Президент Николае Тимофти назначил кандидатом в премьеры экс-главу правительства Иона Стурзу. Тем самым он пошел на открытый конфликт с Демпартией (ДПМ) и вернувшимся в публичную политику бизнесменом Владимиром Плахотнюком. Произошло это после заявления демократов о готовности сформировать парламентское большинство, к которому примкнут 14 депутатов, покинувших Партию коммунистов. Эксперты считают, что, несмотря на поддержку со стороны ЕС, шансы Тимофти в противостоянии с влиятельным олигархом невелики.
О назначении Иона Стурзы кандидатом на пост премьер-министра Николае Тимофти объявил по итогам очередной встречи с лидерами парламентских партий и депутатских групп, участвующих в переговорах о создании правящей коалиции. Договориться политическим силам так и не удалось, поэтому Тимофти, как и обещал ранее, воспользовался своим правом определить кандидатуру премьера самостоятельно.
Его решение о назначении Стурзы не могло понравиться Демпартии и объявившему о возвращении в ряды демократов олигарху Владимиру Плахотнюку. В последнее время Стурза активно критиковал политические реалии Молдовы и в особенности роль в них ДПМ и Плахотнюка. А лидер демократов Мариан Лупу и спикер парламента Андриан Канду неоднократно заявляли, что не считают Стурзу подходящим кандидатом.
В ходе переговоров Демпартия настаивала на своем праве выдвинуть премьера, и даже называла конкретного кандидата — Владимира Плахотнюка. Его кандидатура была предложена президенту Тимофти в довольно жесткой форме. В прошлый четверг глава государства рассказал послам стран ЕС, что на него и членов его семьи оказывается давление. Один из дипломатов, участвовавших в этой встрече, рассказал NM, что речь идет об угрозе возбуждения уголовного дела в отношении одного из сыновей главы государства, который якобы пытался повлиять на некое судебное решение и обратился с соответствующей просьбой к отцу.
Пресс-секретарь Генпрокуратуры Мария Виеру сказала NM, что в отношении родственников президента никаких дел не возбуждалось. «Прокуратура не рассматривает каких-либо уголовных дел, заведенных в отношении близких родственников президента. Чтобы избежать спекуляций и введения в заблуждение общественного мнения просим людей, которые распространяют подобную информацию, обратиться в органы, ведущие учет правонарушений либо в прокуратуру», — сказала Виеру.
Пресс-секретарь Наццентра по борьбе с коррупцией Анжела Старински на вопрос NM об уголовном преследовании родственников президента также ответила отрицательно.
Так или иначе, но демократы считают, что именно они должны назначить премьера. Свои претензии на лидерство в будущей коалиции они обосновывают тем, что обладают наибольшим числом мест в парламенте. Позиции ДПМ еще более укрепились после того, как сегодня 14 депутатов вышли из фракции ПКРМ и создали социал-демократическую платформу «За Молдову», заявив о готовности к открытому союзу с Демпартией и участии в правящей коалиции.
Формируемое демократами парламентское большинство начало обретать реальные очертания. Помимо 20 депутатов из фракции ДПМ в него могли войти 14 отколовшихся коммунистов, 13 либералов, три депутата из группы экс-премьера Юрие Лянкэ, а также выходец из фракции ЛДПМ Петру Штирбате, считающийся близким к ДПМ. Вместе у них ровно 51 мандат, таким образом, правительство могло быть утверждено даже без представителей фракций либерал-демократов и социалистов.
В своем заявлении по случаю возвращения в публичную политику Владимир Плахотнюк дал понять, что формируемая демократами коалиция может оказаться куда более представительной. По его словам, целью является создание большинства, способного избрать президента весной 2016 года, когда заканчивается мандат Николае Тимофти. Для избрания главы государства, напомним, необходимы голоса 61 депутата.
Данными подсчетами демократы поделились на встрече с Николае Тимофти и лидерами парламентских партий. Реакция была неоднозначной. Лидер либералов Михай Гимпу дал понять, что «не станет создавать коалицию с коммунистами, где бы они ни находились». И.о. лидера ЛДПМ Валериу Стрелец сказал, что новые вводные со стороны демократов его «не впечатлили». Не оказали они влияния и на позицию президента, хотя лидер демократов Мариан Лупу, комментируя итоги встречи с Тимофти, настоятельно советовал тому «поразмыслить» над дальнейшими сценариями.
После того, как Николае Тимофти все же назначил кандидатом в премьеры Иона Стурзу, лидер Демпартии обвинил президента в сговоре с ЛДПМ. Само выдвижение Стурзы Лупу назвал «шоу, результаты которого можно предугадать». «У кабинета Стурзы нет шансов», — отрезал он. По словам демократа, страну ждет «тотальная политическая блокада», одним из последствий которой может стать роспуск парламента и досрочные парламентские выборы.
Законодательный орган, напомним, будет распущен в том случае, если парламент дважды отклонит предложенную президентом кандидатуру на должность премьера. Это возможно, например, в случае, если Тимофти будет настаивать на кандидатуре Стурзы, а депутаты дважды ее отклонят. Мариан Лупу, впрочем, выразил надежду, что до такого сценария не дойдет: «Выражаем уверенность в том, что до 29 января (крайний срок назначения кабмина — NM) у нас будет проевропейское правительство».
О возможности импичмента президенту Тимофти лидер демократов на этот раз не говорил. Однако на прошлой неделе, напомним, он не исключил, что Николае Тимофти может быть отправлен в отставку, потому что «стал заложником одной партии и более не представляет интересы народа». Лупу тогда сказал, что в случае выдвижения в премьеры кандидата, несогласованного с парламентскими фракциями, можно будет говорить о том, что у нас «захваченный президент». «И мы должны будем найти решение, как освободить институт президента от захвата. Уверен, решения есть, но думаю не нужно сейчас предвосхищать события», — грозил председатель ДПМ.
Для отставки президента, отметим, необходимы голоса 67 депутатов парламента. Кроме того, необходимо доказать факт нарушения главой государства конституции. С учетом того, что позицию Тимофти поддерживают либерал-демократы, необходимое число голосов может быть получено, если за импичмент проголосуют оппозиционные социалисты. Они уже не раз высказывались за отставку Тимофти, а на прошлой неделе те же социалисты обратились в Конституционный суд с запросом, в котором просят признать, что президент якобы нарушил сроки выдвижения кандидата в премьеры, чем «узурпировал власть» и должен быть отправлен в отставку.
Эксперты полагают, что, несмотря на поддержку со стороны внешних партнеров, шансы Тимофти в противостоянии с Владимиром Плахотнюком невелики, и дело может закончиться отставкой президента. Директор центра политического анализа Politicon Анатол Цэрану считает сценарий импичмента вполне реальным. «Если дело дойдет до импичмента, то его поддержат социалисты. Но это долгая процедура — нужно добиться заключения Конституционного суда, хотя в ряде случаев они срабатывают оперативно», — сказал NM эксперт.
По его словам, своим решением Тимофти взял на себя ответственность за возможное усугубление кризиса с назначением правительства. «Конституция и законы не обязывают президента согласовывать кандидата с парламентскими партиями, однако такова логика парламентской демократии и европейского парламентаризма», — говорит Цэрану. Он считает, что поле для маневра у президента довольно узкое, и в итоге он все-таки может пойти на уступки.
Уступить, по словам эксперта, возможно, придется и демократам. Например, выдвинуть в премьеры вместо Плахотнюка более «мягкую» кандидатуру Юрие Лянкэ. Поддержать ее, по мнению Цэрану, может группа коммунистов-«раскольников», которые призваны «заменить» в будущей коалиции несговорчивых либерал-демократов. Сама ЛДПМ, по прогнозу эксперта, в таком случае однозначно уйдет в оппозицию, где ее «ждут тяжелые времена и возможно исчезновение с политической арены».
Глава Института публичных политик Аркадие Барбарошие полагает, что с точки зрения Конституции у президента сейчас «сильная роль», а угроза импичментом — это «безграмотность, которая не пройдет». «Тимофти имеет возможность форсировать ход событий, назначив на должность премьера достаточно сильную фигуру, которая попытается создать технократическое правительство. Если [Ион Стурза] не пройдет, то в период до 29 января президент может попробовать назначить другую фигуру. Кроме Плахотнюка», — уточнил эксперт в беседе с NM.
Альтернативным кандидатом, по словам Барбарошие, может стать лидер Народной европейской партии Юрие Лянкэ. «Однако тогда Плахотнюк также останется серым кардиналом», — подчеркнул эксперт. В целом же, по его мнению, выход 14 коммунистов из ПКРМ и заявление Плахотнюка о возвращении в политику резко увеличивают количество возможных политических сценариев в Молдове.