внутреннего туризма, IT сектора и др.

Правительство Додона

В правительство Кику пришел прямиком из офиса президента, где он занимал должность советника Додона. Оттуда же в кабмин пришли и другие члены администрации президента — Аурелиу Чокой, возглавивший МИДЕИ, Виктор Гайчук, получивший пост министра обороны, Корнелиу Попович, который стал министром образования, Ион Пержу — новый министр сельского хозяйства и Виорика Думбрэвяну — новый министр здравоохранения.

Павел Войку, руководивший министерством обороны в правительстве Санду, в кабинете Кику занял пост министра внутренних дел. До прихода в кабмин Санду он был советником Додона. Минюст возглавил юрист ПСРМ Фадей Нагачевский.

Политический аналитик Виктор Жук считает, что до президентских выборов в Молдове возможна политическая стабильность. «Конечно, Додон пойдет по сценарию, согласно которому созданное им правительство будет пытаться работать более эффективно, чем кабинет Санду. За счет этого он получит электоральные очки перед выборами», — сказал Жук в беседе с NM.

Он также отметил, что новый мэр Кишинева Ион Чебан, хоть и приостановил свое членство в ПСРМ, «будет делать все, чтобы показать, на что они [социалисты] способны».

Доктор политических наук Анжела Колацки считает, что новый кабмин можно назвать «правительством Додона, этого никто и не скрывает». «ДПМ поддержала это правительство, но новое парламентское большинство не было сформировано. Додон позиционирует себя как неформальный лидер социалистов. Но ПСРМ можно было дать время на то, чтобы хотя бы сымитировать поиски этих так называемых технократических министров», — сказала Колацки.

Кику — хороший премьер для ПСРМ и президента, продолжила она, потому что в 2020 году «сможет обеспечить проведение президентских выборов так, как нужно».

По ее словам, это правительство нельзя называть аполитичным и технократическим, так как оно будет проводить политику и выполнять решения, принятые в определенном политическом центре.

Политолог Виктор Чобану считает, что назначение правительства Кику — тактический выигрыш Додона и в то же время стратегический проигрыш. «То же я говорил и про Плахотнюка. Когда берешь всю полноту власти, ты должен понимать, что все риски становятся твоими. И при случае все горшки полетят в твою голову», — отметил эксперт.

По его словам, Додон «зациклен на втором мандате». Эксперт не исключает, что у него есть договоренности с ДПМ о президентских выборах.

«Ренато Усатый рассказал, что могут опять изменить Конституцию, и снова президента будет выбирать парламент. Не факт, что Додон через год будет пользоваться поддержкой населения. Это не гарантированный результат, это всегда под вопросом. А в парламенте — это результат скрытых договоренностей», — отметил Чобану.

Он назвал Додона «достойным учеником Плахотнюка» и сказал, что президент всегда обыгрывал коллег из блока ACUM «по всем важным позициям» и «в таких схемах он гораздо более опытен».

При этом Чобану сомневается, что у правительства Кику «есть гениальные решения всех накопившихся проблем, особенно тех, которые педалировал Додон».

«Я вообще не верю в чудеса и в экономические, в частности. Кику замечательный технократ, который говорил, что мы сможем обойтись без всех. Вот у него есть отличная возможность это показать. Я думаю, что проблемы будут накапливаться, и для Додона уже начался обратный отсчет», — заявил политолог.

Новый этап для демократов

Чобану отмечает, что после заявлений демократов о том, что в правительстве Кику много министров, за которых они бы сами проголосовали, можно говорить о том, что это «демосоциалистическое правительство». При этом, по мнению эксперта, у демократов в этом тандеме подчиненное положение. «Додон взял банк, дождемся и прокурора, тогда у него будет полный комплект», — подчеркнул Чобану.

По его словам, демократы не получили посты в министерствах, но предположил, что они получат бонусы поменьше, вроде постов госсекретарей и должностей в государственных агентствах.

Анжела Колацки отмечает, что, хоть между социалистами и демократами нет формального соглашения, последние «отвоевали для себя какую-то местную неприкосновенность».

Собеседники NM в ДПМ отмечают, что для них наступил «новый этап», когда их перестанут «угнетать и смешивать с грязью». Они отмечают, что именно этим занималось правительство Майи Санду. Публично демократы говорят о том, что коалиции с ПСРМ не будет, но в то же время заявляют о готовности поддерживать проекты правительства Кику.

Назначение Кику можно оспорить?

Анжела Колацки считает, что блок ACUM может обратиться в Конституционный суд (КС), чтобы оспорить законность голосования в парламенте за правительство Кику.

«Додон должен был дождаться, пока Санду официально сложит мандат и только потом он мог выдвинуть другого кандидата, а парламент за него проголосовать», — сказала эксперт.

Она рассказала, что в 1999 году такой прецедент был, когда за правительство Стурзы пришлось голосовать дважды. После первого голосования в парламенте группа депутатов обратилась в КС в связи с нарушением процедур голосования за кабмбин. «Тогда КС признал неконституционным голосование за правительство Стурзы, так как за него проголосовал 51 депутат, а нужно было 52 голоса. Лучинскому пришлось снова выдвигать Стурзу и искать голос», — рассказала Колацки.

Она напомнила, что голос все же нашли, за правительство Стурзы проголосовал Илие Илашку, который тогда находился в заключении в Приднестровье.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: