«Почему я не остался там? Потому что хотел изучать мошек в Молдове». История ученого с ограниченными возможностями, которого выставили из лаборатории
11 мин.

«Почему я не остался там? Потому что хотел изучать мошек в Молдове». История ученого с ограниченными возможностями, которого выставили из лаборатории

Александр Васильев — исследователь с редкой специализацией и огромным стремлением к науке. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем и ограниченные возможности, он успел получить несколько высших образования, пройти стажировки в ведущих научных центрах Европы и заняться уникальными исследованиями кровососущих насекомых и пауков. Однако, вернувшись в Молдову, чтобы развивать науку на родине, он столкнулся с рядом бюрократических и организационных препятствий. После трех лет работы на родине он оказался выставленным за дверь собственного кабинета без возможности продолжать исследования, живя на пособие по инвалидности. Александр делится своей историей, рассказывая о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться, и о своей решимости продолжать научную деятельность несмотря ни на что.

Образование и возвращение в Молдову: «Я вернулся в Молдову развивать науку. Но это обернулось нехорошо»

Александр Васильев рассказал, что до того, как он решился заниматься исследованиями кровососущих насекомых и пауков, успел получить два высших образования в области психологии, педагогики, а также молекулярной биологии. В 2018 году он участвовал в конференции в Тирасполе, где познакомился с исследователем, доктором наук Галиной Бушмакиной, которая пригласила его на работу в Институт зоологии. «Она заинтересовалась мной и сказала, что там интересно будет работать. Я согласился. Изначально я работал в лаборатории систематики и молекулярной генетики, где заведующей была Татьяна Шулешко, которая впоследствии стала научным руководителем моей диссертационной работы в Молдове. Она создала тогда группу по кровососущим насекомым», — сказал он.

«Почему я не остался там? Потому что хотел изучать мошек в Молдове». История ученого с ограниченными возможностями, которого выставили из лаборатории

 

Исследователь отметил, что позже решил поступить в докторантуру в Университет имени Константина Философа в Нитре, Словакия. «Я выбрал тему своей диссертации, связанную с пауками в Молдове. А если говорить точнее, то о взаимосвязи мест обитания пауков и ландшафтных образований. Я изначально хотел заниматься этим именно в Молдове и поэтому нахожусь здесь, а не в Словакии, и работаю над диссертацией удаленно», — пояснил он.

Васильев сказал, что в 2020 году закончил магистратуру в Венгрии по сельскохозяйственной биотехнологии. «Несмотря на уговоры преподавателей и однокурсников остаться в Венгрии, я вернулся в Молдову развивать науку. Чтобы научиться проводить исследования, я много работал и ездил на стажировки в Москву, Петербург, Италию, Португалию, Венгрию, Германию, Словакию, Турцию и Францию. На данный момент я единственный в Молдове, кто занимается кровососущими насекомыми, исследует двукрылых насекомых и работает под профессиональным руководством с пауками. Каждое из моих достижений гораздо ценнее и сложнее, чем для обычного человека, из-за моих ограниченных возможностей», — рассказал он, отметив, что ему присвоена вторая группа инвалидности и диагностирован ДЦП.

«Почему я не остался там? Потому что хотел изучать мошек в Молдове». История ученого с ограниченными возможностями, которого выставили из лаборатории

 

По его словам, условия учебы за границей сильно отличаются от молдавских. «Стипендия там приличная, гораздо больше, чем у нас. У нас я получал в первый год стипендию 1200 леев. А в Венгрии уровень жизни не сильно отличается по ценам. В первый год там я получал около 500 евро в месяц, а в следующем году — уже 600 евро. В Венгрии на докторантуре, кроме стипендии, выделяют по 2500 евро в семестр на технические нужды: участие в конференциях, публикация статей, закупка постоянных и расходных материалов. В моем контракте по докторантуре в Молдове прописано, что Молдавский государственный университет гарантирует техническое обеспечение выполнения исследований, но не было выделено ничего — 0 леев. Почему же я не остался там? Потому что мне очень нравилось заниматься изучением мошек в Молдове», — объяснил исследователь.

Он добавил, что решил вернуться в Молдову из патриотичных чувств и желания заниматься исследованиями именно здесь. «Но это обернулось нехорошо», — посетовал Васильев.

Работа в Институте зоологии Молдовы и увольнение: «Мне пришло уведомление за один день освободить кабинет»

В 2021 году Васильев заключил контракт на работу в исследовательской группе Института зоологии, рассчитанный на три года. По его словам, после того как его контракт истек 31 декабря 2023 года, заведующая лабораторией сообщила ему, что после Нового года он должен освободить кабинет и сдать ключ. «Больше всего я переживал за сохранность коллекции, потому что делать препараты мошек тяжело. Нельзя просто взглянуть под микроскоп и сказать: вот это такой-то вид. Это очень большой процесс. Я боялся, что что-то случится. Второго января я подошел к директору Института, а она сказала, что у меня закончился контракт и она не может ничего обещать, и все», — рассказал он.

«Почему я не остался там? Потому что хотел изучать мошек в Молдове». История ученого с ограниченными возможностями, которого выставили из лаборатории

 

Позже Васильев узнал, что, согласно законодательству, работодатели, имеющие 20 и более рабочих мест, создают или резервируют рабочие места и принимают на работу лиц с ограниченными возможностями в количестве не менее 5% от общего числа работающих. Он пытался выяснить, была ли выделена эта квота в новом исследовательском проекте Института, рассчитанном на 2024-2027 гг., однако так и не получил ответ.

«4 января мне пришло письмо с уведомлением, в котором говорилось, что я должен за один день освободить кабинет, и пятого января мне будет закрыт доступ к Институту. Потом уже устно кто-то сказал, что этот кабинет, предназначенный для людей с ограниченными возможностями на первом этаже, будет сдаваться в аренду. Возможно, все это связано с тем, чтобы сдать кабинет в аренду ради какой-то финансовой выгоды», — предположил исследователь.

«Почему я не остался там? Потому что хотел изучать мошек в Молдове». История ученого с ограниченными возможностями, которого выставили из лаборатории

 

Он рассказал, что помимо него, еще порядка 30 человек не смогли продлить контракт с Институтом. «Может быть, проводился какой-то фиктивный конкурс для продления контрактов, но о нем нигде не объявляли. Я специально следил за новостями на сайте Института зоологии и университета. Я выяснил, что еще в декабре составили списки сотрудников, которых включили в проект, им рассчитали ставки, зарплаты и премии. Все это было написано в проекте и отправлено от Института в университет, а потом и в министерство. В феврале мне один из коллег прислал письмо о том, что определенной группе людей было прислано сообщение, что они должны написать заявление о приеме на работу. И именно определенной группе людей», — возмутился Васильев.

Запросы и ответы: «Он просто нас преследует»

Исследователь рассказал, что за последние полгода неоднократно пытался добиться заключения нового контракта. Его ситуация осложняется тем, что у него нет другого заработка и средств, чтобы арендовать кабинет для продолжения исследований, поскольку живет только на пенсию по инвалидности, которая составляет 2 тыс. леев, и ему помогает мама-пенсионерка, вынужденная работать.

Васильев подчеркнул, что обращался в Государственную инспекцию труда, министерство образования и исследований, Национальный центр по борьбе с коррупцией, администрацию Государственного университета Молдовы, но никаких внятных ответов на вопрос о том, по каким принципам и критериям были распределены места в Институте зоологии, он не получил. По его словам, директор Института зоологии Лауренция Унгуряну «посмеялась надо мной, выдумав историю, что в USM находится некая компьютерная программа, которая сама распределяет, кому работать дальше, а кому нет».

«Я дважды писал в министерство образования и исследований, а также один раз встречался с государственным секретарем министерства по вопросам исследований Адрианой Казаку. На обе петиции мне прислали общие ответы. Один раз ответили, что у нас еще до конца не утверждены все проекты, и когда будут утверждены, то будут объявлены конкурсы», — сказал он.

В НЦБК ему ответили, что изучили все полученные материалы, но не выявили нарушения действующего законодательства.

«Почему я не остался там? Потому что хотел изучать мошек в Молдове». История ученого с ограниченными возможностями, которого выставили из лаборатории

 

На одно из обращений Васильева ответила проректор по научной деятельности Госуниверситета Жоржета Степанов, которая сообщила, что в настоящее время принимается на работу только штатный персонал (USM), а он не входит в эту категорию. «На момент 1 января 2021 года вы, будучи студентом-аспирантом с дневной формой обучения, были приняты на работу в лабораторию Института зоологии на должность младшего научного сотрудника. Этот факт был отражен в индивидуальном трудовом договоре, юридическая сила которого прекратилась 31.12.2023 вместе с завершением проекта.

Учитывая тот факт, что 1 ноября 2023 года вы завершили обучение в докторантуре, ваше имя не было включено в базу данных штатного персонала USM, из числа которого были набраны потенциальные сотрудники для субпрограмм с институциональным финансированием 2024 года. База данных была составлена в конце текущего года Службой кадровых ресурсов USM. В аналогичной ситуации оказались все, кто на момент составления базы данных не являлся штатным сотрудником USM. Из Института зоологии в такой ситуации оказались 30 человек, 4 из которых являются вашими коллегами из лаборатории.

На данный момент прием штатного персонала осуществляется на определенный срок до объявления конкурса на замещение должностей исследователей, который пройдет в течение 2024 года. Мы призываем вас следить за сайтом USM и, когда конкурс будет объявлен открытым, подать свое заявление на участие. Это является фундаментальным правом каждого исследователя, которое не может быть ограничено никем», — говорится в ответе.

Директор Института зоологии Лауренция Унгуряну в разговоре с корреспондентом NM сказала, что с Васильевым у нее «длинная история проблем». «Он обращался с петициями в различные инстанции, мы предоставляли им информацию. Он считает, что его права не соблюдаются, но это не соответствует действительности. Мы писали пояснения всем инстанциям, к которым он обращался», — сказала она.

Директор объяснила, что фактически он не может быть принят на работу. Ранее Институт нанял тех сотрудников, кто получал полную зарплату, а Васильев работал на полставки. Это было указание министерства, утвержденное постановлением правительства. «Мы спокойно обсудили с ним этот факт, но он жалуется везде, что его дискриминируют. Честно говоря, я устала от этого дела. Он просто нас преследует. Играет роль жертвы и преследует нас, меня, начальника нашей лаборатории. У нас довольно большой коллектив с традициями, все работают, достигаем результатов», — отметила она.

По словам Унгуряну, Васильев является конфликтным человеком. Он также жаловался в Совет по равенству, где по этому вопросу прошло четырехчасовое заседание. «Очень неприятный случай, очень неприятный. Я лично не желаю ему зла. Я объяснила ему, насколько это возможно, что происходит, и почему у него проблемы. Я сказала ему, что он не сможет вписаться ни в один коллектив с таким поведением. Он видит во всех злодеев, все против него. Невозможно работать в коллективе, когда ты против всех. Я ему это сказала, спокойно поговорила с ним. Я пробовала и так, и эдак», — сказала она.

Тем не менее, директор говорит, что перед Васильевым никто не закрывает двери, поэтому у него будет возможность устроиться на работу. Она сообщила, что сейчас ведется работа над составлением регламента конкурса. После этого Институт объявит открытый конкурс, чтобы в нем могли принять участие все заинтересованные стороны. По ее словам, никто из коллектива ничего против него не имеет. Также Унгуряну исключила, что его могут дискриминировать из-за инвалидности, поскольку в Институте есть сотрудники с ограниченными возможностями.

NM также направил запрос в министерство образования и исследований, но к моменту публикации текста ответ не поступил.

Тяжелый путь к диссертации: «Взять все и бросить — будет некрасиво и недостойно»

Васильев настаивает, что должен закончить свою работу и защитить докторскую диссертацию, как минимум, в университете Словакии. «Для начала мне нужно получить степень доктора наук, и я считаю, что у меня есть для этого хорошие возможности. Пусть это будет закончено и будут получены результаты и для Молдовы. Всё-таки не могу просто взять и уехать. Это было бы некрасиво и недостойно. Нужно закончить то, что начал, а потом уехать», — сказал он.

Однако из-за прекращения работы в Институте он не может продолжать исследования. Ему пришлось в своей комнате разместить всю собранную коллекцию мошек и пауков, дорогостоящие микроскопы, которые он покупал за собственные деньги со стипендии за границей, а также другое оборудование. Более того, его диссертация для университета в Словакии находится еще на раннем этапе сбора экземпляров, поэтому он, даже если не удастся решить вопрос с восстановлением в Институте, сможет уехать и работать над ней только после сбора, который в нормальных условиях занимает два года.

«Один из купленных за мои средства микроскопов из США стоит на полу, так как нет места, — сетует Васильев. — Там же в куче лежат ценные препараты, так как я боюсь их распаковывать, чтобы не разбить. Второй микроскоп стоит на тумбочке, я пытаюсь с ним работать, однако это неудобное место — локти свисают, ноги и спина искривлены и болят при работе. Комната, в которой я сплю, превратилась в склад: на полу лежат пробирки с тысячами пауков, рюкзаки, перчатки, тубусы».

«Почему я не остался там? Потому что хотел изучать мошек в Молдове». История ученого с ограниченными возможностями, которого выставили из лаборатории

 

Исследователь надеется, что в ближайшее время ему удастся восстановиться в Институте зоологии или найти помещение, где он сможет разместить своё оборудование и продолжить исследования для своей докторской диссертации.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: