Рим вашему дому. О чем договаривались и спорили Кишинев и Тирасполь на встрече в формате «5+2»
5 мин.

Рим вашему дому. О чем договаривались и спорили Кишинев и Тирасполь на встрече в формате «5+2»


Следующим вопросом, которым вплотную займутся Кишинев и Тирасполь, станет восстановление телефонной связи между двумя берегами Днестра. До конца июня планируется согласовать «дорожную карту», а к осени закрыть вопрос. Участники прошедшей в Риме встречи в формате «5+2» настроены оптимистично: в ОБСЕ уверены, что до конца года будут решены все проблемы из «пакета из восьми пунктов». Многие из них не решались годами или десятилетиями. Разногласий между сторонами, впрочем, тоже хватает.

По итогам завершившегося в среду в Риме раунда переговоров в формате «5+2» представители Кишинева, Тирасполя и посредников подписали протокол. Это первая в этом году встреча в официальном формате. Участники переговоров приветствовали достигнутые и выполненные за последнее время договоренности и наметили следующие шаги.

Что сделано?

За последние полгода достижений немало. Открыт мост через Днестр у сел Гура Быкулуй и Бычок. Причем ЕС уже пообещал выделить деньги на ремонт моста и улучшение прилегающей инфраструктуры. Также утвержден механизм доступа фермеров из Дубоссарского района к землям за трассой Каменка-Тирасполь. Решены проблемы, связанные с апостилрование приднестровских документов об образовании и функционированием левобережных школ с обучением на основе латинской графики.

Особенно позитивно участники встречи в Риме отзывались о последней договоренности: в конце апреля Кишинев и Тирасполь подписали соглашение о механизме, позволяющем приднестровскому автотранспорту свободно выезжать за рубеж. Механизм вступает в силу с 1 сентября. И тут тоже не обошлось без финансового поощрения. Спецпредставитель ОБСЕ Франко Фраттини сообщил в Риме, что председательствующая в ОБСЕ Италия выделит финансовую помощь для внедрения проекта.

newsmaker.md/rus/novosti/dnestrealizm-pochemu-v-kishineve-ispugalis-realnoy-diplomatii-spetspredstavitelya-36676

Итоги римского раунда в ОБСЕ назвали историческими. Историческим для приднестровского урегулирования, по словам Фраттини, может стать и этот год: Кишинев и Тирасполь взяли обязательства до конца года завершить работу над всеми восемью пунктами нынешнего переговорного «пакета». Глава Миссии ОБСЕ в Молдове Майкл Скэнлан был еще более оптимистичен: «Выработанный нами подход, ориентированный на результат, позволяет реалистично говорить, что мы движемся по пути к окончательному разрешению конфликта».

А спецпредставитель Фраттини похвалил политическое руководство Молдовы и Приднестровья за вклад в достижение договоренностей. Особенно он отметил роль лидера правящей в Молдове коалиции Владимира Плахотнюка: «Я встретился с ним, после этого все в Кишиневе в один голос меня заверили, что обязательства будут выполнены. И они их выполнили».

Что дальше?

Среди неразрешенных пока вопросов из переговорного «пакета» — восстановление телекоммуникационных связей между двумя берегами, решение проблемы уголовных дел, заведенных в Кишиневе против приднестровских чиновников, и свобода передвижения. Еще один пункт, с 2016 года переходящий из одного протокола в другой — выработка механизма гарантий реализации достигаемых сторонами договоренностей. В предыдущие годы они нередко оставались лишь на бумаге или «забывались».

Главным приоритетом на ближайшие месяцы, судя по всему, станет восстановление телекоммуникационных связей между двумя берегами. Уже до конца июня стороны условились разработать «дорожную карту» решения проблемы. А следующая встреча в формате «5+2», если судить по заявлениям спецпредставителя Фраттини, состоится, только когда стороны достигнут компромисса в этом вопросе. Он выразил надежду, что это произойдет осенью.

newsmaker.md/rus/novosti/kishinev-i-tiraspol-vyshli-za-ramki-paketa-v-obse-zhdut-uskoreniya-peregovornogo-p-36109

Что касается проблемы уголовных дел, продвижение в этом направлении увязано с урегулированием доступа фермеров из Дубоссарского района к своим землям. Такой механизм уже согласован и 1 августа вступит в силу. По словам приднестровского переговорщика Виталия Игнатьева, это позволяет рассчитывать на прогресс в вопросе уголовных дел.

Со свободой передвижения дела обстоят чуть сложнее: каждая сторона трактует ее по-своему и настаивает, что это представители другого берега создают препятствия для свободного передвижения людей, товаров и услуг.

О чем спор?

Если спецпредставитель Фраттини и глава миссии ОБСЕ Скэнлан на итоговой пресс-конференции в Риме излучали оптимизм, то переговорщики от Кишинева и Тирасполя Кристина Лесник и Виталий Игнатьев с видимым трудом скрывали разногласия по некоторым вопросам. В Кишиневе, например, считают, что вопрос функционирования школ с обучением на основе латинской графики решен не до конца. «Хотя контракты с этими школами подписаны, и они платят более символические суммы, считаем, что этот вопрос нельзя снимать с повестки», — заявила Лесник.

Игнатьев в ответ сказал, Тирасполь выполнил все обязательства Тирасполем в этой части, и вопрос со школами закрыт. И в свою очередь сообщил о «технических сложностях» апостилирования приднестровских дипломов об образовании. Лесник заявила обратное: апостилирование проходит без проблем. В итоге в финальный протокол вошел пункт о том, что эти две проблемы, хоть и считаются решенными, остаются под мониторингом.

Разночтения возникли и по вопросу, связанному с открытым в ноябре мостом через Днестр у сел Гура Быкулуй и Бычок. Кристина Лесник заявила, что эта тема тоже остается на контроле, в том числе связанные с этим вопросы безопасности. Имеется в виду установка у выезда с моста приднестровского таможенного поста, против чего выступает Кишинев. Игнатьев отреагировал дипломатично, но твердо: «Мы рады, что все участники признают, что вопросы безопасности не имеют отношения к формату „5+2“ и являются прерогативой Объединенной контрольной комиссии».

newsmaker.md/rus/novosti/sotvorenie-rima-kak-temy-gagauzii-natsmenshinstv-i-holokosta-stali-chastyu-pridnes-36213

Другая спорная тема — введение совместного молдавско-украинского контроля на приднестровском участке границы. Тут ситуация обратная: Тирасполь настаивает на обсуждении этого вопроса в формате «5+2», а Кишинев считает, что никакого отношения к приднестровскому урегулированию это не имеет. «Это двусторонние отношения между Молдовой и Украиной», — в очередной раз заявила Лесник.

Еще раз разногласия могли выплеснуться наружу, когда одна из журналисток из Кишинева задала Лесник, Игнатьеву и Фраттини вопрос о российских учениях в регионе и участии российских военных в параде в Тирасполе 9 мая вопреки протестам Кишинева. Спецпредставитель ОБСЕ сказал, что эту тему на встрече не обсуждали, поскольку она выходит за рамки переговорной повестки. А Лесник и Игнатьев предпочли об этом не высказываться.

В некоторых вопросах, впрочем, наблюдалось единодушие. Все участники римского раунда сошлись в том, что встреча принесла «добавленную стоимость», а главный фокус всех принимаемых шагов и решений — люди с двух берегов Днестра, их интересы и улучшение жизни.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: