Пальто цвета электрик
Как из семейного бизнеса вырос популярный молдавский бренд
Надо было иметь дерзость, чтобы в начале 90-х сшить пальто цвета электрик, да еще с подкладкой в тон, и носить его с мужской шляпой, вывернутой наизнанку. Спустя 10 лет хозяйка пальто откроет компанию Vistline, которая станет одним их крупнейших производителей пальто в Молдове. NM рассказывает, как Светлана и Вадим Сырги построили семейный бизнес, одев весь Кишинев в лен и трижды начиная все с нуля.
Пальто цвета электрик
Начало 1990-х. В одной из типичных кишиневских многоэтажек выпускница политеха Светлана старательно окрашивает в цвет электрик белую шелковую подкладку в горошек. Рядом лежит такого же цвета пальтовая ткань. Девушка уже представляет, как и с чем будет носить свое новое, ультрамодное пальто. Рядом с ней — муж Вадим, тоже выпускник политеха, а в будущем — самый надежный бизнес-партнер.
О своем пальто цвета электрик с шелковой подкладкой в цвет, пошитом по выкройкам из журнала «Бурда», Светлана Сырги вспоминает с улыбкой. «Я купила краситель, и все получилось хорошо и равномерно. У меня было пальто и подкладка в цвет пальто, это был просто космос, это невозможно было сделать тогда в наших условиях», — рассказывает Светлана. Тогда, по ее словам, в одежде было мало ярких красок, все было «серым и обыденным».

К новому пальто она купила мужскую шляпу, которую вывернула наизнанку, получилось необычно и оригинально. По словам Светланы, в этом наряде она нравилась не только себе, но и окружающим. Так она поняла, что ее идеи могут понравиться кому-то еще.
«Решение заняться шитьем было вынужденным. Мы остались без работы и надо было как-то выживать»
К этому времени у Светланы и Вадима за спиной был небольшой опыт работы в швейном кооперативе. После развала СССР они остались не у дел. Светлана до института окончила техникум по специальности технолог швейного производства, а Вадим выучился на закройщика. «Решение заняться шитьем было вынужденным. Мы остались без работы и надо было как-то выживать», — говорит Светлана.
Светлана Сырги
Поначалу они с мужем пробовали шить детские вещи, а потом у нее возникла идея шить пальто. «Это было что-то необычное, не то, что носили мы, не то, что носили наши мамы. Пришли другие веяния, расклешенные широкие пальто с большим воротником, они меня вдохновили», — объясняет Светлана. Вместе с мужем она решила пошить партию пальто цвета электрик и посмотреть, «как пойдет». Пальто спросом не пользовались, и супруги Сырги еще долго пытались их продать.

Сейчас Светлана понимает, что тогда покупатели были не готовы к таким пальто, они были слишком необычные: «В то время люди носили одинаковую одежду. Вот была юбка на пуговицах, с разрезами, и она всем была нужна. Тогда те, кто уловил это направление, были на коне, а эти эксклюзивы… Нужно было еще найти человека, которому бы это понравилось». В истории Светланы и Вадима было две такие провальные коллекции.

Какое-то время они шили дома на заказ. По словам Светланы, это было что-то вроде массового производства, но в домашних условиях.
Первый взлет в производстве верхней одежды случился, когда подруга Светланы попросила пошить ей плащ с леопардовой подкладкой. Плащ получился очень интересным, и Светлана предложила подруге попробовать продать его и не прогадала. «Это был хороший старт, это было востребовано и интересно людям, с этого момента пошло все семимильными шагами», — говорит Светлана.

Это был первый настоящий успех. Но впереди было еще много неудач. Они три раза начинали все с нуля, но мыслей уехать или заняться чем-то другим не было. Они упорно продолжали заниматься тем, что им нравилось.
«Я тогда подумала: руки-ноги есть, голова есть, жить где есть, у тебя все хорошо, вперед. Нельзя оглядываться. Ну сяду я опять за машинку и буду работать»
«Были неудачные сезоны, неудачные периоды, возникали мысли о том, что делать дальше, как жить. Закрываться совсем? Но у нас уже было много торговых точек, много людей работало», — вспоминает Светлана. «Пока человек носится с такими мыслями, — говорит она, — пока рвет на себе волосы, все в его жизни катится по наклонной».

В один момент, по ее словам, что-то щелкнуло: «Я тогда подумала: руки-ноги есть, голова есть, жить где есть, у тебя все хорошо, вперед. Нельзя оглядываться. Ну сяду я опять за машинку и буду работать. Как работали, так и будем работать». А дальше, улыбается она, все получилось само собой.

Им предложили большой объем льняной ткани и согласились подождать оплаты до тех пор, пока они не продадут сшитые из этого льна изделия. Светлана и Вадим вдвоем замачивали этот лен и развешивали во дворе дома, который арендовали. Это было нужно, чтобы в дальнейшем избежать усадки ткани.

По их словам, они «перестирали километры льна». «Маховик закрутился, и за лето мы встали на ноги. Это был 1999 год, мы шили льняные костюмы», — говорит Светлана. По ее словам, они с Вадимом тогда одели в лен весь Кишинев.
Vistline, сделано в Молдове
«В то время все считали, что импортное — значит качественное, а наше местное — не очень. Те, кто шили тогда на продажу, маскировали это как какой-то импортный бренд»
В 2002 году Светлана и Вадим основали компанию Vistline с командой около 10 человек. По их словам, им хотелось показать и доказать людям, что в Молдове есть местное производство и что оно не хуже импортного. «В то время все считали, что импортное — значит качественное, а наше местное — не очень. Те, кто шили тогда на продажу, маскировали это как какой-то импортный бренд», — вспоминает Светлана.

В компании Vistline шили не только пальто и костюмы. В разные периоды супруги Сырги шили и свадебные платья, и платья для выпускного бала, для чего научились изготавливать корсеты. Они даже шили одежду для собак. Но в итоге все же вернулись к пальто и уже семь лет занимаются только этим.

«На пальто остановились, потому что мне это интересно. Я их вижу, у меня получается. Мне в жизни нравится заниматься тем, что мне нравится. Я счастливый человек, потому что мое увлечение — это моя работа», — говорит Светлана.
С момента основания Vistline Светлана и Вадим всегда четко указывали, что это местный производитель. «Мы тогда уже вышли на определенный уровень, мы понимали, что у нас работают высококвалифицированные люди, и наши изделия могут конкурировать с импортными товарами, которые тогда привозили в Молдову. Наша продукция была лучше по качеству. И мы тогда открыли первый магазин в торговом центре», — вспоминает Светлана.
До этого фирма Vistline была представлена только на рынке. Работа в торговом центре стала вызовом, приходилось заново изучать своего потенциального клиента, чтобы понять, чего он хочет.

К своему пятилетию компания Светланы и Вадима выросла до 52 человек. Затем вновь уменьшилась и сократила число торговых точек. Светлана называет это «вынужденными мерами». «Сейчас у нас 35 человек, этого на сегодняшний день нам достаточно. Будет необходимость, будем расширяться, но пока так», — говорит она.
Много сложностей, по ее словам, возникало из-за того, что все приходилось делать самим. Не хватало информации, специалистов, которые могли бы помочь хотя бы в маркетинге или оформлении магазина. «Это все постигалось самостоятельно. Вадим ездил на курсы маркетологов, там почерпнул какую-то информацию», — рассказывает Светлана.

В итоге в компании Vistline выработалась своя система принятия решений: все важные вопросы обсуждаются всем коллективом фирмы. Свою команду она называет «семьей», в которой учитываются все мнения и не прекращается самообразование.
«Если что-то не получается, подключаются все, и мы начинаем думать. У нас очень грамотные швеи, мы вместе решаем проблему, разбираем, что нужно сделать. Эту информацию нельзя получить откуда-то извне. Мы можем только сами найти решение», — говорит она.
Цены на пальто Vistline
стартуют от 1980 и доходят до 3500 леев
«Мы часто слышим, что это дорого», — говорит Светлана.

Но эта цена, поясняет она, формируется из нескольких компонентов. Один из них — ткань. После того как компания стала закупать, кроме турецких, и итальянские ткани, цены на пальто немного выросли. Второй важной составляющей Светлана Сырги называет зарплату сотрудников. «У нас высококвалифицированные швеи, они должны зарабатывать соответственно», — объясняет она.

Долгое время компания Vistline ориентировалась на категорию «плюс сайз» и от 40 и старше. Но последние пять лет их продукция «помолодела». Сейчас Vistline шьет пальто для всех возрастных категорий, всех размеров и, кроме того, рассчитанных на разный рост.
Заказ из канады

В планах на ближайшее будущее у Светланы и Вадима — наладить экспорт своих товаров. Начать решили с Румынии и уже делают в этом направлении первые шаги. «Мы можем производить больше, но на внутреннем рынке такой потребности нет», — объясняет Светлана.

По ее словам, конкурировать на европейском рынке молдавским производителям сложно, поэтому в планах пока страны ближнего зарубежья и СНГ: «Мы участвовали в выставках в Казахстане, в Москве, сейчас вот в Румынии пробуем».
Молдавским компаниям, по ее мнению, не хватает «продвижения, узнаваемости бренда, хорошего маркетинга и менеджмента». «Мы бы хотели обратиться к специалисту, но не к кому, поэтому все делаем методом проб и ошибок. Во всяком случае у нас, может, у кого-то иначе», — отмечает Светлана.
Кроме прямого экспорта, они хотят наладить работу с сервисами доставки товаров за границу. Светлана рассказывает, как их продукцией заинтересовалась жительница Канады, которая на странице компании в соцсети спросила, как можно заказать пальто из Молдовы. Но доставить ей пальто Vistline пока не может.

Светлана и Вадим также хотят открыть интернет-магазин.

А пока они ищут молодых модельеров и дизайнеров, которые смогут предложить компании новые, яркие идеи. Но основным приоритетом, по словам Светланы, для них остается качество, как это было изначально.
Текст: Александра Батанова
Оформление: Татьяна Булгак
Видео: Сергей Рошка
Фото: Сергей Рошка, facebook.com/vistlinepalton
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: