Правозащитники передали в Генпрокуратуру новый список политических дел. Чего они требуют
6 мин.

Правозащитники передали в Генпрокуратуру новый список политических дел. Чего они требуют

Правозащитная ассоциации Dreptul la Dreptate составила второй список «политических дел», которые попросила пересмотреть Генпрокуратуру. В списке 25 дел, в том числе дела бизнесменов Виктора Цопы и Виорела Цопы, «киллеров Плахотнюка» и матери пятерых детей из Дрокии, которую посадили на шесть лет. На пресс-конференции 28 декабря правозащитники рассказали, как идет проверка 38 дел из первого списка и призвали политиков внести изменения в законы, чтобы защитить права людей, которых преследовали по политическим мотивам.

Первый список

Первый список из 38 «политических дел» ассоциация Dreptul la Dreptate передала генпрокурору Александру Стояногло в начале 2019 года. Генпрокуратура инициировала проверку всех этих дел, по 19 из которых уже приняли решения.
«Главная наша цель — добиться закрытия заказных дел и реабилитации всех, кого незаконно преследовали по политическим и экономическим мотивам», — рассказал председатель ассоциации Павел Григорчук.

По словам адвоката Виктора Мунтяну, в нескольких делах из списка политических, по которым он представлял сторону защиты, за последний год наметился заметный прогресс. «Беспрецедентным» адвокат назвал дело совладельцев сети автозаправочных станций Vento — Игоря и Андриана Борша, «Чтобы вы поняли его масштаб — [в 2018 году] прокуратура привлекла к расследованию этого дела более 70 прокуроров и следователей. Шесть человек держали под арестом, включая владельца, которого задержали через два дня после покупки компании, а также 64-летнего бухгалтера и предпринимателей, которые просто арендовали заправочные станции», — рассказал Мунтяну.

В июне 2020 года Генпрокуратура закрыла уголовное дело Андриана Борша, а в декабре 2020 года суд его оправдал.

Также Мунтяну рассказал об освобождении еще одной обвиняемой по делу из «списка 38» — Ольги Пунги. В 2017 году cуд приговорил ее к восьми с половиной годам тюрьмы по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах. В 2020 году по инициативе генпрокурора по делу начали ревизионную проверку. На время ревизионной проверки Пунгу освободили из тюрьмы.

«Впервые в истории Молдовы генпрокурор добился приостановления приговора. Выявили беззакония, которые были допущены. Посмотрим, чем закончится дело», — отметил Мунтяну.

Другой адвокат — Ион Черга, рассказал, что вел три дела из «списка 38». Он отметил, что одно из дел против Ренато Усатого уже закрыли, по двум другим расследование еще идет. Черга объяснил это тем, что в этих двух делах «много сфальсифицированных улик». Также Черга возмутился, что дело бизнесмена Сергея Косована исключили из списка политических. Черга и Григорчук пообещали предоставить прокурорам доказательства невиновности Косована. Кроме того, Черга рассказал, что 23 декабря прокурор в суде отказался от обвинений в адрес одного из участников протеста оппозиции 2016 года. Черга удивился, что при этом прокурор продолжает настаивать на обвинении трех других фигурантов этого дела.

А Григорчук возмутился тем, что по многим делам из «списка 38» прокуроры так и не отказались от обвинений. Речь идет, в том числе, о деле «группы Петренко», деле Antifa Rezist, деле экс-депутата от ЛДПМ Кирилла Лучинского, деле мэра Бессарабки Валентина Чимпоеша. Большинство этих дел находятся на рассмотрении в суде первой инстанции, а дело Лучинского — в Апелляционной палате.

Также Григорчук возмутился тем, что прокуроры не отозвали обвинения по делу, которое возбудили против него, после того как он дал пощечину тогдашнему депутату от Демпартии Сергею Сырбу (к этому делу присоединили дело о потасовке между Григорчуком и прокурором Шендрей).

Второй список

Второй список политических дел, подготовленный правозащитниками, начинается с дела матери пятерых детей Натальи Урсаки. В 2020 году ее приговорили к шести годам лишения свободы за мошенничество. Судьи и прокуроры не посчитали наличие пяти детей смягчающим обстоятельством для отсрочки исполнения наказания.

В Дрокии мать пятерых детей приговорили к 6 годам тюрьмы. Что не так с ее делом и приговором

В «список 25» также вошло дело владельца Pro Imobil Влада Мустяцэ. Уголовное дело против него открыли в августе 2017 года по факту уклонения от уплаты налогов и нанесения государству ущерба на 5 млн леев.

Кроме того, в списке дело Валериана Заболотного. Его и еще пять человек в 2018 году обвинили в покушении на тогдашнего лидера Демпартии Владимира Плахотнюка и приговорили к лишению свободы на срок от трех до 20 лет. В июне 2020 года ВСП отменила эти приговоры и вернула дело на пересмотр.

Также во второй список правозащитников вошли дела журналистов Геннадия Бреги, Анатолия Мэтэсару и Артема Вареницы, бизнесменов Виктора Цопы и Виорела Цопы, Лилии Мунтяну (владелица кафе «Guguta»), и Дениса Уреке.

Есть в списке и несколько дел против мэров, которые в момент открытия уголовных дел состояли в оппозиционных партиях: Константина Пригуза (мэр Страшен), Аурелия Анточа (мэр Старых Дубоссар), Ильи Черноуцана и Ивана Акируши (экс-председатель Бессарабского района и его заместитель).

Что дальше

Экс-депутат Юрий Болбочану, которого в октябре этого года суд оправдал по делу о шпионаже и измене родине, рассказал, что ассоциация Dreptul la Dreptate поддерживала его весь последний год ( в 2017 году Болбочану приговорили по этому делу к 14 годам тюрьмы). «Это не только моя трагедия, это трагедия  страны. Даже в самых страшных снах я не мог представить, что в Молдове будут политзаключенные», — сказал Болбочану.

При этом в 2020 году, по его мнению, в Молдове не открывали «политических и заказных уголовных дел». Несмотря на это, по словам Болбочану, правоохранительная система страны нуждается в реформировании. «Я не оптимистичен, когда говорю о молдавской юстиции. Меня осудили за несколько судебных заседаний, которые провели в тюрьме. Когда дело отправили на пересмотр, процесс длился около полутора лет», — рассказал Болбочану.

Адвокат Виктор Мунтяну тоже считает, что реформы необходимы, причем на законодательном уровне. Он обратился, к политикам, которые летом 2019 года приняли декларацию о захваченном государстве. Он отметил, что для улучшения положения дел в системе юстиции необходимо провести несколько реальных изменений. В первую очередь, по словам адвоката, необходимо изменить механизм пересмотра уголовных дел, так как действующий механизм плохо регламентирован, а судьи боятся его применять.

Также адвокат отметил, что в законе предусмотрено «очень мягкое по сравнению с причиненным вредом» наказание за незаконно начатые уголовные дела и очень небольшой срок давности. «Уважаемые политики, если вы не ограничиваетесь только заявлениями, но хотите защитить права человека, пожалуйста, сделайте так, чтобы у таких преступлений не было срока давности. Это заставило бы подумать [судей и прокуроров], которые издеваются над другими людьми», — сказал Мунтяну.

А Павел Григорчук обратился к президенту Майе Санду. Он попросил ее обсудить на заседании Высшего совета безопасности политические уголовные дела». «На совбезе нужно поставить вопрос о том, чтобы представители спецслужб, прокуроры и судьи, причастные к фабрикации политических уголовных дел, как минимум не могли больше работать в правоохранительной системе», — считает Григорчук.

***

Ассоциацию Dreptul la Dreptate зарегистрировали в ноябре 2019 года. В нее вошли гражданский активист Павел Григорчук, адвокат Эдуард Руденко, подполковник в отставке Георге Петик и другие гражданские активисты, против которых открыли уголовные дела во время правления Демпартии.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: