СИБ станет «монстром»? Что не так с реформой молдавской спецслужбы, по мнению Венецианской комиссии
9 мин.

СИБ станет «монстром»? Что не так с реформой молдавской спецслужбы, по мнению Венецианской комиссии

Венецианская комиссия раскритиковала реформу Службы информации и безопасности, инициированную PAS. В ВК обратили внимание на вероятность политизации молдавской спецслужбы и на стремление предоставить молдавской разведке неоправданно широкие полномочия.

В PAS уже пообещали не принимать закон в окончательном чтении без учета рекомендаций ВК, но и не отказались от идеи уже 16 марта проголосовать за скандальные законы в первом чтении.

О чем законы?

В середине ноября группа депутатов от PAS зарегистрировала три законопроекта, которые касались деятельности Службы информации и безопасности: закон «О статусе офицера СИБ»; новый закон «О Службе информации и безопасности РМ», который регулирует работу структуры в целом; и закон «О контрразведывательной и внешней разведывательной деятельности», который существенно расширяет полномочия службы.

Все эти проекты разработали в самом СИБ, но, так как у службы нет права на законодательную инициативу, их зарегистрировали как законодательную инициативу депутаты от правящей партии.

Два последних проекта спикер парламента Игорь Гросу отправил в Венецианскую комиссию для получения заключения.

Закон «О Службе информации и безопасности» содержит общие нормы, регулирующие деятельность службы и, по сравнению с действующим законом, несколько расширяет ее полномочия. В нем также детально прописаны правила назначения и отставки директора учреждения.

Закон «О контрразведывательной и внешней разведывательной деятельности» содержит главное нововведение — он позволяет СИБ производить специальные розыскные мероприятия: слежку, перехват корреспонденции, прослушку и т. п. — не в рамках следствия по уголовному делу, а в рамках «специального дела». Вести такие дела и собирать информацию будет СИБ.

Согласно законопроекту, с разрешения директора СИБ или его уполномоченного зама офицеры СИБ смогут производить:

  • мониторинг или контроль финансовых сделок и доступ к финансовой информации;
  • идентификацию абонента, собственника или пользователя системы электронных коммуникаций или точки доступа к информационной системе;
  • визуальное наблюдение и/или документирование при помощи технических методов и средств, а также локализацию или прослеживание через глобальную систему позиционирования (GPS) или с помощью других технических средств;
  • контроль передачи денег или иных материальных ценностей;
  • розыскную деятельность под прикрытием;
  • контролируемую поставку;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • исследование предметов и документов;
  • контрольную закупку;
  • обследование зданий, сооружений, участков, транспортных средств, если это не нарушает неприкосновенность жилища.

Сейчас большую часть этих мероприятий можно производить только с разрешения прокурора в рамках уголовного преследования.

Согласно проекту, с разрешения судьи СИБ сможет производить:

  • обследование жилища и/или установку в нем аудио-, видео-, фото- и киноаппаратуры для ведения наблюдения и записи;
  • прослушивание переговоров с записью или без нее;
  • наблюдение за жилищем с использованием технических средств, обеспечивающих запись;
  • доступ к информации, которая хранится или обрабатывается в информационной системе;
  • мониторинг соединений, относящихся к телеграфным и электронным сообщениям;
  • сбор информации от поставщиков услуг электронных коммуникаций;
  • задержание, изучение, передачу, досмотр или изъятие почтовых отправлений;
  • визуальное наблюдение с записью разговоров на открытых пространствах, в общественных местах или помещениях, не являющихся местом жительства;
  • блокирование точки доступа к информационной системе или сети электронных коммуникаций;
  • оперативное изъятие.

Сегодня, в соответствии с законом «О специальной розыскной деятельности», большую часть этих мер применяют с разрешения судьи по уголовному преследованию и по ходатайству прокурора.

Как отреагировали в Венецианской комиссии

В Венецианской комиссии отметили, что осознают чрезвычайную ситуацию, в которой находится Республика Молдова. Тем не менее Комиссия предупреждает, что изменение законодательства о СИБ во время чрезвычайных ситуаций влечет за собой риск предоставления этой службе чрезмерно широких полномочий при небольшом демократическом надзоре.

В ВК обратили внимание молдавских властей на то, что законопроекты выглядят «находящимися на самой ранней стадии разработки», и рекомендовали до принятия законов провести широкие общественные консультации.

Эксперты ВК пришли к выводу, что конструкция СИБ, исходя их двух этих законопроектов, приведет к созданию чрезвычайно мощной разведывательной службы, которая, с одной стороны, будет пользоваться высокой степенью автономии, а с другой — сохранит риск политизации.

Чрезмерно обширные полномочия

Полномочия, предоставленные директору СИБ, чрезвычайно широки, обращает внимание ВК.

«Перечни „задач“ и „обязанностей“ директора СИБ обширны, но в то же время расплывчато сформулированы и включают в себя множество всеобъемлющих формулировок, например, „осуществлять иные полномочия, установленные действующим законодательством“ или „исполнять иные обязанности, установленные законом“. При этом они должны быть четко очерченными, чтобы предотвратить нарушения прав человека», — говорится в отчете СИБ.

Список прав службы, по мнению экспертов ВК, тоже чрезвычайно длинный и неконкретный. «Вместо того, чтобы быть четко определенным, он тоже оставляет пространство для толкования без предоставления четких средств правовой защиты или разъяснений, касающихся правовых последствий».

Риск политизации СИБ

Венецианская комиссия отмечает, что директор СИБ описан в законе как независимый и несменяемый в течение срока своих полномочий чиновник, но при этом закон предусматривает перечень оснований для его отстранения от должности в период исполнения мандата. «Безопасность при исполнении служебных обязанностей служит гарантией того, что президент, правительство или парламент не могут влиять на директора службы при выполнении им своих функций. Однако характер и объем оснований для отзыва остается нечетким», — считают эксперты ВК.

Недостаточный контроль за деятельностью СИБ

В ВК пришли к выводу, что, согласно предложенным законам, роль парламентской подкомиссии, контролирующей деятельность СИБ, сводится к номинальной обязанности выпускать ежегодный отчет без реальной возможности мониторить деятельность службы в режиме реального времени.

Что касается судебного контроля, то при выдаче разрешений на меры специальной розыскной деятельности, по мнению юристов ВК, суд очень ограничен новыми законами. «Если требуется судебный ордер, судье дают очень короткое время для принятия решения. Рассмотрение запроса происходит в течение того дня, когда его подали. … Нигде не сказано прямо, что судья может запросить дополнительную информацию и материалы, подтверждающие необходимость проведения запрашиваемых мер», — говорится в заключении ВК.

Венецианская комиссия предлагает молдавским властям предусмотреть дополнительные механизмы независимого контроля за деятельностью спецслужбы. «Принимая во внимание сложную область контрразведывательных мер и, в частности, сбор больших массивов данных, а также связанные с этим риски (массовая слежка, шпионаж за политическими противниками и т. д.), необходимо предусмотреть и другие варианты независимого надзора, как ранее предлагала Венецианская комиссия», — говорится в заключении ВК.

Скептически отнеслись в Венецианской комиссии и к передаче директору СИБ права самостоятельно разрешать проведение специальных розыскных мероприятий.

«Контрразведывательные мероприятия, которые можно проводить исключительно с разрешения директора службы, представляют собой серьезное вмешательство в право на частную жизнь (в частности, визуальное наблюдение или отслеживание через глобальную систему позиционирования (GPS))», — считают в ВК.

Венецианская комиссия напоминает, что желательно возложить надзорный контроль на судью или, как вариант, надзор внесудебными органами может считаться допустимым при условии, что надзорный орган независим от органов, осуществляющих слежку.

Также ВК подверг серьезной критике возможность сбора информации от поставщиков электронных коммуникаций. Эксперты считают, что в существующей редакции закона это предоставляет неограниченную власть для доступа ко всем видам электронных сообщений — с помощью оператора или без нее. «Эти положения особенно проблематичны, не только с точки зрения частной жизни и корреспонденции, но и из-за сдерживающего эффекта, который они могут иметь в отношении свободы выражения, так как страх постоянной слежки может повлиять на содержание и характер коммуникации», — пишут эксперты ВК.

Кроме того, Венецианская комиссия отмечает, что многие положения законопроектов используют неточные понятия или фразы, которые открывают путь к двусмысленным интерпретациям.

Рекомендации ВК

В итоговом перечне своих рекомендаций ВК приходит к выводу, что закон «О контрразведывательной и внешней разведывательной деятельности» предоставляет неограниченную власть для применения специальных розыскных мероприятий, «и это явно ущемляет основные права, противоречит закону и одному из основных принципов демократического общества», и поэтому его следует пересмотреть.

Второе серьезное опасение ВК: риск подчинения директора СИБ политической власти и правительству. «Комиссия напоминает о своем предыдущем предложении предусмотреть материальные гарантии для назначения директора и его заместителя на основе четких и аполитичных критериев», — говорится в мнении ВК.

Также Венецианская комиссия считает, что внутренний контроль, осуществляемый директором СИБ, должен быть ограничен и определен четкими и краткими нормами.

Внешний контроль за деятельностью спецслужбы ВК, наоборот, предлагает расширить. Специалисты комиссии рекомендуют обязать СИБ предоставлять все данные о числе и видах проводимых мероприятий подкомиссии парламента по контролю над СИБ, в обязанности которой будет входить публикация ежегодного отчета об этих статистических данных. Подкомиссия также должна иметь возможность издавать специальный отчет — для привлечения внимания общественности и парламента к деятельности, которая требует срочного вмешательства.

СИБ, по мнению ВК, также не должна иметь абсолютной власти в праве на доступ к государственной тайне прокурорам, осуществляющим контроль за деятельностью СИБ. Сведения об организации, формах, тактике, методах и средствах работы СИБ нельзя исключать из-под прокурорского надзора, если они влекут за собой уголовную ответственность.

Комиссия также предлагает рассмотреть вопрос о назначении внешнего независимого эксперта, у которого будет доступ ко всей секретной информации, возможность приводить аргументы от имени людей, подвергнутых контрразведывательным мероприятиям и полномочие обратиться в судебные органы, если он сочтет это целесообразным.

Венецианская комиссия также отмечает, что при исполнении службой своих обязанностей необходимо обеспечивать постоянный надзорный контроль — со стороны судьи или независимого органа, который будет иметь возможность вмешаться на одном из следующих этапов: до разрешения действий, во время проведения действий или после их завершения.

Кроме этого, ВК настаивает на том, чтобы лица, подвергнутые специальным розыскным мероприятиям, могли на каком-то этапе узнать о применении к ним специальных мер, а после у них должна быть возможность обжаловать применение этих мер в суде.

Плюс к этому Венецианская комиссия настоятельно рекомендует включить в молдавское законодательство особые ограничения для проведения мероприятий СИБ против юристов и журналистов.

Реакция властей

Директор СИБ Александру Мустяцэ, участвовавший в заседании Венецианской комиссии, пообещал вместе с парламентом скорректировать проекты по рекомендациям ВК, чтобы «нормативная база соответствовала лучшей практике передовых демократических государств».

Председатель парламентской комиссии по вопросам нацбезопасности Лилиан Карп заявил 14 марта, что законопроекты о СИБ не примут в окончательном чтении, пока не внесут в них изменения, согласно рекомендациям Венецианской комиссии.

Постоянное бюро парламента, тем не менее, включило оба законопроекта в повестку дня пленарного заседания парламента 16 марта. Проекты предполагают рассмотреть в первом, неокончательном чтении.

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: