Молдова на фото XIX и XX веков
Как уникальные фотографии из Госархива попали в соцсети
В начале ноября у Национального архива Молдовы появилась страница в Инстаграме, где начали публиковать уникальные архивные фото прошлого века. За первый час на страницу подписались более 200 человек, а к концу ноября — более 2 тыс. Открыть страницу в Инстаграме предложил молодой сотрудник отдела кинофотодокументов Виктор Орган. NM побывал в архиве и узнал, почему там решили оцифровать и опубликовать в соцсети старые фото, и что будет с этим проектом дальше.
«Люди думают, что архив — закрытое место, как СИБ или КГБ»
Создать страницу в Инстаграме руководству госархива предложил один из сотрудников — 28-летний Виктор Орган, работающий главным специалистом в отделе кинофотодокументов. В Национальном архиве он работает совсем недавно, с июля 2020 года.

По его словам, начав работать с фотографиями, он понял, что это так интересно, что этим надо поделиться. И предложил руководству создать страницу в Инстаграм. До этого, как отметил Виктор, фотографии из архива никогда не оцифровывали, делали это, только если кто-то обращался с запросом.
«Люди думают, что архив — закрытое место, как СИБ или КГБ, но это не так. Архивные фото должны увидеть как можно больше людей. Эти снимки рассказывают о нашем прошлом. Обычно люди не хотят изучать историю по книгам и документам, они предпочитают фильмы или фотографии. А фотография нередко может рассказать о жизни людей больше и правдивее, чем документы».

Виктор Орган
Left
Right
У Виктора высшее образование в области искусства, он изучал кинорежиссуру в Академии музыки, театра и изобразительных искусств. Но работал не по специальности. Когда узнал о вакансии в госархиве, подал заявку на участие в конкурсе. Кроме него, было еще четыре претендента, но победителем по итогам интервью и двух заданий (описать фото и написать запрос) признали Виктора Органа.

Задание «написать письменный запрос» было не случайным: кроме оцифровки архива, Виктор занимается и другой работой — пишет письма, редактирует и переводит документы с русского на румынский. Еще он организует онлайн-выставки старых фото на сайте архива. Две последние экспозиции — подборки старых снимков Кишинева и Национальной филармонии.
«Работая со старыми фотографиями, я узнал много новой для себя информации. Например, как назывались в советское время все районы в Молдове, все колхозы, улицы Кишинева. Узнал много слов из советской лексики, которые поначалу даже не знал, как перевести на государственный язык. Это очень увлекает, я работаю, как в музее».

Виктор Орган

«Я думал, к Новому году будет тысяча подписчиков, но набрали 200 за час»
Страницу госархива в Инстаграм Виктор Орган создал 3 ноября. За месяц на странице опубликовали больше 50 фотографий Молдовы советского периода: снимки из колхозов, школ, с предприятий и улиц Кишинева.

За первый час на страницу подписались больше 200 человек, а к концу ноября — больше 2,2 тыс. «Такого числа подписчиков я не ожидал. Я думал, будет хорошо, если к Новому году наберем тысячу, но мы за час набрали больше двухсот. Сначала я запостил 10 - 15 снимков, показал их своей знакомой. Она репостнула, и фото стали распространяться по Инстаграму, ими делились инфлюенсеры, например, Ната Албот. На страницу подписались многие СМИ. У каждой фотографии больше 4 тыс. просмотров, многие пишут отзывы в сообщениях», — поделился Виктор. Он надеется, что к концу года у страницы будет более 5 тыс. подписчиков.

В госархиве говорят, что из-за популярности Инстаграм-страницы люди стали интересоваться и самим архивом: посещаемость сайта ведомства выросла на 400%.

Больше всего Виктору нравится публиковать в Инстаграме архивные фото из колхозов. Он говорит, что они «самые жизненные и эмоциональные», к тому же сейчас очень актуальна тема экопродукции и сельского хозяйства. Фотографий из колхозов, по словам Виктора, в архиве очень много, но этими снимками много лет никто не интересовался. Обычно людей, которые обращаются в архив, интересуют только фотографии городов или всего, что связано с промышленностью.
«С тыльной стороны архивных фотографий, как правило, есть подписи. И если это фото советского периода, характер подписей обычно пропагандистский. Когда я подписываю фото в Инстаграме, я стараюсь делать это без политики и пропаганды. Например, в подписи на фото может быть написано "румынско-фашистские оккупанты", но мы не можем так писать. В то же время и такие документы должны храниться, у пропаганды тоже есть историческая ценность. Но мы не хотим ничего оценивать, каждый должен сам сформировать свое мнение».

Виктор Орган
Left
Right
«В госархиве есть фото, которым больше 120 лет»
В государственном архиве Молдовы хранится более 1,1 млн документов, более 400 тыс из которых — фотографии. Большая часть из них — на фотопленке, и только 20 тыс. — уже напечатанные на бумаге снимки.

Снимки и пленки хранятся отдельно: снимки упакованы в конверты, а пленки пронумерованы и хранятся в ящиках. С обратной стороны каждой напечатанной фотографии написано, в каком году она сделана, кто ее автор и что на ней изображено. Чтобы найти нужную фотографию, используют картотеку. Там фотографии рассортированы по тематике и по годам.
Left
Right
В коллекции фотографий архива Молдовы есть фото, которым больше 120 лет. Самые старые — 1890-х годов. Но фотографий тех лет и начала XX века очень мало. Чаще всего это портреты людей. «И сейчас бывает, люди приносят в архив дореволюционные фотографии родственников. Сотрудники архива определяют их ценность и, если считают фотографию ценной, принимают в архив», — рассказали в ведомстве.

В послевоенное время, с развитием фотографии, Национальный архив начал пополняться быстрее. На снимках тех лет — в основном праздники, политические события, школы и университеты, заводы и фабрики, улицы городов.

По словам Виктора Органа, пользователи Инстаграма иногда спрашивают, есть ли в архиве снимки их села: «Да, у нас есть фотографии из всех сел страны, но их нужно искать в архиве».
«На оцифровку всего фотоархива понадобится 13 лет»
На оцифровку всего фотоархива, по подсчетам сотрудников, может понадобиться около 13 лет, если ежедневно оцифровывать около 100 снимков. Этот срок можно уменьшить, если в отделе, в котором работает Виктор Орган, будет больше сотрудников. Сейчас там работают три человека, а по штатному расписанию должно быть семь.

Кроме того, в начале 2019 года правительство ввело частичный мораторий на трудоустройство в бюджетном секторе на время реализации реформы оплаты труда бюджетников. Мораторий действует до сих пор.

Чтобы оцифровать фотографию, уже напечатанную на бумаге, используют сканер. Обычно Виктор сканирует сразу несколько фотографий, затем в программе Photoshop вырезает каждую из них из отсканированного файла, убирает пылинки и царапины и делает фото более контрастным.
«Ситуация, как и во многих госучреждениях: специалистов не хватает, работа малооплачиваемая. Тут работают энтузиасты, которые любят историю, страну, исследования»

Виктор Орган

Сейчас в архиве могут сканировать только фотографии, уже напечатанные на бумаге. Чтобы отсканировать фото, которые хранятся на пленке, архиву придется купить еще один сканер. Его покупку запланировали на 2021 год.

Документы оцифровывают не так, как фото: их не сканируют, а фотографируют, и уже затем обрабатывают фото в компьютерной программе.

По словам Виктора Органа, когда он оцифровывает документы, иногда начинает их читать и не может оторваться, настолько они интересны. «Есть дореволюционные документы, и есть документы советского периода. Например, дела депортированных людей с их фотографиями, личными документами, письмами. На некоторых делах есть пятна крови», — рассказал Виктор.
«Детям такие газеты лучше не показывать»
Кроме фотографий и документов, в госархиве есть еще много всего очень интересного, в том числе подшивки старых газет: например, Universul за 1938 год. Просматривая эти газеты, можно узнать, как жили люди в то время. «На первой полосе газеты обычно была цветная фотография, остальные полосы — черно-белые. Большую часть последней полосы занимали некрологи. Еще в номерах было много рекламы, особенно сигарет и медикаментов. В одном из номеров есть, например, новость о том, как сгорела одежда женщин, которые пришли в городскую баню. Они сидели там до ночи, пока родственники не принесли другую одежду», — рассказал Виктор.
«В газетах тех лет не было никакой цензуры. Публиковали шокирующие новости, в текстах описывали способы самоубийства, на фотографиях ничего не маскировали, иногда даже указывали адреса людей. Детям такие газеты лучше не показывать»

Виктор Орган
Left
Right
«Каждый может прийти в архив и попросить любое фото или документ»
В госархиве говорят, что хотят с помощью страницы в Инстаграме улучшить имидж ведомства. «Около года назад в архиве сменилось руководство, и сейчас мы пытаемся изменить политику агентства. В советские годы из-за цензуры у граждан практически не было доступа к архиву. И у многих сотрудников архива до сих пор осталось такое представление о работе. Мы хотим это изменить», — рассказал замдиректора Национального архива Александр Чербу.

Большая часть людей, которые обращаются в архив, приходят за документами: например, чтобы на основании свидетельств о рождении старших родственников получить иностранное гражданство. Теперь с помощью соцсетей руководство госархива хочет продвинуть и другие архивные материалы, в том числе фото и видеоматериалы. Архивные видео будут размещать на канале госархива в YouTube.
По мнению Чербу, фотоархив надо было начать оцифровывать еще двадцать лет назад. Другие страны, в том числе в СНГ, занялись этим еще в 1990-е годы. В Азербайджане, например, как рассказали в госархиве, команда из семи сотрудников за четыре года оцифровала архив из 1 млн документов. «Если бы в Молдове начали оцифровывать архив в начале 2000-х, сейчас все было бы полностью оцифровано», — отметили в госархиве.

В ведомстве также рассказали, что, после того как все архивные фотографии отсканируют, их разместят на сайте госархива для открытого доступа. А до тех пор любой человек может обратиться в архив и попросить фото, видео или документ для личного пользования. Для этого надо написать запрос на электронную почту Национального архива. Если в запрашиваемом документе, фото или видео содержатся персональные данные других людей, человек должен письменно подтвердить, что не будет распространять их без согласия этих людей или их родственников. Заявителю также надо будет заплатить за оцифровку материалов. Сканирование одного фото, например, стоит около двух леев.
Left
Right
Текст: Татьяна Султанова
Оформление: Екатерина Узун
Фото: Татьяна Султанова
Смотрите также:
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: