Мусорный банкрот. Что рассказал Багас о ситуации в Autosalubritate и своей отставке
6 мин.

Мусорный банкрот. Что рассказал Багас о ситуации в Autosalubritate и своей отставке

Столичное предприятие по сбору мусора Regie Autosalubritate может обанкротиться. Об этом на пресс-конференции 11 февраля заявил бывший замдиректора предприятия Михаил Багас. Он рассказал, почему предприятие продолжает накапливать долги, почему ему сложно конкурировать с частными компаниями, и почему он решил уйти в отставку.

О работе Autosalubritate

Предприятие Regie Autosalubritate Багас находится на самофинансировании, отметил Багас. По его словам, жители Кишинева и частные компании задолжали предприятию 24 млн леев. Из них 12 млн леев — текущая задолженности, а еще 12 млн леев — исторические долги, которые накопились за 10 лет.

По словам Багаса, одна из проблем сбора мусора в Кишиневе заключается в том, что услуги Autosalubritate оплачивают, исходя из числа людей, прописанных в доме или квартире. У предприятия нет возможности узнать, сколько людей реально живет в доме или квартире. По данным на 2018 год, отметил Багас, в Кишиневе официально жили 639 тыс. человек, а Autosalubritate обслуживает 543 тыс. «По этим цифрам  выходит, что около 100 тыс. человек производят мусор, но не платятз а его вывоз. В лучшем случае они выбрасывают мусор в специальные контейнеры, а в худшем  — на стихийные свалки, которых в Кишиневе более 15», — сказал Багас. Таким образом, за этих людей платят те, кто заключил контракты с Autosalubritate, пояснил он.

Кроме того, по словам Багаса, из 144 тыс. жителей муниципия, прописанных в пригородах, 89 тыс. не пользуются услугами вывоза мусора. Таким образом, подытожил Багас, всего в Кишиневе около 200 тыс. человек не платят за вывоз мусора.

Еще одна проблема, по словам Багаса, — частные дома. В Кишиневе зарегистрировано 75 тыс. частных домов, но из них услугами Autosalubritate пользуются около 15 тыс. домов, сказал Багас.
Кроме того, отметил он, в Кишиневе есть многоквартирные дома, которые обслуживают ЖЭКи, находящиеся в процессе банкротства. «ЖЭКи аккумулировали долги на 5 млн леев. Только за прошлый год эти долги увеличились на 1,5 млн леев […] Люди перечисляют деньги на счета ЖЭКов, а они используют их по своему усмотрению, например, перечисляют в счет долгов  за услуги Termoelectrica или Apa-Canal», — рассказал Багас.

Еще одна проблема, по словам Багаса,  — предприятия. Хотя в Кишиневе зарегистрировано 110 тыс. фирм и компаний, контракты с Autosalubritate заключили 7,5 тыс. По словам Багаса, не у всех зарегистрированных в Кишиневе предприятий есть офисы или торговые площадки. Но, как рассказал Багас, он сам проверил около 400 компаний и выяснил, что примерно у половины нет контрактов на вывоз мусора, хотя они его производят.

При этом Autosalubritate не может наказывать фирмы, которые не заключили контракты, но при этом отвозят мусор на общие платформы для его сбора. Также Autosalubritate не может обязать их заключить контракт. По словам Багаса, полиция «говорит, что это не в их компетенции», а  наказать такие компании может только претура.

О риске банкротства

Багас рассказал, что единственный полигон  для сбора мусора, «построенный по всем стандартам», — полигон в Цынцаренах. Он также рассказал, что, будучи замдиректора Autosalubritate, он выяснил, что в 2019 году частная компания получила авторизацию на использование мусорного полигона в Пашканах, который обслуживает Кишинев и пригороды. При этом в авторизации указано, что на полигоне разрешено, в том числе, складировать химические вещества и токсичные медицинские препараты. Багаса сомневается в том, что этот полигон «соответствуют стандартам».

По его словам, используя полигон в Пашканах, частные компании составляют серьезную конкуренцию Autosalubritate. Так, по словам Багаса, одна разгрузка автомобиля с мусором в Цынцэренах стоит 1,5 тыс. леев, а на свалке в Пашканах — около 700 леев. Багас отметил, что это приводит к тому, что крупные торговые сети, супермаркеты и заводы стали отказываться от услуг Autosalubritate. При этом, как подчеркнул Багас, эти предприятия были «локомотивом, который вытягивает Autosalubritate из долгов». Багас  считает, что из-за того, что тарифы для Autosalubritatе устанавливает мунсовет, а частные компании регулируют их сами, через несколько лет предприятие может очутиться на грани банкротства. Багас подчеркнул, что с 2017 по 2018 год три частные компании, которые занимаются сбором и вывозом мусора, в два раза увеличили свой доход.

О проблеме нормативов

По словам Багаса, для экономических агентов в Кишиневе до сих пор действуют нормы «накопления мусора», которые приняли в 1987 году. Багас считает, что эти нормы существенно занижены. Кроме того, он отметил, что в последнее время у экономических агентов появились новые, нерегламентируемые виды деятельности. В пример Багас привел киоски и ларьки, которые производят в три раза больше мусора, чем предусматривают нормативы.

При этом по словам Багаса, «нормы накопления» предусмотренные для физических лиц, неоправданно завышены. Согласно регламенту, который в 2007 году одобрил мунсовет, на жителя частного сектора приходится четыре кубометра мусора в год, а на жителя многоэтажных домов — два кубометра. По словам Багаса, по нормам, принятым, например, в России и Украине, на жителей частных домов приходится по два кубометра в год, а на жителей многоквартирных домов — около 1,8 кубометров.

О своей отставке

Как рассказал Багас, в конце 2019 года директор Autosolubritate пригласил его на работу в компани. Перед Багасом, по его словам, поставили три задачи: расширить деятельность предприятия, увеличить клиентскую базу и найти «возможные пути решения проблемы долгов».

Свое решение уйти в отставку Багас объяснил обвинениями и «шумихой», которая поднялась после его назначения. «У меня тоже есть психологические пределы. Я готов отвечать за свои действия и слова, но не готов отвечать за обвинения, которые сыпались в мой адрес. Не я создавал эту должность», — отметил Багас.

Что говорят в Autosolubritate

Замдиректора Autosolubritate Александ Бажура пояснил NM, что в Кишиневе не завышены «нормы накопления» бытовых отходов. Они разработаны на четыре сезона специально для города. По его словам, «нормы накопления» мусора нельзя сравнивать не только между странами, но даже между городами одной страны.

Бажура также сказал, что полигон в Пашканах в первую очередь негативно сказывается на окружающей среде. Он подчеркнул, что на полигоне нет слива сточных вод и изоляции, необходимой, чтобы обезопасить почву. Из-за этого, по его словам, там цены ниже, и частным компаниям выгоднее свозить отходы на полигон в Пашканах. Бажура подтвердил, что Autosolubritate «несет временные убытки», но сомневается, что предприятию грозит банкротство.
***
Михаила Багаса назначили замдиректора по маркетингу предприятия Regiei Autosalubritate 17 января этого года. После этого мунсоветники от партии «Действие и солидарность» (DA) обвинили руководство мэрии Кишинева в том, что оно принимает на работу по «принципу лояльности», а не исходя из профессиональных качеств. Среди чиновников, которых, по мнению DA, приняли на работу «по принципу лояльности», назвали и Михаила Багаса. 7 февраля Багас подал в отставку.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: