«Мы не остановимся». Стояногло о краже миллиарда, Газпромбанке и Плахотнюке
4 мин.

«Мы не остановимся». Стояногло о краже миллиарда, Газпромбанке и Плахотнюке

Нацбанк Молдовы потребует у российского Газпромбанка $100 млн, которые незаконно вывели с корреспондентских счетов Banca de Economii (BEM). Об этом рассказал генпрокурор Александр Стояногло 14 июня во время онлайн-конференции, посвященной расследованию кражи миллиарда. Также генпрокурор попросил помощи международных финансистов для расследования кражи миллиарда и объяснил, почему прокуратура заинтересовалась участием Victoriabank в этом хищении. NM рассказывает главное из выступления Стояногло.

Вечером 14 июня фонд «Открытый диалог» (англ. Open Dialog) организовал онлайн-обсуждение дела о краже миллиарда. В обсуждении приняли участие  евродепутат Гельмут Шольц, генпрокурор Молдовы Александр Стояногло, глава фонда «Открытый диалог» Людмила Козловская, адвокат Анна Урсаки, экс-депутат Григорий Петренко и историк, политолог Алексей Тулбуре.

О сопротивлении расследованию

Стояногло рассказал, что молдавские правоохранители с 2015 года игнорировали участие экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка в краже миллиарда. По его словам, с этим, в том числе, связано и сокрытие отчетов Kroll, в которых упоминалась группировка Плахотнюка.

Стояногло также пожаловался, что обвиняемые и сейчас не хотят сотрудничать со следствием, Нацбанк не оказывает методическую помощь, а судьи и некоторые прокуроры пытаются заблокировать расследование.

«Даже в таких условиях следствие идет решительно. Мы не остановимся», — убеждал Стояногло. Он подчеркнул, что прокуроры собрали «неоспоримые доказательства того, что Плахотнюк был главным бенефициаром кражи миллиарда».

В свою очередь адвокат Анна Урсаки добавила, что некоторые прокуроры не только саботируют расследование, но и всеми возможными способами защищают экс-генпрокурора Эдуарда Харунжена и бывшего главу Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря.

О делах против банкиров

Также генпрокурор рассказал, что до его прихода в Генпрокуратуру следствие игнорировало участие банкиров в краже миллиарда. Стояногло уточнил, что прокуратура уже ведет дела против бывшего руководства BEM, Banca Sociala, Unibank и главы одного из управлений Нацбанка. Их обвиняют в отмывании денег и мошенничестве. Некоторые дела уже передали в суд.

Кроме того, Стояногло подчеркнул, что прокуроры намерено игнорировали Victoriabank (VB), который «напрямую участвовал» в краже миллиарда.

«Кстати, в 2014 году хозяином VB был Плахотнюк. Именно благодаря VB, который незаконно разместил в BEM 1,2 млрд леев, провел их через „карусель“ [фиктивные размещения — NM], а затем со счетов государства банк получил 2,3 млрд леев [из кредитов, выданных под госгарантии]», — пояснил генпрокурор.

Стояногло отметил, что экс-главе VB Наталье Политовой-Кангаш и вице-председателю VB Корнелиу Гимпу предъявили обвинения только в 2020 году. Однако дело до сих пор не смогли передать в суд из-за того, что адвокат Политовой-Кангаш через суд запретил прокурорам отделять ее дело от остального расследования. Прокуроры до сих пор пытаются обжаловать это решение суда. Также генпрокурор отметил, что против самого банка тоже есть уголовное дело.

Стояногло также утверждает, что Нацбанк Молдовы вскоре отправит в суд гражданский иск против Газпромбанка на $100 млн. По словам генпрокурора, в 2014 году эти деньги незаконно вывели с корреспондентского счета BEM.

О новых поворотах в расследовании

Кроме того, Стояногло рассказал, что прокуроры завели около десяти новых дел, проверив обстоятельства выдачи в 2010-2012 годах кредитов на $100 млн. Четверо обвиняемых по этим делам уже предстали перед судом.  В их случае речь идет о сумме $1,7 млн.

Также прокуроры завели дела против компаний, которые получили деньги из кредитов, выданных под госгарантии. «До моего прихода в должность никто не занимался этими проблемами», — отметил Стояногло.

Кроме того, он рассказал, что недавно получили приговоры трое сотрудников «холдинга» бизнесмена и депутата Илана Шора. Генпрокурор отметил, что суд назначил им по шесть лет лишения свободы, хотя прокуроры просили для них по три года условно. Решение прокуроров Стояногло объяснил тем, что подсудимые активно сотрудничали со следствием и дали показания против Шора.

Отметим, речь идет о Татьяне Долгиной, Андрее Нирауце и Алле Гуцу. Они были фиктивными учредителями компаний Шора, через которые выводили деньги из BEM. За подпись документов им платили по $100.

О международной помощи

Также Стояногло отметил, что из-за нежелания Нацбанка Молдовы сотрудничать молдавским прокурорам необходима помощь международных специалистов, чтобы проверить работу проблемных банков и сотрудников самого Нацбанка.

«Мы до сих пор не знаем, какие кредиты выдали реально, а какие виртуально», — пояснил генпрокурор. Также он отметил, что молдавским прокурорам необходима помощь в международном сотрудничестве. Особенно, по словам Стояногло, это касается Великобритании и Кипра. «Мы готовы сотрудничать с любыми европейскими и международными структурами, чтобы прояснить ситуацию», — подчеркнул генпрокурор.

***

Напомним, во время этой же конференции Стояногло прокомментировал и оправдательный приговор бизнесмену Вячеславу Платону, который вынесли всего за несколько часов до выступления генпрокурора.

Подробнее об этом читайте в материале «Дело Платона полностью сфальсифицировали».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: