Независимость в тесном окружении
9 мин.

Независимость в тесном окружении


В Тирасполе 2 сентября праздновали 24-ю годовщину образования ПМР. Впервые за последние годы торжества обошлись без военного парада. Виной тому — серьезный экономический кризис в непризнанной республике. Оставляет желать лучшего и внешнеполитический фон вокруг Приднестровья: Тирасполь конфликтует как с Молдовой, так и с Украиной. Но если напряженность на молдавском направлении привычна, то кризис в отношениях с Киевом, как считают эксперты, спровоцирован не в последнюю очередь по вине властей ПМР.

Назло кризису

Мероприятия по случаю Дня республики в Тирасполе на этот раз выдались не столь масштабными, как в предыдущие годы. Из-за экономического кризиса властям непризнанной республики пришлось отказаться от традиционного военного парада. Впрочем, в Тирасполе напомнили, что в последний раз приднестровская армия демонстрировала свою мощь на центральной площади приднестровской столицы совсем недавно — в День Победы 9 мая в присутствии вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. А два парада в один год — непозволительная роскошь для приднестровского бюджета.

В итоге левобережные власти ограничились показательными выступлениями спецназа Минобороны и МВД Приднестровья в центре Тирасполя. Чуть ранее состоялось возложение цветов к Мемориалу славы и поднятие флага непризнанной республики. В официальных СМИ ПМР этот процесс описали с советским патриотическим пафосом: «Атрибуты приднестровской государственности слились в едином праздничном порыве: под звуки гимна ПМР был поднят флаг государства».

С посланием к приднестровцам обратился президент Евгений Шевчук. «За 24 года наша республика проделала огромный и трудный путь становления и развития. За этим стоит ежедневная работа, упорство и терпение людей, которые являются настоящими патриотами своей родины. Сегодня нашей главной целью остается укрепление единства и сплоченности многонационального народа Приднестровья»,— призвал приднестровский лидер.

Примечательно, что на этот раз он отказался от традиционной большой пресс-конференции. Вместо этого господин Шевчук провел вчера импровизированный брифинг на центральной площади Тирасполя. Отвечал он, правда, в основном на вопросы государственных СМИ Приднестровья.

Из сказанного им следовало, что за последний год непризнанной республикой «сделан хоть небольшой, но шаг вперед». По словам господина Шевчука, инвестиции в здравоохранение и образование по сравнению с предыдущими годами выросли в десятки, если не в сотни раз. Правда, в основном за счет российской помощи, реализуемой посредством организации «Евразийская интеграция», возводящей в регионе более десятка объектов социального значения. «Почему были выбраны приоритетами здравоохранение и образование? Потому что мы должны для наших приднестровцев сформировать достойную среду обитания»,— разъяснил приднестровский лидер.

Переговорный тупик

Наиболее подробно Евгений Шевчук остановился на теме переговоров с Кишиневом. Он, в частности, подтвердил, что приднестровская сторона будет настаивать на переносе намеченного на 11-12 сентября очередного раунда переговоров в формате «5+2» (помимо Кишинева и Тирасполя в нем представлены посредники Россия, Украина и ОБСЕ, а также ЕС и США в статусе наблюдателей). Объяснил он это тем, что «наши партнеры в Кишиневе предприняли ряд непонятных, по крайней мере, для нас действий в отношении представителей Приднестровья». Речь, в частности, идет о целом ряде уголовных дел, возбужденных молдавскими властями в отношении приднестровских чиновников, включая премьера Татьяну Туранскую.

В приднестровском МИДе уточнили, что заявление господина Шевчука «ни в коей мере не означает отказа от переговоров» в формате «5+2». Ранее Тирасполь, напомним, предложил участникам переговорного формата вместо встречи в Вене посетить Тирасполь и Кишинев в рамках «челночной дипломатии». По мнению политического представителя Приднестровья Нины Штански, это позволило бы участникам переговоров «глубже вовлечься в суть тех проблем, которые мешают продвижению диалога».

Примечательно, что свою готовность принять участие в переговорах в Вене уже подтвердили все остальные участники переговоров, включая Россию. Это, правда, не мешает Москве на официальном уровне поздравлять Приднестровье с очередной годовщиной независимости. На этот раз прибывшая в Тирасполь делегация российских депутатов передала Евгению Шевчуку поздравительное послание от председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина. В нем, в частности, отмечается, что «за неполную четверть века народу Приднестровья удалось добиться значительных успехов в созидательном труде на благо родной земли, в деле укрепления ее социально-экономического потенциала, в обеспечении мирного и стабильного развития».

От себя депутат Госдумы от КПРФ Сергей Гаврилов добавил, что, «по нашему мнению, республика [ПМР] состоялась». А другой российский парламентарий от ЛДПР, уроженец Тирасполя Роман Худяков и вовсе заявил, что «мы должны признать Приднестровье как самостоятельное, самодостаточное государство».

Помимо российской делегации для участия в праздничных мероприятиях в Тирасполь прибыли представители уже признанных Москвой Абхазии и Южной Осетии, которые в ПМР считают братскими республиками.

Сухуми и Цхинвали находятся в более выгодном положении по сравнению с Тирасполем не только потому, что РФ признает абхазскую и югоосетинскую государственность. Обе республики граничат с Россией, что позволяет им беспрепятственно торговать с большим соседом. У Приднестровья этого преимущества нет, и непризнанный регион зависим в экономическом плане от Молдовы и Украины.

Неслучайно господин Шевчук ранее объяснял проблемы в экономике кризисом на Украине, из-за которого сильно осложнились экспортно-импортные операции приднестровских экономических агентов.

Украинские крайности

На украинском направлении у Тирасполя проблемы не только в торговле. Политические отношения с Киевом также заметно ухудшились. Началось все еще при Викторе Януковиче. Первый неприятный инцидент произошел в январе 2013 года. Украина в то время председательствовала в ОБСЕ, и теперь уже бывший глава украинского МИДа Леонид Кожара хотел во что бы то ни стало продемонстрировать успехи в приднестровском урегулировании.

Прилетев в Молдову, господин Кожара посетил Тирасполь и после встречи с Евгением Шевчуком объявил о готовности приднестровских властей начать переговоры по политическим вопросам, под которыми принято понимать обсуждение статуса Приднестровья в составе Молдовы. В Тирасполе это не только опровергли, но и отказались идти навстречу министру, который планировал организовать встречу господина Шевчука с тогдашним молдавским премьером Владимиром Филатом. Но приднестровский лидер от контактов отказался без объяснения причин. Председательство Украины в ОБСЕ, таким образом, было смазано, едва начавшись.

В этом году отношения продолжили последовательно портиться. В марте письмо посла Украины в Кишиневе Сергея Пирожкова, направленное по дипканалам главе МИД Приднестровья Нине Штански (в нем посол разъяснял, с чем связаны ограничения на въезд на Украину граждан РФ), было передано приднестровской стороной российскому вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Российский политик выложил его на своей странице в Facebook, снабдив нелестным комментарием в адрес украинского дипломата.

Когда же Крым был присоединен к России, в Тирасполе открыто выразили поддержку действиям Москвы, которые Киев расценивает как аннексию полуострова. «Жители Крыма решили свою судьбу самым демократическим образом — на референдуме. В Приднестровье поддерживают позицию руководства России по защите своих граждан — так поступают все цивилизованные страны»,— заявил тогда Евгений Шевчук.

Также между Киевом и Тирасполем началась информационная война. Через СМИ стороны стали обвинять друг друга в подготовке агрессии. Спецслужбы ПМР рапортовали о том, что сбили украинский беспилотник, задержали украинских пограничников, которые незаконно пересекли границу, а также о том, что, по их данным, украинские националисты готовят провокации в отношении Приднестровья, чтобы спровоцировать полномасштабный вооруженный конфликт. Украинские чекисты также отчитывались о задержании подозрительных приднестровцев.

На этом фоне контакты сторон были сведены к минимуму. Евгений Шевчук и Нина Штански встречались с российскими и западными послами и чиновниками, а двусторонних официальных контактов с украинскими дипломатами практически не было.

Эксперты считают, что вина за ухудшение отношений с Киевом лежит в том числе на руководстве ПМР, которое объявило курс на евразийскую интеграцию и слишком ею увлеклось. «По-моему, в последние годы Тирасполь переборщил с ухудшением отношений с Украиной, с Молдовой и с ЕС, на которые приходится большая часть приднестровского экспорта,— говорит аналитик, эксперт парижского Института проблем безопасности Нику Попеску.— Тирасполь никогда не вел многовекторной политики в полном смысле этого слова, но таким одновекторным подходом, как сейчас, он себе значительно сузил пространство для маневра».

Депутат приднестровского Верховного совета, лидер оппозиционного движения «Народное единство» Анатолий Дирун говорит, что напряженность в отношениях с Киевом обусловлена несколькими факторами. «После потери Крыма Одесса стала еще более стратегическим районом для Киева. Все это потребовало усиленного внимания и контроля за ситуацией в этом регионе. Косвенно задели и ПМР, а точнее граждан, имеющих гражданство РФ,— их перестали пускать на Украину. Кроме того, выросли риски в плане логистики — транспортировки товаров из Приднестровья в Россию через территорию Украины. Все это в совокупности поддерживает ситуацию напряженности»,— сказал депутат в беседе с NM.

В то же время, полагает господин Дирун, приднестровские власти пытаются использовать конфликт с Киевом в своих целях: «Внешний фактор всегда использовался [в Приднестровье] для сплочения людей. На нас давят, но мы вместе — и в этом наша сила. Такая была идеологема на практике. Сейчас власть использует аргумент внешних сложностей, чтобы незаконно лишить бюджетников 20% заработной платы, повысить коммунальные платежи и так далее».

В последнее время в Приднестровье, похоже, стали понимать риски одновременной дипломатической войны на два фронта — с Кишиневом и с Киевом. 29 августа госпожа Штански встретилась в Тирасполе с Сергеем Пирожковым и послом украинского МИДа по особым поручениям Андреем Веселовским. Как сообщается на сайте МИД ПМР, обсуждались в основном вопросы отношений Тирасполя с Кишиневом и проблемы в переговорном процессе.

И хотя в сообщении лишь одной строкой указано, что стороны «обсудили ряд вопросов двусторонних отношений», состоялась встреча «по инициативе приднестровской стороны».

«Они сейчас начинают по-другому себя вести с нами,— прокомментировал NM изменение позиции Тирасполя украинский дипломат, настоявший на анонимности.— Понимают, что без нормальных отношений с Украиной будет еще хуже. Раньше Нина Штански называла аннексию Крыма прекрасным событием, но теперь они таких заявлений, думаю, делать не будут».

По его словам, в Приднестровье после подписания Молдовой и Украиной Соглашений об ассоциации с ЕС всерьез задумались о том, как использовать это в своих интересах в экономической сфере. «На евразийское направление — в РФ, Казахстан, Белоруссию у Приднестровья идет менее 30% экспорта, а в ЕС, на Украину и в Молдову — порядка 70%. Это о многом говорит»,— заключил собеседник NM.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: