Плохая кредитная история. Почему банки одалживают деньги государству, а не бизнесу
5 мин.

Плохая кредитная история. Почему банки одалживают деньги государству, а не бизнесу


Коммерческие банки Молдовы предпочитают не кредитовать экономику, а одалживать деньги государству, покупая ГЦБ и сертификаты Нацбанка. Объем новых банковских кредитов в последние годы упал почти в полтора раза по сравнению с 2012-2014 годами. Эксперты объясняют это ситуацией, в которой сегодня оказалась страна: «Бизнес здесь не бизнес, банки — не банки, а сама Молдова — территория с лицензией на эксплуатацию, а не правовое государство».

Кредитная картина

По итогам августа 2018 года, по данным НБМ, молдавские банки выдали кредитов на 2,4 млрд леев. Это на четверть больше, чем в августе прошлого года. Росту способствовали кредиты в валюте — их объем вырос на 47%.

Больше всего запрашиваемых кредитов — среднесрочные: на срок от двух до пяти лет. Средняя ставка по кредитам — 8,45% в леях и 4,53% в валюте. Это новый исторический минимум кредитных ставок в Молдове.

Две трети кредитов в августе банки выдали юридическим лицам, в том числе небанковским финансовым организациям. Больше всего кредитов выдали компаниям, деятельность которых связана с торговлей и оказанием услуг. Однако по сравнению с предыдущими летними месяцами объем кредитов в леях, полученных юрлицами, падает. Если в июне банки выдали им более миллиарда леев, то в августе — 755 млн леев (речь о кредитах в национальной валюте). Падение объемов кредитов в валюте незначительное — десятые доли процентов и только по сравнению с июлем.

Однако в целом кредитование экономики в последние годы банками так и не достигло уровня 2012 года, не говоря уже о 2013-2014 годах, на которые пришелся пик роста кредитования. Так, если в январе-августе 2012 года банки выдали новых леевых кредитов на 8,4 млрд леев, а в 2013 году — на 9,5 млрд леев, то в этом году за тот же период — 6,6 млрд, в прошлом — 6,3 млрд леев.

Почему так?

По мнению эксперта Института развития и социальных инициатив (IDIS) Viitorul Виктора Урсу, банкам проще и выгоднее работать с государственными ценными бумагами и сертификатами Нацбанка, чем кредитовать бизнес.

В частности, на прошлой неделе минфин разместил на рынке государственные ценные бумаги (ГЦБ) на 560 млн леев сроком на два, три и пять лет. Объем предложенных ГЦБ в семь раз превышает ранее утвержденный минфином график проведения аукциона по продаже гособлигаций. Средняя ставка по ГЦБ — 6,5%.

По мнению экспертов, то, что банки активно скупают ГЦБ, вместо того чтобы кредитовать экономику, указывает сразу на несколько проблем. В первую очередь это отражает не совсем дружественную политику банков по отношению к бизнесу, отметил в беседе с NM экономический эксперт Expert-Grup Александр Фала. «Несмотря на некоторые подвижки в кредитовании компаний, банки по-прежнему плохо взаимодействуют с бизнесом, предъявляя жесткие требования к залогу или запрашивая бесчисленное количество бумажек», — пояснил Фала.

Особенно тяжело, по его словам, приходится мелкому и среднему бизнесу, у которого нет хорошо продуманных бизнес-планов или ликвидных залогов, а банки им в этом не помогают. «В результате предприниматели уходят к микрокредитным организациям», — констатировал эксперт, отметив, что кредитование в небанковских учреждениях — общая региональная тенденция. «В Румынии компании тоже предпочитают микрокредитные организации банкам, поскольку у них гибче подход», — отметил Фала.
Монетарная политика Нацбанка тоже стимулирует коммерческие банки скупать ГЦБ или сертификаты НБМ, вместо того чтобы кредитовать экономику, считает эксперт. По его мнению, ставки на ГЦБ и сертификаты должны быть очень низкими, чтобы банки переориентировались на работу с бизнесом.

«И, пожалуй, одна из главных причин такой «кредитной картины» — пассивность самого бизнеса», — считает Фала. По его словам, неустойчивое налогообложение, коррупция, бюрократия, политическая нестабильность по-прежнему отпугивают инвесторов. «Да, в 2018 году впервые с 2014 наметился рост частных инвестиций, причем в течение двух кварталов подряд. Но этот рост очень слабый, а предстоящие парламентские выборы могут его и вовсе подорвать», — заключил эксперт.

Некоторое оживление в кредитовании бизнеса можно ждать, только если экономика начнет расти качественно, а не так, как происходит сейчас — симуляция роста, основанного на импорте, добавил Виктор Урсу.

Экономический эксперт Виктор Чобану более пессимистичен в оценках и прогнозах. По его мнению, в Молдове почти не осталось бизнеса, который хочет и может кредитоваться: он либо свернулся и уехал в соседнюю Румынию, либо слишком мелкий, либо сросся с властью. «Нормальному бизнесу незачем здесь развиваться и вкладывать в это деньги, его не устраивает среда обитания», — подчеркнул эксперт.

Кроме того, отметил он, молдавские банки сложно назвать банками в классическом понимании этого слова. «Нормальные банки должны давать займы компаниям, развивать экономику, а не скупать ГЦБ», — пояснил эксперт.

По его мнению, в сегодняшних условиях управления страной саму Молдову сложно назвать государством, тем более правовым, в котором развивается бизнес, и экономика, и социальная сфера. «Сегодняшняя Молдова — это территория с лицензией на эксплуатацию», — заключил эксперт.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: