Выдвижение главы минпросвещения Майи Санду на пост премьера — вынужденный, но удачный ход Либерально-демократической партии. Причем вне зависимости от того, станет Санду премьером или нет.
По итогам состоявшегося накануне очередного раунда переговоров лидеров трех «проевропейских» партий председатель Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Владимир Филат признался, что либерал-демократы намеревались выдвинуть на должность премьера его собственную кандидатуру. Однако ей воспротивились лидеры двух других партий — Мариан Лупу и Михай Гимпу. Их аргументы о том, что партийные лидеры не должны выходить на первый план, Филат счел малоубедительными, однако умерил свои амбиции и свою кандидатуру все же отозвал.
На должность премьера либерал-демократы в итоге решили выдвинуть кандидатуру действующего министра просвещения Майи Санду. И это во многом вынужденное для руководства ЛДПМ решение может оказаться куда более выигрышным с имиджевой точки зрения и для них, и для власти в целом. Фигура Санду является куда менее уязвимой для критики со стороны оппонентов властей. Более того, она может помочь им вернуть симпатии разочаровавшейся части сторонников, в глазах которых министр просвещения обладает безупречной репутацией.
Даже будучи министром по квоте ЛДПМ в составе непопулярного правительства, Майя Санду демонстративно держалась в стороне от политических кланов и не раз выступала с резкой критикой в адрес коллег по кабмину, в том числе либерал-демократов, а также власти в целом. Она единственная из правительственных чиновников позволяла себе говорить о «захваченном государстве» и о том, что действия ключевых госструктур, включая Нацбанк и Национальный центр по борьбе с коррупцией, подчинены политическим интересам.
Майя Санду не фигурировала в коррупционных скандалах и пользуется поддержкой международных партнеров Молдовы по развитию. У нее большой опыт работы во Всемирном банке (ВБ), притом что именно с международными финансовыми организациями — в первую очередь ВБ и МВФ — новому кабмину предстоит восстанавливать отношения в первую очередь.
На посту главы минпросвещения Майя Санду проявила себя как весьма эффективный менеджер, способный жестко продвигать весьма болезненные и непопулярные реформы. Со стороны оппозиции ее действия по реформированию системы просвещения подвергались ожесточенной критике. Министр, впрочем, продемонстрировала, что умеет «держать удар» и не склонна к популистским уступкам ради персонального имиджа.
Перечисленные качества, впрочем, вполне могут обернуться для нее недостатком в ходе процедуры утверждения ее кандидатуры в парламенте страны. Поддержки со стороны Партии коммунистов и Партии социалистов ей явно не видать. До сих пор неизвестно, согласятся ли с ее кандидатурой Демпартия и Либеральная партия. По крайней мере, источники NM в ЛДПМ в этом до сих пор не уверены, хотя кандидатура Санду уже обсуждалась лидерами трех партий.
Отказ либералов и демократов голосовать за Майю Санду будет выглядеть странно. Либералам, по идее, должны импонировать ее желание осуществлять реформы, четкая прозападная ориентация и поддержка со стороны ЕС и США. Правда, в отличие от лидеров ЛП, к популистским геополитическим выступлениям Санду не склонна.
Куда больше вопросов к Майе Санду может возникнуть со стороны Демпартии. Демократы едва ли в восторге от последних высказываний министра, в которых она открыто заявляла, что юстиция, прокуратура и судебная система Молдовы насквозь коррумпированы и находятся под политическим контролем со стороны ДПМ. Едва ли стоит ожидать, что в должности премьера, несущего ответственность в том числе за реформу системы юстиции, судов и правоохранительных органов, Санду станет более подконтрольной и уступчивой.
В активе Майи Санду есть еще один важный козырь. Едва ли в настоящее время во всех трех партиях воссоздающейся коалиции найдется другой политик с опытом управления и при этом с безупречным политическим имиджем — тем более готовый понести имиджевые риски ради проведения жестких и болезненных реформ. А в том, что именно это в самое ближайшее время потребуется от нового премьера, сомнений нет.
Если же Санду не станет премьером по вине партнеров либерал-демократов по коалиции, то «зеленые» получат возможность сказать, что ЛДПМ сделала максимум возможного для страны. Но оказалась непонятой.