«Пусть называют даже рукой Путина!»

Корреспондент NM провела день с лидером Партии социалистов
NM продолжает следить за тем, как кандидаты в президенты Молдовы агитируют за себя, и что обещают избирателям. Корреспондент NM МАРИНА ШУПАК побывала 12 октября на предвыборных встречах лидера социалистов ИГОРЯ ДОДОНА с жителями Чадыр-Лунги и Тараклии.
— 23 минуты до начала встречи. Успеем?— строго спрашивает фотограф Партии социалистов водителя. Тот молча поддает газу, оставляя позади табличку с перечеркнутой надписью «Комрат».

В стекла бьет ливень. Все заметно нервничают: в чадыр-лунгский Дом культуры надо прибыть раньше Додона, а тут еще позвонили из редакции Accent TV и сообщили, что в Чадыр-Лунге ветром срывает крыши и надо бы это снять.
Встреча была назначена на 14.00.
Входящих в фойе Дома культуры встречал огромный баннер «У Молдовы есть будущее. Игорь Додон президент». И зеленое ведро, в которое с протекающей крыши здания капала вода.
Председатель районной организации Партии социалистов Татьяна Ламбова бегала из зала на улицу и обратно, проверяя, все ли готово к встрече.
— Идите все в зал. Игорь Николаевич не сможет с вами поговорить перед встречей. Вопросы зададите в конце, — строго обратилась она к нескольким женщинам, ждавшим Додона у дверей.

— Сфотографируетесь тоже после, — нервно взглянула Ламбова на тех, кто стоял с фотоаппаратом. Никто не сдвинулся с места.

К назначенному времени зал был заполнен больше чем наполовину. На сцене установили трибуну и стол, покрытый плакатом «Игорь Додон — президент».

На каждом кресле посетителей ждала газета «Социалист» и предвыборная программа кандидата.
На каждом кресле посетителей ждала газета «Социалист» и предвыборная программа кандидата.
На встречу пришли около 150 человек: в основном мужчины предпенсионного и пенсионного возраста. В ожидании лидера социалистов они молча смотрели предвыборные ролики с его участием на большом экране: о борьбе Додона за сохранение православия и против унионизма, его планах построить новый храм и о преимуществах прямых выборов президента.

Додон опоздал на 20 минут. «Идет, идет! Вот уже охрана появилась! Пожалуйста, если в зал не идете, то хотя бы отодвиньтесь и сделайте место для охраны», — умоляюще взглянула Ламбова на сторонников Додона, карауливших его в резиновых сапогах и калошах у входа в здание.
«Улыбайтесь!» — крикнула она делегации однопартийцев в галстуках, встречающих Додона на крыльце Дома культуры.
Раньше преданных сторонников к лидеру социалистов ринулись журналисты телеканалов НТВ и Accent TV. «О чем будет сегодняшняя встреча? Что вы можете сказать о гагаузах?» — наперебой спрашивали журналисты, стоя вместе с Додоном под проливным дождем.
Зал встретил председателя партии аплодисментами. Почти все встали. «Я хочу напомнить вам биографию Игоря Николаевича, чтобы вы знали, за кого голосуете. Игорю Николаевичу 41 год. Он женат, у него трое детей...», — взял слово депутат парламента и доверенное лицо кандидата Эдуард Смирнов. Когда он сообщил о детях, по залу прошел одобрительный шепот.
Список достоинств Додона завершался сообщением о том, что на победу его благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Уроженец Гагаузии, депутат-социалист Федор Гагауз, тоже доверенное лицо кандидата Додона, сообщил, что лидер ПСРМ выступает за сохранение православия и заверил присутствующих, что на посту президента он будет уделять должное внимание гагаузской автономии.

В отличие от своих доверенных лиц Игорь Додон говорил без бумажки и не за трибуной, а стоя на краю сцены, вглядываясь в лица пришедших. Он улыбался, шутил, сыпал комплиментами гагаузскому народу. «Я только что вернулся из Москвы, где встречался с нашими ребятами», — сказал Додон. Люди сочувственно закивали.

— Вы определились, за кого будете голосовать? — поинтересовался кандидат.
— Да, — хором ответил зал.
— Тогда зачем мы здесь собрались? — пошутил политик, вызвав смех в зале. — Вам, гагаузам, завидуют. Вы знаете? Здесь мудрые люди. Ни с кем не ссорятся. Экспортируют и в Россию, и в Турцию.

Окончательно расположив зал к себе, Додон перешел к основной части выступления. Говорил он около часа, и его никто не прерывал.


— Кто уже семь лет у власти в Молдове? — спросил Додон.
— Жулики! Воры! Демократы! — кричали ему в ответ.
Социалист сказал, что ответы могут быть разными, но они показывают, что страна движется в неверном направлении. Он также пообещал, что не будет называть фамилии своих оппонентов, «хотя они и поливают меня грязью».
Прежде чем перейти к разговору о нынешней власти, Додон рассказал о Партии коммунистов (ПКРМ), в которой когда-то состоял. По словам политика, он сожалеет, что ПКРМ разваливается и «легла под Плахотнюка». Додон попросил жителей Чадыр-Лунги не внимать призыву коммунистов бойкотировать выборы, так как «бойкотировать их попросил Плахотнюк».
При этом кандидат отметил, что Владимир Воронин был лучшим президентом Молдовы.
— Лучше или хуже [чем при Воронине] мы живем с проевропейцами? — поинтересовался он.
— Хуже! — выдохнул зал.
— Нигде, даже там, где за голосовали голубых, не говорят, что мы живем лучше, — сказал Додон. — Про голубых — это я про цвет партии, если что (голубой — партийный цвет Либеральной партии Михая Гимпу. — NM).
Публика принимала все, что говорил Додон, и любые обещания встречала аплодисментами.
— Я сделаю так, чтобы бакалавр сдавали на выбор. Мы калечим наших детей!
— Да! — отвечали собравшиеся.
— Сделаю так, чтобы унионистские организации и партии были под запретом!
— Правильно! — соглашались люди.
— Я против объединения с Румынией. Мы будем изучать молдавский язык и историю!
— Да! — снова ответили ему из зала.

Додон умело завоевывал аудиторию. Лидер социалистов или точно знал, что именно нужно здесь говорить, или хорошо подготовился к поездке в Гагаузию.

— Я вижу здесь много знакомых лиц, — сказал он, и в подтверждение этих слов поприветствовал сидящего в зале директора колхоза «Победа» Николая Драгана.

Игорь Додон напомнил, что в свое время поддержал на выборах Ирину Влах, которая стала башканом Гагаузии. Лидер социалистов похвалил жителей автономии за то, что они проголосовали за Влах и посетовал, что многие в Молдове голосуют не так разумно.

— Голосовали за Филата, потому что европеец, голосовали за Лупу, — сказал он и сделал паузу, ожидая, оценит ли шутку аудитория.
Зал сначала молчал.

— Да, за Лупу, — повторил Додон и выжидающе посмотрел в зал. Люди рассмеялись. Многие долго не могли остановиться.
Припомнил Игорь Додон и события начала 90-х.
— Помните, как в 90-е начинался поход на Гагаузию? — спросил он. В зале отчетливо были слышны вздохи.

— Это произошло из-за таких, как Миша Гимпу, как Шалару, — продолжил политик. И заверил, что не допустит, чтобы на территории Молдовы была «армия НАТО».

О Евросоюзе Игорь Додон высказывался не так категорично.

— Мы не можем быть против Европы, но мы должны быть вместе с Россией, — объяснил он свою позицию.

По словам Додона, «никто в ЕС не ждет нас с нашими товарами, а без российского рынка мы не выживем». И привел пример, как Молдова за последний год импортировала из ЕС втрое больше яблок, чем экспортировала. По словам Додона, сближение с Россией будет во благо и для молдавских мигрантов, которых часто депортируют из РФ, и которые возвращаясь на родину не получают пенсию. Как бы между делом политик сообщил, что лично помогал многим депортированным мигрантам решить проблему.

Об оппонентах Додон говорил мало, но резко.

— Правая оппозиция и власть — похожи, — отрезал он. О «Нашей партии» социалист отозвался уважительно, отметив, что левым промолдавским партиям нужно было выдвинуть единого кандидата.

— Нас [левые силы] называют рукой Москвы. Уж лучше быть «рукой Москвы», чем рукой Плахотнюка. Пусть называют даже рукой Путина, — заявил он. Присутствующим сравнение понравилось.
Отдельно Додон высказался о православии. Он подчеркнул, что является единственным претендентом на пост президента, включившим в свою программу пункт о сохранении православия в Молдове. Он пообещал аннулировать Закон «Об обеспечении равенства» и «запретить вот эти сексуальные меньшинства» и совершил крестное знамение. Пожилые люди в зале закивали.
Закончил Додон перечислением основных шагов, которые он предпримет на посту президента: возложит ответственность за возвращение украденного миллиарда на «плечи властей», сблизится с Россией и, возможно, проведет референдум о внешнем векторе Молдовы, запретит унионисткие движения, восстановит экономику, сохранит церкви. Социалист пообещал разрешить и приднестровский конфликт — через федерализацию Молдовы.

Вместо призыва проголосовать за себя Додон вновь пошутил.

— Я не девушка на выданье, чтобы всем нравится, — сказал он, подождав, пока люди засмеются и стихнут. — Но сейчас ситуация «быть или не быть».

Зал взорвался овациями. Несколько женщин выбежали на сцену и подарили Додону цветы. Одна из них выхватила у Додона микрофон из рук:

— Вы красавчик и умничка, — сообщила она лидеру социалистов и поцеловала его.
— Я знаю, у гагаузов принято в семьях иметь по трое и больше детей. Я работаю в этом направлении. У меня три сына, но надо и дочку, — улыбнулся Игорь Додон.
— Вот молодец, — одобрили демографические планы кандидата мужчины в первом ряду.
Те, кто пришел на встречу, могли, написав записку или выйдя к микрофону, задать кандидату вопросы: «Сможем ли объединиться с Приднестровьем? Почему коммунисты бойкотируют выборы? Как вы видите преподавание истории в школах?».

Люди спрашивали, решится ли проблема с ценой на газ — «уж больно он дорогой», отремонтирует ли он дороги.

В двух записках его просили финансово помочь ветеранам волейбола Гагаузии и решить проблему молодого человека, депортированного из России. В обоих случаях были указаны номера телефонов. «Это в карман, там разберемся», — пошутил Додон.

На этикетке от винной бутылки кто-то из присутствующих пожелал Додону удачи: «Дорогой Игорь Николаевич, все ваши программы очень хорошие. Привет из Копчака», — прочитал лидер социалистов. Жители Копчака, присутствующие на встрече, аплодировали стоя. Их было около 20 человек.
За ответом «да» лидер социалистов в карман не лез.
Граждане, решившиеся задать вопрос в микрофон, обращались к лидеру ПСРМ с бытовыми проблемами. Житель Валя-Пержей просил помочь оформить молдавское гражданство, так как без него Додон лишится одного голоса. Очень пожилая женщина просила помочь отремонтировать крышу, которая протекает.

С подобной просьбой обратилась и другая женщина.
— Вы, наверное, помните, что в 2013 году я звонила вам в прямом эфире, когда вы выступали на гагаузском телевидении. Просила помочь с крышей. Но она до сих пор протекает, — сказала женщина.

Додон пообещал, что Татьяна Ламбова со всем разберется.

— А русский будет вторым государственным? — сердито спросил кто-то из мужчин, не дожидаясь микрофона. Додон ответил, что не может дать такое обещание, но будет следить, чтобы соблюдался закон «О функционировании языков».

Внезапно Татьяна Ламбова пригласила на сцену заслуженного работника сельского хозяйства Петра Люленова. Его длинная речь сводилась к тому, что 30 октября надо голосовать за Додона.

Апогеем встречи с избирателями стало предложение Додона сфотографироваться на фоне баннера Партии социалистов. Игорь Николаевич объяснил, что сфотографируется со всеми желающими, а на выходе из Дома культуры каждый сможет получить готовую фотографию. Люди в восторге начали выстраиваться в очередь.
— Это что, бесплатно? — перешептывались жители Гагаузии.
На выходе из здания образовалась другая очередь — за готовыми фотоснимками. Гражданам не терпелось посмотреть на результат.

— Это я с Додоном или нет? — спрашивал один очень пожилой мужчина другого, вглядываясь в снимок через очки.

— Ты, ты, — отвечал ему собеседник.

— Вау! Да ну нафиг! — раздался восторженный возглас молодого человека. На фотографии, которую он держал на ладони, было видно, как кандидат Игорь Додон пожимает ему руку.
После Чадыр-Лунги лидер социалистов поехал в Тараклию. В зале местного Дома культуры на встречу с ним собрались около 200 человек. Все началось по знакомому сценарию: входит Додон, к нему подбегают с вопросами журналисты Accent TV и НТВ, Додон проходит в зал, все аплодируют, женщина дарит кандидату цветы.

Но было заметно, что в Тараклии политика встречают прохладней, чем в Чадыр-Лунге.

— Хочу напомнить вам биографию Игоря Николаевича, чтобы вы знали, за кого голосуете. Игорю Николаевичу 41 год, он женат, у него трое детей, — зачитал свою речь Эдуард Смирнов. Тараклийцы слушали без энтузиазма.
Игорь Додон, оценив обстановку, пошел на сближение. Он спустился со сцены и встал между рядами.
Политик напомнил, что в этом зале во время парламентской предвыборной кампании в 2014 году он дал тараклийцам три обещания: не идти на сговор с Плахотнюком и Демпартией, сблизиться с Россией и бороться с унионистами.
— Все три я сдержал, — сообщил Додон.

Кое-где раздались аплодисменты.
— Вы уже определились, за кого голосовать, я правильно понимаю? — улыбнулся Додон.
Зал ответил сдержанным молчанием.
— Ну как сказать... — обронил мужчина, сидевший недалеко от политика.
— Вы всегда голосовали за красных, не за голубых. Правильно? — ввернул Игорь Додон проверенную на гагаузах шутку.

Это сработало: зал, наконец, рассмеялся.

В целом выступление Игоря Додона в Тараклии мало отличалась от речи в Чадыр-Лунги. С той лишь разницей, что тут аплодировали реже.
Но тема православия безотказно сработала и здесь.
— Человек без веры — человек без будущего. В Кишиневе никогда не было мечетей. Даже при Штефане чел Маре их не строили, хотя были под турками. А эти уже строят!
Игорь Додон
Многие неодобрительно закивали, хотя о том, чтобы где-либо в Молдове строили мечети ничего неизвестно.

Игорь Додон сообщил, что ему сложно комментировать ситуацию в социальной сфере без матерных слов.

— А вы давайте матом! — раздался голос из зала, вызвав смех в зале.
Пытаясь найти подход к аудитории, Игорь Додон повторял уже испытанные шутки, в том числе про голосование «за Лупу». Он также попросил присутствующих сказать, во что Евросоюз превратил Болгарию. Люди смеялись и возмущались. Додон пообещал бороться за сохранение Тараклийского района и не допустить возвращения к уездам.

— Мне не понравилась реакция зала на ваш вопрос о том, определилась ли Тараклия с тем, за кого голосовать на предстоящих выборах. Хочу заверить, что Валя-Пержей голосует за вас. Со мной еще приехали люди, пожалуйста, встаньте и похлопайте будущему президенту! — попросил мужчина, представившийся руководителем местной ячейки социалистов в селе Валя-Пержей. Три десятка человек поднялись со своих мест.


Заслуженный работник сельского хозяйства Петр Люленов, недавно призывавший голосовать за Додона в Чадыр-Лунге, повторил свою речь и в Тараклии. Женщина из Верхней Алботы пожелала Додону удачи, «как мать сыну», сообщив, что у нее, как и у лидера социалистов, трое сыновей — все они работают в России. Игорь Додон ответил, что он трудится не для того, чтобы стать президентом, а чтобы люди поверили в Молдову и перестали из нее уезжать.

Один из присутствующих поинтересовался, как политик исполнит свое обещание распустить парламент, поскольку у президента нет таких полномочий. Кандидат ответил, что можно инициировать всенародный референдум по этому вопросу или внести соответствующие изменения в Конституцию.
— А вообще президенту нужно больше полномочий. Нужно восстановить вертикаль власти, чтоб как в России и Белоруссии. А то с этой демократией анархия настоящая! — заявил Додон.
В Тараклии тоже устроили фотосессию с кандидатом.
— Мы с мужиками на лавочке обсуждаем выборы. Так все за вас будут голосовать. Вы мне верите? — спросил пожилой мужчина лидера социалистов.
— Да, мужик, ты наш! — хлопнул его по плечу кандидат.
Текст: Марина Шупак
Фото: Марина Шупак, страница Игоря Додона в Facebook
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: