Съемки, сделанные с использованием дронов, все чаще появляются в СМИ и соцсетях. Беспилотные летательные аппараты используют в расследовательской журналистике, в рекламных съемках, в политической борьбе и просто для развлечения. О том, что для этого надо получать специальные разрешения, многие владельцы и не догадываются. Между тем в Органе гражданской авиации говорят, что такое положение действует еще с 2012 года, а этой весной его закрепили в новом Авиационном кодексе. Штрафов за несанкционированное использование дронов пока никому не выписывали, но теоретически могут начать в любой момент. Эксперты говорят, что пока правительство не разработало регламент получения таких разрешений, требовать их незаконно. А, как выяснил NM, НПО и СМИ получить такие разрешения весьма проблематично.
Новый Авиационный кодекс вступил в силу в конце марта. В него включили определение беспилотного летательного аппарата и указали, что для его полетов необходимо разрешение. Его выдает Орган гражданской авиации (ОГА) после получения заключений минобороны и Службы информации и безопасности (СИБ).
NM поговорил с представителями некоторых СМИ, которые ранее использовали дроны для своей работы, и выяснил, что никто из них пока не обращался за получением разрешения на полеты дрона.
В минобороны на запрос NM о новых правилах, касающихся летательных аппаратов, не ответили в течение месяца. Через месяц там сообщили, что не могут найти запрос, и попросили направить повторно. К моменту публикации материала NM так и не получил ответ.
В СИБ NM сообщили, что после вступления в силу нового Авиационного кодекса выдали 12 разрешений на полеты дронов, один из которых — для СМИ.
О том, что на практике получить такие разрешения крайне проблематично, говорят и представители НПО. Как рассказал NM эксперт Центра политик и реформ (CPR) Андрей Чеботарь, CPR несколько месяцев назад обратился за таким разрешением, когда еще была неясна процедура.
«Сначала в ОГА сказали, что разрешение можно будет получить за 15 минут, а в минобороны и СИБ уверяли, что за два-три дня. Но, когда мы пришли за разрешением в ОГА, сказали, что мы должны предоставить план съемок: указать, в какой день хотим снимать, в каком месте и высоту полета. Но это нереально. Мы не знаем, каким расследованием займемся через три дня или через неделю», — сказал Чеботарь.
Также, по его словам, в ОГА сказали сначала получить разрешение в СИБ и в минобороны. В СИБ, по словам Чеботаря, разрешение получили довольно быстро, а вот с минобороны возникли проблемы. «Мы направили запрос 14 мая, нам не ответили. Через месяц я позвонил, в министерстве сказали, что министр теперь новый, и заявление потерялось. Попросили прислать еще раз, мы послали и через несколько дней получили формуляры для получения разрешения», — рассказал Чеботарь.
При этом, по его словам, минобороны запросило график съемок, на что CPR ответил, что этот запрос нарушает закон «О печати». Минобороны в ответ потребовало документы, подтверждающие соблюдение регламентов полетов, в том числе, над запретными зонами. «Мы посмотрели эти регламенты, там вообще шла речь о полетах гражданских самолетов. В итоге мы попросили аннулировать это требование, предупредив, что, если нам откажут в разрешении, мы обратимся в суд», — рассказал Андрей Чеботарь.
В ОГА между тем утверждают, что на самом деле разрешения на полеты дронов необходимо было получать еще с 2012 года, так как это предусматривает закон «О контроле воздушного пространства». В нем, отметим, говорится, что ОГА на основании заключений СИБ и минобороны выдает разрешения «для молдавских гражданских воздушных судов, выполняющих полеты для аэрофотосъемки и видеосъемки национальной территории».
По словам старшего инспектора службы легкой и сверхлегкой авиации управления летных операций ОГА Антона Данича, в Авиационном кодексе это правило «перепрописали» еще раз. На вопрос NM, как СМИ или НПО подавать заявку, когда нереально спрогнозировать график съемок, он ответил: «Не в моей компетенции говорить о том, что делать журналистам».
Данич также отметил, что СИБ и минобороны проверяют, не ведется ли съемка секретных и стратегических объектов, а ОГА следит за безопасностью полетов. «Для беспилотных аппаратов все зависит от заявки. Если вы предоставили всю информацию, то можете получить разрешение. Можно указывать примерную дату и локацию полета, но перед самой съемкой предупредить диспетчеров Moldatsa, так как у них может не быть этого полета [в планах]», — пояснил инспектор ОГА.
На вопрос, сколько всего выдали разрешений с 2012 года, Данич затруднился ответить, но отметил, что их выдают регулярно.
Главный специалист управления регламентирования ОГА Константин Возиян уточнил NM, что, когда разрабатывали закон «О контроле воздушного пространства», использование дронов для аэрофотосьемки было не так распространено, как сейчас. «Сейчас ситуация изменилась, поэтому такие вопросы стали возникать все чаще. В законе «О контроле воздушного пространства» говорится о воздушном судне, и никто не может сказать, что дрон таковым не является», — пояснил Возиян. Но после вступления в силу нового Авиационного кодекса, подчеркнул он, «требования четко устанавливают определение дрона и, соответственно, обязанность их владельцев получать разрешение ОГА на использования воздушного пространства».
Возиян также отметил, что использование дронов без разрешения ОГА попадает под действие 208 статьи Кодекса о правонарушениях «Нарушение правил безопасности полетов» и наказывается штрафом — от 750 леев до 1000 леев, а для должностных лиц — от 2,5 тыс. леев до 4 тыс. леев. Констатировать факт нарушения может полиция или инспекторы ОГА. «За несанкционированное использование дронов штрафов пока не было, но были случаи констатации нарушении, и ОГА с полицией активно сотрудничают для установления нарушителей», — сказал Возиян.
Правоохранительные органы или ОГА не могут отобрать у владельца дрон, по закону это может сделать только суд.
Эксперт в области гражданской авиации Олег Тофилат утверждает, что пока требования ОГА о получении разрешений на полеты дронов незаконны. «В Авиационном кодексе указано, что регламент получения таких разрешений разрабатывает правительство, но правительство еще ничего не разработало. Почему тогда ОГА требует эти разрешения?» — задался вопросом эксперт.
Законодательная инициатива ужесточения правил использования дронов появилась в 2017 году, после того как СМИ стали публиковать съемки с дронов жилья чиновников и политиков. Медийные НПО и журналисты раскритиковали идею регламентировать работу дронов. «Это явная попытка ущемить права журналистов. Журналисты, которые проводят расследования, пожалуй, единственные, кто борется с коррупцией. И — да, журналисты используют дроны. И — да, если бы чиновники были честными, то прессе не надо было бы применять беспилотники», — говорил ранее исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петру Маковей.