Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) на треть увеличило маржу на продажу топлива по оптовым ценам. Так регулятор отреагировал на жалобы сетей АЗС о том, что они не могут закупить топливо у импортеров . Фермеры, в свою очередь, не могли приобрести солярку по оптовым ценам. Игроки рынка, впрочем, сетуют на то, что увеличение маржи на оптовые закупки топлива сделает еще менее выгодной продажу топлива в розницу.
Что решило НАРЭ?
НАРЭ на заседании 16 июля экстренно увеличило маржу на оптовые закупки топлива с 1142,18 леев за тонну бензина и солярки до 1522,91 леев за тонну, а для сжиженного газа с 451,58 леев до 602,11 леев за тонну.
В начале заседания гендиректор НАРЭ Вячеслав Унтилэ сообщил, что регулятор отслеживает ситуацию на рынке.
«К сожалению, не весь бизнес понимает свою роль на рынке. Мы наблюдаем истерию и деструктивные действия, создается паника. Когда продают лишь по 10 литров топлива, это и есть деструктивные действия», — не сомневается Унтилэ.
В свою очередь глава управления лицензирования, мониторинга и контроля Андрей Адам отметил, что когда НАРЭ в середине июня устанавливал предельную маржу на топливо, каких-либо рисков не было. Однако после этого, напомнил Адам, в Констанце произошел взрыв на нефтеперерабатывающем заводе Rompetrol Rafinare. (Судя по всему, речь идет о том, что взрыв на крупном румынском НПЗ Petromidia, принадлежащем Rompetrol Rafinare, мог повлиять на поставки топлива в Молдову — NM).
«На сегодняшний день запасов еще хватает и нет паники. Но мы должны действовать, чтобы предотвратить панику и обеспечить защиту оптовых покупателей», — сказал Адам.
Почему возникла проблема c топливом?
С 1 июля в Молдове ввели новую методологию расчета цен на топливо. Она предусматривает ограничение наценки топливных компаний, которую установило НАРЭ.
Согласно новой методологии, компании должны рассчитывать цены, исходя из мировых котировок на топливо, акциза и НДС. Максимальную наценку на литр бензина и дизтоплива в розничной продаже НАРЭ установило на уровне 2,33 лея, на литр сжиженного газа — 1,98 лея.
Методологию утвердили на базе принятого весной законопроекта депутата Александра Олейника. Президент Майя Санду, хоть и назвала законопроект «слабым», промульгировала его.
Уже после того как начали применять новую методологию, на некоторых АЗС пропали из продажи некоторые виды топлива. А Bemol, ссылаясь на то, что не может купить топливо у поставщиков, стал отпускать по 10 литров на один автомобиль.
Что обещали, и при чем тут Майя Санду?
За два часа до заседания НАРЭ провело публичные консультации, на которых обсудили оптовые продажи с игроками рынка. Директор НАРЭ Евгений Карпов раскритиковал принятый парламентом закон, отметив, что в нем есть «много юридических и концептуальных ошибок».
«Его приняли в форме, которая наносит ущерб рынку. НАРЭ попыталось найти баланс, чтобы привести ситуацию в норму. Мы все видим, что международные котировки растут, а [в Молдове] снизился импорт солярки и бензина», — отметил Карпов.
Он рассказал, что сначала НАРЭ получило сообщение от минсельхоза, в котором ведомство сетовало на то, что фермеры не могут покупать солярку по оптовым ценам, а потом — обращение от трех игроков рынка.
Первой написала в НАРЭ, уточнил Карпов, компания Datario, владеющая сетью АЗС Vento. В компании сообщили, что импорт топлива значительно снизился, что повлияло на возможность купить его на молдавском рынке. По словам Карпова, Datario сообщила о риске приостановить свою работу. «Схожее заявление получили и от компании Bemol. В письме они указывают, что на половине АЗС закончилось топливо», — добавил Карпов.
После них, по словам Карпова, в НАРЭ обратилась и компания-импортер топлива Tirex-Petrol. Она сообщила, что с 1 июля цены на топливо повысились, но по новой методологии цены должны быть ниже рыночных, и, чтобы снизить издержки, компания прекратила оптовые продажи. В письме компания указала, что обеспечивает топливом и многие госпредприятия, например, столичный автобусный парк.
В завершение Карпов подчеркнул, что «закон нужно срочно изменить».
«У нас есть гарантии президента Майи Санду. Когда она промульгировала его, то обещала, что новый парламент поменит закон, как только придет к власти», — резюмировал Карпов, добавив, что у НАРЭ есть несколько предложений поправок в закон.
Игроки рынка, впрочем, обратили внимание на то, что в случае увеличения маржи на оптовые закупки, для мелких игроков снижается маржа на розничную продажу.
Представитель Ghervas-Petrol Вадим Афтени считает, что изменения почувствуют только оптовые продавцы, а не розничные торговцы.
«Если сейчас ситуация изменится, то разница будет 1,25 леев за литр. Как в 1,25 леев за литр включить все затраты и прибыль?» — поинтересовался Афтени.
Карпов ответил, что изменяют условия для оптовых игроков, так как все жаловались на проблемы с оптом.
«Вы же первые оказываетесь заблокированными, вы не можете продавать, если у вас нет продукта. На ранке импорта есть столько же компаний, сколько было раньше. Любой может завозить и продавать топливо», — парировал Карпов.
Представители топливных компаний в один голос отвечали, что это неправда. Они ссылались на законодательство, согласно которому для импорта топлива компания должна владеть хранилищем на 5 тыс. кубометров топлива. Это правило, по их словам, не позволяет импортировать не только маленьким компаниям, но и войти на этот рынок новым крупным импортерам, так как доступ к таким складам в Молдове ограничен.
Карпов сообщил, что ведомство работает над улучшениями условий для развития импорта топлива, в частности, над изменением обязательства располагать складом в 5 тыс. кубометров и иметь на счетах не менее 8 млн леев.
В этой связи глава компании Sindbad Ион Лунгу отметил, что подобные обещания игроки рынка слышат уже 20 лет и каждый раз после прихода к власти новых политиков.
Отметим, что тема низкой маржи для розницы обсуждали и на заседании НАРЭ. Глава компании Petrom Moldova Корнел Константинеску заявил, что даже повышенная маржа не покрывает оптовые затраты на дизель. «Кроме того, розничная маржа получается очень низкой. Вместо 2,33 леев за литр маржа составит примерно — 1,3-1,4 лея за литр» — сказал Константинеску.
Андрей Адам ответил ему, что НАРЭ не может пересмотреть розничную маржу. Он сослался на положения законодательства, в котором указано, что маржа «не может превышать среднюю величину торговых маржей операторов рынка нефтепродуктов».
«Я понимаю вас. И согласен. Но, если эта маржа не растет, то она не покрывает рост цен за рубежом, и ни мы, ни НАРЭ не можем ничего сделать», — резюмировал глава Petrom Moldova.