Ученые посчитали, сколько еды ежегодно выбрасывают, начали печатать мозг на 3D-принтере, предупредили о росте онкологических заболеваний и нашли связь между косметикой и преждевременными родами — об этих и других новостях науки и техники в еженедельном обзоре NM.

Люди выбрасывают миллиарды тонн продуктов

Ученые провели исследование, в ходе которого создали глобальную базу данных о потерях продуктов питания в 121 стране мира. Результаты исследования показали, что с 2004 по 2014 год потери продуктов питания увеличились на 24%, достигнув 1,92 млрд тонн ежегодно.

Мозг на 3D-принтере, онкология в 2050 году и связь косметики с преждевременными родами. Наука от NM по воскресеньямВ бедных странах основная часть потерь происходит на ранних этапах производства из-за нехватки холодильного оборудования. Это приводит к ухудшению качества продукции уже на фермах. В развитых странах проблема заключается в избыточном потреблении и излишках, которые приводят к большим потерям из-за утилизации продуктов. Например, в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии на каждого человека ежедневно выбрасывают 1560 килокалорий.

Почти 20% сельскохозяйственных земель и водных ресурсов используют для производства продуктов питания, которые в итоге выбрасывают. Это приводит к значительным выбросам в атмосферу CO2-эквивалентов, достигающим 1,8 млрд тонн.

Ученые печатают мозг на 3D-принтере

Исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон разработали инновационную методику печати на 3D-принтере функциональной ткани мозга. Вместо традиционного вертикального подхода к 3D-печати они использовали узорчатую ткань, печатая горизонтально рядом друг с другом тонкие слои или полосы геля, наполненные клетками.

Мозг на 3D-принтере, онкология в 2050 году и связь косметики с преждевременными родами. Наука от NM по воскресеньямЭта технология позволила создать структуру, в которой клетки могут взаимодействовать между собой, образуя сети, аналогичные нейронной сети в человеческом мозге. Нейроны, выращенные из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, размещали в мягком геле, подобно карандашам на столе, образуя сложные связи.

Исследование показало, что в такой структуре клетки способны «общаться», обмениваясь сигналами через нейротрансмиттеры и формируя сети, включая правильные соединения с опорными клетками. Ученые успешно напечатали разные части мозга: кору головного мозга и полосатое тело — и обнаружили, что клетки могут обмениваться специфическими сигналами, даже если относятся к разным частям мозга.

Рост онкологических заболеваний на 77%

Международное агентство исследования рака (IARC) прогнозирует, что к 2050 году число новых случаев онкологических заболеваний превысит 35 млн, что на 77% больше, чем в 2022 году. Основные факторы роста заболеваемости включают курение, употребление алкоголя, ожирение и загрязнение воздуха.

Мозг на 3D-принтере, онкология в 2050 году и связь косметики с преждевременными родами. Наука от NM по воскресеньямВ 2022 году зарегистрировали 20 млн новых случаев рака и 9,7 млн смертей от онкологических заболеваний. У каждого пятого человека на Земле развивается рак в течение жизни, при этом каждый девятый мужчина и каждая двенадцатая женщина умирают от рака.

Эксперты отметили, что рост заболеваемости раком отражает как старение и увеличение населения, так и изменения в подверженности людей факторам риска, часть из которых связана с социально-экономическим развитием. Например, рост употребления табака в Азии может быть одной из причин возрождения рака легких.

Связь между косметикой и преждевременными родами

Новое исследование обнаружило связь между нарушающими гормональный фон химическими веществами, содержащимися в пластмассах и косметике, и почти 56 тыс. случаев преждевременных родов в США в 2018 году.

Исследователи проанализировали данные более 5 тыс. беременных женщин и выяснили, что вероятность преждевременных родов связана с концентрацией фталатов в моче матери. Однако ученые указывают, что это, скорее, корреляция, чем прямая причинно-следственная связь. При этом, как отметили ученые, результаты исследования не означают, что косметика является причиной преждевременных родов.

Фталаты, используемые в лаках для ногтей, духах и упаковке пищевых продуктов, широко широко применяли женщины, информацию по которым собирали для исследования. Хотя эффекты могут быть существенными, ученые отметили необходимость дальнейших исследований в этой области.

За счет чего увеличивается численность речных рыб

Недавнее исследование показало, что последние 30 лет численность речных рыб в среднем увеличивалась на 13% за десятилетие, а видовое разнообразие их сообществ — на 7%.

Мозг на 3D-принтере, онкология в 2050 году и связь косметики с преждевременными родами. Наука от NM по воскресеньямУченые анализировали данные с 1993 по 2019 годы в рамках Голарктического и Австралийского биогеографических царств. Они изучали видовое разнообразие и долю инвазивных видов (чужеродные виды, которые, прижившись на новой территории, начинают активно распространяться, угрожая местному биоразнообразию и экосистеме). Выяснилось, что наибольший прирост численности и разнообразия рыбных сообществ произошел в нижних течениях рек и на участках, сильно затронутых в последнее время человеческой деятельностью.

При этом рост численности рыб происходит за счет инвазивных видов, в то время как численность местных рыб постоянно снижается.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.

Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.