Премьер-министр Павел Филип опубликовал стенограмму заседания правительства от 27 марта 2015 года, на котором было принято решение выделить 5,3 млрд леев Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank. Так Филип ответил на обвинение экс-министра образования Майи Санду в сокрытии информации о предоставленных трем банкам миллиардах. Из документа следует, что решение о выделении денег лоббировали глава Нацбанка Драгуцану и министр финансов Арапу, Санду — активно критиковала, а министры-демократы — молчали. В итоге, впрочем, решение было принято единогласно.
Экс-министр просвещения, лидер партии «Действие и солидарность» Майя Санду неделю назад пригрозила подать в суд на Госканцелярию, если та не опубликует стенограммы заседаний правительства, на которых были приняты решения виделить трем банкам под госгарантии 9,5 млрд леев и 5,3 млрд леев. По словам Санду, эти решения рассекречены, однако Госканцелярия ответила отказом на ее запрос предоставить копии стенограмм.
Обмен нелюбезностями
Премьер Филип не только опубликовал на своей странице в Facebook стенограмму одного из заседаний, но и прокомментировал ее. Он напомнил, что после дискуссии участники заседания, в числе которых была и Санду, единогласно приняли решение выделить 5,3 млрд леев. Филип также не без иронии отметил, что аргументы, которые привели на заседании в пользу этого решения тогдашние глава Нацбанка Дорин Дрэгуцану и министр финансов Анатол Арапу, «кажется, были вполне убедительны для Санду, являвшейся послушным исполнителем указаний Либерально-демократической партии» (Санду была назначена министром по квоте этой партии).
О том, что касается аргументов, продолжил Филип, «можно много дебатировать, но думаю, хорошо уже то, что общественность увидела, кто стоит за демагогическими разговорами политиков, которые хвастаются, что были против, но на самом деле проголосовали за».
Майя Санду не замедлила с ответом. «Напоминаю своему “коллеге” по голосованию Филипу, что я никогда не врала ни в связи с госгарантиями банкам 2015 года, ни в связи с какими-либо другими вещами», — написала она в своем Facebook. Далее Санду отмечает, что из опубликованной стенограммы видно, что Дрэгуцану просил денег для спасения депозитов людей и чтобы избежать банковского кризиса. «Если он врал, то сядет в тюрьму», — уверена Санду.
Из документа, по словам Санду, ясно, что у нее была «категорическая позиция», в то время как нынешний премьер-министр и остальные министры от Демпартии молчали (Филип, занимавший тогда должность министра информтехнологий, как следует из стенограммы, не проронил на заседании ни слова), тем самым показывая свое полное безразличие к теме.
«Судебная жалоба будет оставаться в силе до тех пор, пока не будет опубликована стенограмма секретного заседания в ноябре 2014 года, на котором незадолго до того как Нацбанк ввел в этих банках спецуравление, было принято решение выделить им под госгарантии 9,5 млрд», — добавила Санду.
Строго по тексту
Как следует из опубликованной стенограммы, в начале заседания Дрэгуцану рассказал о том, что первая сумма — 9,5 млрд леев была распределена по трем банкам следующим образом: Banca de Economii (BEM) — 5,27 млрд леев, Banca Sociala (BS) — 2,81 млрд леев, Unibank — 1,35 млрд леев. Дрэгуцану сообщил, что по состоянию на 28 февраля из этой суммы было выделено 7,7 млрд леев, причем BEM в полном объеме получил свою долю. «Практически три недели BEM держится на простом доверии граждан», — сетовал Дрэгуцану.
Он сказал, что у банков еще остались задолженности по депозитам физлиц — 5,2 млрд леев и юрлиц — 3,4 млрд леев. Новая сумма помощи (5,3 млрд) этим банкам нужна для «сохранения спокойствия», утверждал Дрэгуцану. По его словам, речь идет не о решении проблем этих банков, а о спокойствии населения, которое «будет спокойно ждать срока» выплаты депозита, а когда он подойдет, и три банка прекратят свою деятельность, отнесет деньги в другой банк. «Депозиты должны остаться в системе», — подчеркивал Дрэгуцану.
В завершении своей длинной речи Дрэгуцану попросил членов правительства поддержать Нацбанк и Нацкомитет по финансовой стабильности (НКФС) и выделить новую госгарантию трем банкам в размере 5,3 млрд леев.
Далее тогдашний премьер Кирилл Габурич попросил Дрэгуцану рассказать еще об одной инициативе НБМ и НКФС — ликвидации этих банков.
Лишить банки лицензий, по словам Дрэгуцану, Нацбанк может и сегодня, но это приведет «к тотальной дестабилизации системы». Дрэгуцану сообщил, что на депозитах трех банках лежит 8 млрд леев, и новая помощь — 5,3 млрд леев — поможет избежать тотальной паники и взять ситуацию под контроль. Другой проблемой, связанной с невозможностью быстрой ликвидации этих банков, по словам Дрэгуцану, стало большое число людей, получающих через них пенсии и госпособия. Прежде чем начинать процесс ликвидации, необходимо подготовить почву для перевода депозитов и выплат в другие банки, пояснил Дрэгуцану.
Анатол Арапу, возглавлявший минфин (выдвиженец либерал-демократов), сказал, что во всем поддерживает Дрэгуцану. «Это единственная возможность сохранить спокойствие в стране […], и нам нужно взять на себя эту ответственность, потому что больше некому», — заявил Арапу.
Габурич поинтересовался, что будет, если правительство откажется выделить под свою гарантию требуемые Нацбанком 5,3 млн леев.
Дрэгуцану сказал, что как только выяснится, что с этими банками не все в порядке, люди в панике начнут снимать депозиты. Причем речь идет «о сотнях тысяч граждан», которые заберут свои деньги и из других банков, уточнил он. «Оставшиеся 11 банков вполне состоятельны, но ни один из них без привлечения дополнительных средств не сможет противостоять изъятию 20-30% депозитов», — заверил Дрэгуцану, добавив, что при таком развитии событий есть риск потерять контроль над ситуацией.
Затем слово взяла Майя Санду. Она поинтересовалась, почему правительство должно доверять Нацбанку и выделить еще денег под свою гарантию, если Нацбанк не смог предотвратить катастрофу. «Мне кажется некорректным, что в команде нам никто не объясняет, что там произошло. Все секреты остаются в парламенте. То есть мы выступаем как инструмент, и нам не объясняют, что произошло, и как мы дошли до этого. […] И теперь мы должны брать ответственность за закрытие этой дыры. Мне неприятно оказаться в этой ситуации, когда я не понимаю, почему я должна брать на себя эту ответственность и за что именно», — сказала она.
Арапу ответил, что «проблемы, которые появились в трех банках, были неправильно интерпретированы», и деньги из них ушли не в ноябре, а гораздо раньше. «Это может подтвердить и президент Нацбанка, и глава Наццентра по борьбе с коррупцией. Проблема плохих кредитов в этих банках давняя», — заверил Арапу, добавив, что убытки накопились не сразу.
Дорин Дрэгуцану, в свою очередь, отвечая Санду, заявил, что Нацбанк принял все необходимые меры для сохранения финансовой стабильности. По его словам, он еще до ноября 2014 года говорил, что для сохранения стабильности необходимо менять законодательство, однако сделано это было гораздо позже.
Санду заявила, что на его месте, если бы не могла решить возникшие проблемы, сказала бы об этом открыто и ушла в отставку. «А вы сделали так, что я теперь не хочу подписываться под тем, что предложено для решения проблемы, которую создали вы, и теперь красиво и спокойно стоите себе в сторонке». Она также спросила, кто будет отдавать эти 5,3 млрд леев, которые просит Нацбанк.
В полемику вновь вступил Анатол Арапу. «Госпожа Санду, я напомню, как решаются такие проблемы в других странах. В 2008 году Великобритания выделила на спасение банков свыше 180 млрд фунтов стерлингов. Италия выделила UniCredit свыше €60 млрд», — убеждал Арапу.
Дискуссию прервал Габурич. «Я думаю, никто из нас не желает увидеть, как миллион людей выходит на улицу и ломает двери BEM или других банков, где лежат их деньги», — отметил премьер. Он добавил, что понимает, о чем говорит Санду, «но это уже следующий вопрос, который еще предстоит решить». «Мы соберемся в этом же формате и решим, что делать», — заверил Габурич.
Дискуссия продолжилась, и спустя некоторое время в нее вновь вступила Санду. «Почему я должна голосовать за это свинство? Почему правительство — ни нынешнее, ни прошлое — не занимаются тем, что нужно делать?» — возмутилась она. «И кто нам даст гарантию, что дальше [Нацбанк] будет должным образом администрировать ситуацию, и подобное больше не случится?» — продолжила Санду.
Она также спросила у Дрэгуцану, знал ли он о плохих кредитах в трех банках. «Мы анализировали информацию и держали руку на пульсе с самого начала», — заверил он. Однако для того, чтобы принимать меры, необходимо было изменить законодательство, повторил Дрэгуцану.
Взявший слово в конце заседания глава Наццентра по борьбе с коррупцией Виорел Кетрару сказал, что «согласен с госпожой министром Санду: сейчас действительно надо [обеспечить], чтобы подобные проблемы не возникали далее». «Все, кто виноваты [в краже из банков] будут привлечены к ответственности. Если не мы это сделаем, так другие сделают, но порядок будет», — заверил министров Кетрару.
После этого Габурич поставил вопрос на голосование и объявил, что решение выделить 5,3 млрд принято единогласно.
Stenograma_Gov by newsmakermd on Scribd