Президент Украины Владимир Зеленский допустил возможность создания площадок для «деоккупации» Приднестровья и Абхазии. Что об этом думают в Кишиневе и Тирасполе?
Что предложил Зеленский?
На парламентском саммите «Международная Крымская платформа», который проходил 25 октября в Загребе, Владимир Зеленский предложил создать платформы «для деоккупации Приднестровья и Абхазии». Он отметил, что формат Крымской платформы должен стать стартом для других гуманитарных и дипломатических платформ, «которые помогут деоккупации других, когда-то порабощенных регионов — от Приднестровья и Абхазии до Северных территорий».
Что такое Крымская платформа?
Крымская платформа была создана в 2021 году для «координации международных усилий, направленных на возвращение Крыма в состав Украины». Тогда в Киеве заявили, что учредительное заседание Крымской платформы станет самым масштабным международным событием, инициированным Украиной с момента обретения независимости. В первом саммите приняли участие делегации из 46 стран и международных организаций. Второй саммит прошел 23 августа в онлайн-формате. В нем участвовало более 60 стран и международных организаций.
В парламентском саммите в Загребе приняли участие более 50 председателей и вице-председателей национальных парламентов. Молдову на нем представлял спикер парламента Игорь Гросу. В первых двух саммитах участвовала президент Молдовы Майя Санду.
Россия назвала Крымскую платформу «антироссийским саммитом» и предупредила, что участие в нем любой страны будет восприниматься как «недружественный шаг».
Что думают об этом в Бюро реинтеграции?
В Бюро реинтеграции не ответили на прямой вопрос о возможности создания платформы по реинтеграции Приднестровья. «Решения, которые примут на руководящем уровне, будут исполнятся в установленном порядке и исходя из достигнутых соглашений», — ответили NM в пресс-службе. При этом подчеркнули, что в 2018 году был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Бюро политик реинтеграции, Аппаратом государственного министра Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия и Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины.
В пресс-службе отметили, что меморандум предусматривает «возможность обмена опытом в реинтеграционных политиках, касающихся территорий, не находящихся под эффективным контролем конституционных властей; поддержании тесного регионального сотрудничества, оказании взаимной поддержки, организации совместных мероприятий».
NM обратились за комментарием к вице-премьеру по реинтеграции Олегу Серебрян, но ко времени публикации он не высказал свою точку зрения по этому вопросу.
В пресс-службе МИД непризнанной ПМР сообщили, что прокомментируют возможность создания платформы позднее.
Что говорят эксперты?
Бывший вице-премьер по реинтеграции Александр Фленкя считает, что по итогам войны в Украине в Европе будут выстраивать новую архитектуру безопасности. «Для этого будут вестись переговоры, создаваться новые платформы — переговорные и консультативные. В противном случае, международным и региональным организациям, таким как ОБСЕ, в будущем придется доказывать свою полезность», — отметил бывший вице-премьер. И добавил, что пока преждевременно говорить о том, какую именно форму примут переговорные форматы, так как по его мнению, сейчас основная задача — предотвратить эскалацию войны в Украине и добиться ее скорейшего завершения.
Бывший посол Молдовы в России Анатол Цэрану считает, что уполномоченные структуры Молдовы должны самым внимательным образом изучить возможность создания платформы для реинтеграции Приднестровья — по примеру Крымской платформы. По его словам, создание такой платформы, с соответствующими модификациями, могло бы стать существенным прорывом в политическом урегулировании вопроса. «Особенно учитывая, что нынешний переговорный формат “5+2” не функционален, и в любом случае нужно искать новые модели», — добавил Цэрану.
При этом он подчеркнул, что Крымская платформа показала свою эффективность: «Крымская платформа показала уровень международной солидарности с Украиной в условиях войны, а чрезвычайно негативное отношение России к этой платформе стало лишним подтверждением ее действенности».
С таким мнением не согласен бывший глава МИД Приднестровья Владимир Ястребчак. Он считает, что для создания других платформ подобного рода необходимо продемонстрировать их «хоть маломальскую успешность». Ястребчак считает, что пока очень сложно судить, насколько дееспособна и жизнеспособна Крымская платформа. «Зачем плодить площадки? Их и без того хватает — и при международных организациях, и при разного рода некоммерческих структурах», — отметил бывший глава МИД Приднестровья.
При этом он подчеркнул, что приднестровская сторона будет и дальше придерживаться такой позиции, что любые обязательные для Приднестровья решения могут принимать только при полноценном участии Приднестровья. «Если за спиной у Приднестровья будут принимать касающиеся нас решения, Тирасполь не будет брать их в расчет, и это останется лишь сотрясанием воздуха», — заключил Ястребчак.
Уточнение. После публикации материала бывший вице-премьер по реинтеграции Александр Фленкя связался с редакцией NM и уточнил свой комментарий. Мы внесли в комментарий соответствующие поправки.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!