«Мы ничего не можем сделать — государства “Приднестровье” нет». В Тирасполе против Олега Хоржана готовят новое дело
10 мин.

«Мы ничего не можем сделать — государства “Приднестровье” нет». В Тирасполе против Олега Хоржана готовят новое дело

В Тирасполе готовят новое уголовное дело против лидера приднестровской компартии и экс-депутата Верховного совета Приднестровья Олега Хоржана — на этот раз по статье «об оскорблении президента ПМР». Сейчас он отбывает в Приднестровье четырехлетний срок по обвинению в «насильственных действиях в отношении представителя власти». Правозащитники считают это дело политическим и не раз заявляли о бесчеловечных условиях содержания Хоржана. К нему уже год не пускают мать и адвоката. Все их попытки апеллировать к международным организациям и иностранным посольствам безуспешны. Там говорят: «Мы ничего не можем сделать — государства «Приднестровье» нет». NM рассказывает историю заключения Олега Хоржана и попыток его семьи и адвоката защитить его права.

Новое дело

Как стало известно NM, против лидера приднестровской оппозиционной Компартии Олега Хоржана готовят новое уголовное дело по статье УК Приднестровья «о публичном оскорблении президента ПМР». Об этом NM сообщила адвокат Хоржана Алла Григораш. Кроме штрафа до 12,8 тыс. приднестровских рублей (примерно €690), статья предусматривает до пяти лет лишения свободы (эта статья появилась в местном УК в марте 2019 года).

Олег Хоржан уже два года отбывает наказание в приднестровской тюрьме №1 в селе Глиное Григориопольского района. В ноябре 2018 года Верховный суд Приднестровья приговорил его к четырем с половиной годам заключения по обвинению в «насильственных действиях в отношении представителя власти».

Как рассказала адвокат, недавно у Хоржана появилось право на условно-досрочное освобождение, так как он отбыл больше трети срока.

Но в июле этого года Хоржана посетил следователь из Тирасполя, и выяснилось, что против Хоржана могут открыть новое уголовное дело. Основанием для этого стала статья в тираспольской газете «Голос народа», в которой Хоржан назвал власти Приднестровья «марионеточными», а также, по версии следствия, оскорбил лидера Приднестровья Вадима Красносельского.

При этом, как отметила адвокат Алла Григораш, в статье не упоминается Красносельский, а номер газеты, о котором идет речь, вышел в ноябре 2019 года.

«Мы ничего не можем сделать — государства “Приднестровье” нет». В Тирасполе против Олега Хоржана готовят новое дело

NM

Тюрьма в селе Глиное

По информации источника NM, 4 августа администрация тюрьмы обвинила Хоржана в нарушении тюремного распорядка и отправила его на 10 суток в карцер. Хоржан в знак протеста объявил голодовку.

Как рассказала NM его мать Нина Хоржан, тюремная администрация сразу после заключения ее сына в тюрьму выдвинула ему условие — прекратить всякую политическую и общественную деятельность. Но он не согласился, вел переписку с коллегами по партии и начал оказывать юридическую помощь другим осужденным (у Хоржана юридическое образование).

В июле 2019 года на свидании с матерью Хоржан рассказал, что начальник тюрьмы Виталий Лоянич отказывает ему в проведении медицинского обследования, а также о пытках заключенных и «непрекращающемся давлении» тюремной администрации. «Меня шокировали его слова. Он рассказал, что их избивают перед Пасхой и Новым годом, что ему отказывают в медобследовании, хотя у него очень высокое давление. Я понимала, что наш разговор записывают, но не выдержала и от отчаяния сказала, что подыму на уши все молдавские СМИ. После этой встречи меня к сыну уже не допускали», — рассказала Нина Хоржан.

К Хоржану после этого свидания с матерью также перестали допускать адвоката, ограничили число передач и свиданий с близкими.

Летом 2019 года на обследовании в Григориопольской районной больнице врачи диагностировали у Хоржана ишемическую болезнь сердца, повышенное артериальное давление, проблемы с опорно-двигательным аппаратом и потребовали от администрации тюрьмы госпитализировать его. Но Хоржану в этом отказали. По словам матери, через полгода, в январе 2020, его положили в тюремную санчасть, но лечение, которое ему там назначили, не помогает. На просьбы родителей и адвоката получить список препаратов, которые выписали Хоржану, администрация тюрьмы не отвечает.

А в апреле, по словам Нины Хоржан, в тюрьме произошла вспышка коронавируса. По ее сведениям, там заболели COVID около двухсот заключенных, в том числе ее сын. «Связаться с ним мы не могли и узнавали о состоянии его здоровья через других заключенных. У него была очень высокая температура. Несколько дней мы думали, что он умрет», — рассказала Нина Хоржан.

Посольства, ОБСЕ, Совет Европы

Адвокат Хоржана за время его тюремного заключения обращалась за помощью в защите его прав в Генпрокуратуру Молдовы, к омбудсмену Молдовы, в ОБСЕ, ВОЗ, посольства США и России, а также встречалась с комиссаром по правам человека Совета Европы Дуней Миятович перед ее визитом в Тирасполь в марте 2020 года. По ее словам, все международные организации и посольства предпринимали попытки защитить права и свободы Хоржана, но их действия «не принесли ощутимых результатов».

«Международные организации и посольства, с сожалением отмечали: «Тирасполь нас не допускает». Но все же подвижки были. Например, после визитов представителей ОБСЕ условия содержания в тюрьме, где отбывает наказание по незаконному уголовному делу мой подзащитный, ненадолго улучшились. Но, как мы видим, администрация тюрьмы игнорирует наши призывы и продолжает давление на Хоржана», — сказала Алла Григораш.

В 2019 году младший сын Нины Хоржан через депутатов лейбористской партии Великобритании обратился в Совет Европы «с просьбой оказать воздействие на руководство Приднестровского региона и защитить права политзаключенного Хоржана». Но из Совета Европы «пришел ответ, что такого государства как «Приднестровье» нет, поэтому ответственность за защиту прав Олега Хоржана лежит на властях Молдовы и России».

Реакция Кишинева

23 июля этого года Высшая судебная палата (ВСП) Молдовы признала незаконным приговор, который вынес Хоржану Верховный суд Приднестровья. ВСП также указала, что Генпрокуратура Молдовы должна «принять все законные меры, чтобы привлечь виновных в этом к ответственности».

По словам адвоката Аллы Григораш, ее подзащитный долго откладывал заявление в ВСП, так как считал, «что его вопрос должен решиться на политическом уровне». Жалобу в ВСП адвокат подала только в феврале 2020 года.

Сразу после решения ВСП Генпрокуратура Молдовы возбудила уголовное дело против виновных в нарушении прав и свобод Хоржана. Этого решения от прокуратуры, по словам Григораш, они ждали два года: «Два года мы получали от Генпрокуратуры отписки. Бендерский инспекторат полиции завел уголовное дело в 2018 году. Но они до сих пор устанавливают виновных. Мы указываем им и Генпрокуратуре на них, но безрезультатно. Виновные по-прежнему чувствуют себя безнаказанными».

«Мы ничего не можем сделать — государства “Приднестровье” нет». В Тирасполе против Олега Хоржана готовят новое дело

NM

После решения ВСП адвокат и родители Хоржана обратились к генпрокурору Молдовы Александру Стояногло. Они надеются, что он возьмет под личный контроль следствие по уголовному делу против лиц, которые нарушили права Хоржана. «Мы считаем, что санкции и уголовное преследование против этих лиц сдвинут с места вопрос об отмене приднестровскими властями несправедливого приговора», — сказала Алла Григораш. Сейчас адвокат на основании решения ВСП готовит обращения в молдавские и международные профильные органы.

Получить комментарий в Генпрокуратуре не удалось. NM пытался узнать, на каком этапе находится уголовное расследование, открытое в связи с делом Хоржана, а также, рассматривает ли Александр Стояногло возможность встречи с адвокатом и родителями Хоржана. Но к моменту публикации материала Генпрокуратура на запрос NM не ответила.

Также не ответили на запрос NM в приднестровском  минюсте и прокуратуре. NM пытался выяснить, почему к Хоржану уже год не допускают его мать и адвоката, почему не отвечают на запросы адвоката, почему от родных скрывают, как и чем его лечили в тюремной больнице, а также почему против Хоржана начали предварительное расследование на основании его статьи в газете почти годичной давности.

Но NM получил ответ на такой запрос из приднестровского МВД. В ведомстве сообщили, что, «по сведениям, предоставленным Следственным комитетом Приднестровья и Информационно-аналитическим центром МВД,  указанные выше орган и подразделение не располагают информацией о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 316-1 «Оскорбление Президента ПМР» в отношении гр-на Хоржана». На другие вопросы запроса NM в МВД Приднестровья не ответили.

Дело Хоржана

Олег Хоржан с 2010 по 2019 годы был депутатом Верховного совета Приднестровья. В 2017 стал сопредседателем Союза оппозиционных сил Приднестровья, а после ареста в 2018 году его единогласно избрали лидером организации.  В декабре 2016 он участвовал в выборах президента Приднестровья, заняв третье место.

Уголовное дело против него открыли после его встречи с избирателями на центральной площади Тирасполя 2 июня 2018 года. На этой встрече Хоржан рассказал, что у него есть документы, подтверждающие, что руководство Приднестровья планирует на коммерческой основе завозить в регион радиоактивные отходы для консервации.

Вопрос об экологической обстановке в Приднестровье Хоржан внес в повестку заседания Верховного Совета 6 июня 2018 года. Когда Хоржан начал читать  свой доклад, прямая трансляция из зала заседания прервалась. В это время с него сняли депутатскую неприкосновенность и арестовали.

По версии следствия, депутат Хоржан провел митинг на центральной площади Тирасполя, не согласовав его с местными властями. После митинга задержали несколько его участников, в том числе сына Хоржана. Депутат попытался пройти к задержанным, при этом, по данным уголовного дела, в потасовке с милиционерами он сорвал погоны с нескольких сотрудников правоохранительных органов.

Хоржана обвинили по трем эпизодам. По первому он якобы нанес несколько ударов милиционеру Бикиру и сорвал с него погоны. По второму эпизоду Хоржан якобы ударил милиционера Осадчего и сорвал погоны с него и милиционера Цуркана. По третьему эпизоду его обвинили в том, что при входе в здание тираспольского ОВД он оскорбил главу местного МВД Руслана Мову, назвав его «генерал сраный».

У Хоржана и его адвоката другая версия. По словам Аллы Григораш, когда Хоржан хотел войти в здание тираспольского ОВД, «милиционеры силой пытались вытолкнуть его оттуда, а затем воспользовались ситуацией и обвинили его в применении насилия». При этом, как подчеркнула адвокат, согласно местному закону о статусе депутата, Хоржана обязаны были впустить в здание милиции и провести к задержанным. Григораш также отметила, что о проведении встречи с избирателями 2 июня Хоржан официально уведомил тираспольскую администрацию, МВД и министерство госбезопасности. А после происшествия в ОВД он написал заявление о применении к нему физической силы и нарушении его прав как депутата Верховного совета Приднестровья.

Адвокат Алла Григораш также рассказала, что все милиционеры (кроме Осадчего), которые проходили потерпевшими по делу, признали, что Хоржан не применял против них «насильственные действия» и «не срывал погоны». Об этом свидетельствуют и записи камер видеонаблюдения в здании милиции. «На видеозаписи из дежурной части видно, что Хоржан не бил и Осадчего, но по этому эпизоду его все-таки признали виновным. По другим эпизодам Верховный суд его оправдал», — отметила Григораш.

Она также рассказала, что выражение «генерал сраный», которое Хоржан адресовал Руслану Мове, сам генерал не может считать оскорблением и преступлением. И пояснила, почему: в 2018 году Хоржан обратился в приднестровское МВД с требованием привлечь к ответственности сторонника действующей власти Юрия Петрика, который публично оскорбил его, назвав «дерьмом», но Мова в официальном ответе Хоржану сообщил, что не считает высказывание Петрика оскорблением и не видит оснований для привлечения его к ответственности.

2 ноября 2018 Олегу Хоржану вынесли приговор. По словам адвоката Аллы Григораш, судебный процесс проходил с многочисленными нарушениями: «Нам отказывали в допросе свидетелей, которые были очевидцами произошедшего. Во время судебного процесса Олегу Хоржану стало плохо, но ему отказали в квалифицированной медпомощи. Мне препятствовали в работе с материалами уголовного дела».

Сам Хоржан, когда ему предоставили последнее слово, сказал, что его лишили свободы за то, что он открыто говорил о тесной связи руководства Приднестровья с холдингом «Шериф».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: