Однажды в Молдове
Прокурорский вестерн NM
по мотивам 100 дней Александра Стояногло
Однажды в Молдове
Прокурорский вестерн NM
по мотивам 100 дней Александра Стояногло
В начале марта исполняется 100 дней, с тех пор как Александр Стояногло стал генпрокурором Молдовы. Его назначение и последующие события напоминают круто закрученный сюжет вестерна.

Итак: Дикий Запад. В небольшом городке выбирают нового шерифа. Ему надо не только разобраться с местной бандой, но и приструнить подчиненных, которые забыли, что они — представители закона. А еще надо вернуть мешок с золотом, украденный из местного банка, и наказать воров. О том, что шериф перед вступлением в должность пообещал горожанам, и что ему удалось и не удалось сделать за сто дней, — в «прокурорском вестерне» NM.

Новый шериф в городе
Новый шериф в городе
Александр Стояногло возглавил Генеральную прокуратуру 29 ноября. Вечером 28 ноября Высший совет прокуроров назвал его победителем конкурса на эту должность, а утром 29 ноября президент Игорь Додон подписал указ о его назначении, и Стояногло принес присягу.

На собеседовании в Высшем совете прокуроров Стояногло пообещал:

1. Пересмотреть резонансные уголовные дела, которые суды рассматривали в закрытом режиме.

2. Сократить число арестов и прослушивания телефонов.

3. Отстранить от расследования дела о краже миллиарда прокуроров и следователей, которые его вели.
Большое ограбление
Большое ограбление
«Я не доверяю таким прокурорам», — сказал Стояногло, объясняя свое намерение отстранить их от расследования кражи миллиарда. После того как Стояногло принял дела, выяснилось, что у Генпрокуратуры не было доступа к этому расследованию. Его вела Антикоррупционная прокуратура. Через несколько дней после своего назначения генпрокурор Стояногло распорядился провести проверку в Антикоррупционной прокуратуре и Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью и особым делам.

На время проверки главу Антикоррупционной прокуратуры Виорела Мораря отстранили от должности. Курировать расследование кражи миллиарда Стояногло поручил Октавиану Екимовскому. Генпрокурор также приостановил его в должности замглавы Антикоррупционной прокуратуры, чтобы, как пояснил Стояногло, Екимовский сосредоточился на этом расследовании.

Буквально с первых дней после его назначения Александру Стояногло начали задавать вопросы о ходе и результатах расследования «кражи века». Журналисты, гражданские активисты, депутаты, кроме прочего, требовали назвать бенефициаров кражи.

Но Стояногло не спешил отвечать на эти вопросы. Через 10 дней после своего назначения он также отказался представить в парламенте отчет о расследовании, который подготовил его предшественник и.о. генпрокурора Думитру Робу. Это возмутило депутата от партии «Платформа Достоинство и правда» (DA) Александра Слусаря, который возглавлял парламентскую комиссию, расследовавшую кражу миллиарда.

Выступавший в парламенте замгенпрокурора Руслан Попов пояснил, что новому руковдству прокуратуры нужно дополнительное время на подготовку отчета. Попов представил этот отчет в парламентской комиссии по нацбезопасности 19 февраля. Руслан Попов отметил, что прокуратура расследует около 200 дел, связанных с кражей миллиарда. Также он сообщил, что часть расследования связана с «группой экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка». Кроме того, Попов сообщил, что прокуратура не может использовать информацию из отчетов Kroll как доказательства, а лишь как источник информации, которую нужно проверять.

По итогам представленного Поповым отчета Слусарь сказал, что оценивает его на «9 из 10 баллов».

5 марта Антикоррупционная прокуратура провела обыски в Нацбанке. А экс-главе Нацбанка Дорину Дрэгуцану предъявили обвинения в мошенничестве и отмывании денег в особо крупных размерах. Еще трех руководителей Нацбанка: бывшего и нынешнего вице-председателя и главу одного из управлений задержали.
Город, в котором царит беззаконие
Город, в котором царит беззаконие
Проверки в специализированных прокуратурах продлились месяц. Генпрокуратура сконцентрировалась на том, чтобы выяснить, как в этих прокуратурах соблюдали права человека. По итогам проверок Генпрокуратура начала 33 «дисциплинарные процедуры» против 24 прокуроров (10 из Антикорруционной прокуратуры и 14 из Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью).

Поводом для этого, как рассказал Стояногло, стали «серьезные нарушения»: немотивированные задержания, аресты, обыски, прослушка, незаконная слежка, затягивание рассмотрения дел в суде, незаконные решения суда. 18 из этих «дисциплинарных процедур» уже передали совету по этике и дисциплине при Высшем совете прокуроров. Остальные продолжают проверять.

Также уголовные дела открыли против экс-прокуроров Антикоррупционной прокуратуры Адрианы Бецишор и Андрея Баешу.
Охота за головами
Охота за головами
После проверок Стояногло потребовал добровольной отставки четырех сотрудников Антикоррупционной прокуратуры: Андрея Баешу, Владислава Боброва, Михаила Иванова и Романа Статного. О произошедшем NM cообщил источник, знакомый с ситуацией. В комментарии NM генпрокурор Александр Стояногло подтвердил, что просил прокуроров подать в отставку. Он отметил, что у него с ними нет никаких счетов, но результаты проверок в специализированных прокуратурах оказались «несовместимы с их дальнейшей работой».

Стояногло подчеркнул, что не доверяет этим прокурорам, но предложил им добровольно уйти в отставку. «Как генпрокурор я просто сказал об этом. Я никого не заставлял, а предложил [уйти в отставку] добровольно. Против некоторых из них вообще возбудят уголовные дела, и я все равно приостановлю их полномочия», — сказал Стояногло.

Кроме того, в отставку добровольно ушли прокуроры Антикоррупционной прокуратуры Евгений Рурак, Дорин Компан и Лилиан Рудей. Также добровольно ушли в отставку прокуроры из Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью Николай Китороагэ, Виталий Бусуйок, Лилиан Бакалым и Евгений Бордос.
Именем закона
Именем закона
На посту генпрокурора Стояногло дважды приносил публичные извинения. Первый раз — на брифинге по итогам проверок в специализированных прокуратурах: Стояногло извинился перед «сотнями граждан, против которых незаконно завели уголовные дела». Он также отметил, что от незаконных действий специализированных прокуратур больше всего пострадали бизнесмены. Второй раз Стояногло принес публичные извинения семьям сотрудников сети молдавско-турецких лицеев Orizont, которых экстрадировали из Молдовы в Турцию. Стояногло на турецком языке сказал, что сожалеет о том, что «Молдова не смогла их защитить».

19 февраля Стояногло распорядился создать рабочую группу, которая будет следить за расследованием дел, которые политики и НПО называют «политически мотивированными». Всего в списке 38 уголовных дел. Стояногло рассказал, что перед созданием «специальной группы» он ознакомился с декларацией Совета Европы о политическом преследовании в Молдове. В список вошли адвокаты Анна Урсаки, Эдуард Руденко, Ион Крецу; судьи Домника Маноле, Дорин Мунтяну, Георгий Балан, а также Григорий Петренко, Георгий Петик, Сергей Чеботарь и Валентин Ешану. При этом Стояногло отметил, что, хотя проверка «политических дел» только началась, «уже можно сказать, что в них допустили грубые нарушения».

Дело турецких учителей тем временем приняло неожиданный оборот. Сначала из-под обвинений вывели двух бывших замдиректоров Службы информации и безопасности (СИБ), а также главу Бюро миграции и убежища Ольгу Поалелунжь. В деле остался единственный обвиняемый — экс-глава СИБ Василий Ботнарь. Когда дело дошло до суда, по ходатайству прокуроров его стали рассматривать в «секретном режиме», так как в материалах дела много «секретной информации». При этом во время конкурсного собеседования на пост генпрокурора Стояногло заявил, что он против того, чтобы дела, вызвавшие общественный резонанс, рассматривали в закрытом режиме.

Комментируя NM закрытость рассмотрения дела турецких учителей, Стояногло подтвердил, что он против закрытых процессов по резонансным делам. Но подчеркнул, что окончательное решение, в каком режиме проводить судебные слушания, принимает суд. Стояногло также отметил, что в деле о высылке турецких учителей фигурирует информация, «которую защищает государство».
Most Wanted
Most Wanted
За 100 дней работы Стояногло генпрокурором никак не сдвинулась с места дело с розыском экс-лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и депутата Илана Шора, которые покинули Молдову в июне 2019 года, после того как ДПМ отказалась от власти. По официальной информации, Шор находится в Израиле. Но, как рассказал Стояногло в интервью ZdG, Молдова не может запросить экстрадицию Шора, у которого есть и гражданство Израиля, потому что Израиль не выдает своих граждан. Стояногло отметил, что Шора можно будет доставить в Молдову, только если он окажется в стране, которая согласится его экстрадировать.

Остается неясной и ситуация с розыском Плахотнюка. Интерпол пока не объявил Плахотнюка в международный розыск. Стояногло рассказал, что Молдова отправила запрос в Центральное бюро Интерпола, но пока бюро только подтвердило получение запроса. «Мы и дальше будем настаивать на международном розыске Плахотнюка», — подчеркнул генпрокурор. При этом известно, что Плахотнюк находится на территории США. Эту информацию, по словам президента Игоря Додона, ему подтвердили в Вашингтоне.

Стояногло сообщил, что для экстрадиции Плахотнюка Молдова должна заключить с США соглашение об оказании правовой помощи. Стояногло рассказал, что уже обсуждал этот вопрос с послом США в Молдове Дереком Хоганом.
Дуэль
Дуэль
10 января в специализированных прокуратурах завершились проверки. В тот же день Виорела Мораря задержали на 72 часа. На следующий день ему предъявили обвинения в злоупотреблении служебным положением и указании ложных данных в официальных документах. По материалам следствия, в марте 2017 года Морарь незаконно зарегистрировал жалобу тогдашнего лидера ДПМ Владимира Плахотнюка и завел уголовное дело, указав в документах ложные данные о расследовании. По версии следствия, Морарь «защищал Плахотнюка и его людей от подозрений по делу о краже миллиарда, тем самым препятствуя быстрому, полному и объективному расследованию». Морарю трижды продлевали арест на 20 суток.

При этом Стояногло добился, чтобы Высший совет прокуроров отстранил Мораря от должности главы Антикоррупционной прокуратуры на время расследования. Оппозиция считает уголовное дело, начатое против Мораря, «заказом» нынешней власти и «сведением счетов».

12 февраля генпрокурор Стояногло сообщил, что против Мораря возбудили еще одно уголовное дело. Его подозревают в незаконном обогащении и отмывании денег. Кроме того, Стояногло отметил, что Морарь фигурирует еще в нескольких делах, информацию о которых пока не разглашают.

Через два дня после этого суд сектора Буюканы, где начали рассматривать дело Мораря, освободил экс-главу Антикоррупционной прокуратуры из-под ареста и поместил под судебный контроль.
Золотые прииски социалистов
Золотые прииски социалистов
За несколько недель до начала проверок в специализированных прокуратурах и отстранения Мораря от должности он возобновил расследование о незаконном финансировании Партии социалистов (ПСРМ). Он объединил в одно дело два эпизода: один касался финансирования Партии социалистов из-за рубежа, второй — использования средств из-за рубежа во время президентской предвыборной кампании в 2016 году. Морарь привлек к расследованию 28 прокуроров и 38 офицеров по уголовному преследованию.

В интервью DW, опубликованном 10 декабря, Морарь высказывал предположение, что отстранение его от должности и проверка в Антикоррупционной прокуратуре — это способ давления на него из-за расследования против ПСРМ, в котором фигурируют депутаты-социалисты. Стояногло считает, что дело о незаконном финансировании ПСРМ, которое Морарь возобновил незадолго до отстранения от должности, было попыткой защитить себя.

Стояногло обратил внимание на то, что еще в 2016 году Морарь возбудил дело против ПСРМ, но тогда по делу провели всего одно процессуальное действие, потом еще одно в 2017 году, ни одного в 2018 и ни одного в 2019 до ноября, когда Морарь выделил для ведения этого дела 28 прокуроров и 38 офицеров по угольному преследованию.

Сейчас дело находится в Генпрокуратуре. Два эпизода снова разделили на отдельные уголовные дела. По словам Стояногло, прокуратура выявила 29 человек, на счета которых поступали деньги, и приступила к их допросу.
Кто здесь судья?
Кто здесь судья?
Решение судей освободить Виорела Мораря из-под ареста вызвало вопросы у Генпрокуратуры. В частности, там заинтересовались, почему дело, которое автоматически распределили судье Анне Кучереску, рассматривает судейская коллегия, двух судей которой выбрал вице-председатель суда Кишинева Дорин Дулгиеру. Генпрокуратура потребовала, чтобы дело передали на рассмотрение в другой суд, однако, Высшая судебная палата в этом отказала.

В Генпрокуратуре сообщили, что на заседании Высшего совета магистратуры (ВСМ) генпрокурор Александр Стояногло поднимет вопрос о проблемах в судебной системе. «Более того, чтобы исключить двойные стандарты в администрировании юстиции, Генпрокуратура попросит судебную инспекцию ВСМ оценить действия Дорина Дулгиеру».

Через несколько дней Генпрокуратура выступила в защиту судей сектора Чеканы, которые пожаловались на давление со стороны прокуроров. Александр Стояногло сообщил, что часть предварительных расследований против судей, которые в 2019 году открыла Антикоррупционная прокуратура, можно квалифицировать как «репрессивные меры». В Генпрокуратуре считают это «вмешательством» в осуществление правосудия. Стояногло потребовал, чтобы прокуроры прекратили эту практику.
Happy End?
Happy End?
На общем собрании прокуроров 28 февраля Стояногло заявил, что прокуратура «окончательно и бесповоротно отрывается от прошлого». Он объяснил прокурорам, «как не надо больше работать», запретил необоснованно арестовывать людей и давить на судей.

Стояногло также подчеркнул, что:

  • Прокуратура — не место, где можно заниматься бизнесом.
  • За «стилем жизни» всех прокуроров будут пристально следить.
  • Ответственность за коррупцию в прокуратуре лежит на руководителях прокуратур.

В завершении выступления Стояногло предложил прокурорам три принципа работы: не вмешиваться в политические процессы, соблюдать закон и вести уголовные дела с соблюдением закона.
Текст: Надежда Копту
Оформление: Кристина Демиан
Коллаж: Кристина Демиан
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: