Розовая пантера, Фиксики и сексуальная фея 54-го размера
Как в дворике в центре Кишинева шьют костюмы на все случаи жизни
Здесь живут феи и фараоны, гусары, розовые пантеры и даже Джек Воробей. А у двери «стоят» Дед Мороз и Снегурочка, напоминая, что праздники уже близко. NM побывал в столичном ателье Costiumer, владельцы которого Елена и Надежда Костюченко уже 13 лет шьют карнавальные и театральные костюмы, и узнал, почему они стали этим заниматься, зачем регулярно обновляют свою коллекцию костюмов и как получили заказ из японского театра.
Здесь живут феи и фараоны, гусары, розовые пантеры и даже Джек Воробей. А у двери «стоят» Дед Мороз и Снегурочка, напоминая, что праздники уже близко. NM побывал в столичном ателье Costiumer, владельцы которого Елена и Надежда Костюченко уже 13 лет шьют карнавальные и театральные костюмы, и узнал, почему они стали этим заниматься, зачем регулярно обновляют свою коллекцию костюмов и как получили заказ из японского театра.
«С детства видела, как мама шьет, а потом и сама стала»
В небольшом дворике в центре столицы разместилось ателье Costiumer. Оно специализируется на том, что шьет и сдает напрокат карнавальные и театральные костюмы для взрослых и детей.
В большом помещении развешаны сотни карнавальных и сценических костюмов, а у входа «стоят» Дед Мороз и Снегурочка.
«Эти костюмы Деда Мороза и Снегурочки мы сшили по заказу одной компании, но их можно и напрокат взять. Например, их берут родители, чтобы поздравить своих детей», — рассказывает основатель ателье Costiumer Елена Костюченко.
Елена Костюченко и ее мама Надежда Костюченко открыли ателье в 2002 году. По словам Елены, они «всю жизнь» шили на заказ, но занимались этим на дому и шили в основном повседневную одежду.
«Я с детства видела, как мама шьет, а потом и сама стала. Ателье решили открыть в 2002 году, когда получили заказ разработать и сшить карнавальные костюмы. Заказ был на 300-400 единиц, и для этого надо было открыть ателье», — рассказывает Елена Костюченко.
Карнавальные костюмы тогда заказала компания Benefis. Чтобы сшить их, мать и дочь арендовали цех и наняли еще одну сотрудницу. Елена Костюченко уже не помнит сумму первых инвестиций.
Елена Костюченко
«Вкладывали свои деньги. Переживали — насколько это логично и окупится ли? Ну, наверное, как любой предприниматель»
«Тебя никак не ограничивают, можно дать волю фантазии»
Позже они арендовали помещение в центре Кишинева и купили собственное оборудование. А целенаправленно заниматься карнавальными костюмами стали в 2005 году. И тоже благодаря крупному заказу.
«Наша заказчица открывала прокат в Кишиневе. Она не хотела закупать обычные костюмы. Описала нам примерно, [что она хочет], и мы все сшили», — говорит Елена Костюченко.
По словам Елены, этот салон проката до сих пор работает в Кишиневе, но именно благодаря тому заказу она поняла, что ей интересно этим заниматься.
Елена Костюченко
«Тебя никак не ограничивают, можно дать волю фантазии. Я выполнила заказ и поняла, что хочу этим заниматься. Понимала, какой на это спрос, какие костюмы востребованы и создала свою коллекцию».
В первой коллекции было около 50 карнавальных костюмов: в основном «классика» — короли, принцы, снегурочки, снежинки. На изготовление ушло около месяца. Материалы и фурнитуру Елена покупает в Одессе, на рынке «Седьмой километр». Там, поясняет она, и выбор побольше, и цены ниже.
Перестроиться с обычной одежды на карнавальную, по ее словам, было несложно. Но здесь, подчеркнула Елена, важно учитывать одну особенность: поскольку костюм после каждой аренды надо стирать или отдавать в химчистку, он должен быть сшит так и из таких тканей, чтобы не потерял вид после первой же стирки. Срок службы костюма в ателье Costiumer минимум пять лет.
Елена Костюченко
«Многие спрашивают, почему ты не купишь костюмы в интернет-магазине или на рынке? Но мне не нравится качество их тканей и пошива — один раз надел и все, можно выбрасывать, ремонту они обычно не подлежат»
К 2015 году в ее коллекции было около 300 карнавальных костюмов. Она решила их распродать и полностью обновить коллекцию.
«Сексуальная фея 54 размера»
По словам Елены, шитье одного костюма материалов, фурнитуры и работы стоит около 2 тыс. леев. Стоимость проката — от 100 леев до 500 леев в сутки.
«Цена зависит от костюма. Если это полностью готовый образ, включающий головной убор и аксессуары, то его прокат дороже, а если просто плащ и шляпа, то дешевле», — говорит хозяйка ателье Costiumer.
Кроме детских карнавальных костюмов, в ее коллекции есть и костюмы для взрослых, которые обычно берут напрокат для корпоративных вечеринок. Стоимость аренды такого костюма от 250 леев до 500 леев.
Для ребенка костюм обычно подбирают в зависимости от роли, которую он получил, или от его характера. «Предлагаю костюмы, которые могут больше подойти именно этому ребенку. Например, есть костюмы фараона, гусара, султана, Джека Воробья (герой киносаги «Пираты Карибского моря»)», — рассказывает Елена. А в последние годы, по ее словам, стали пользоваться популярностью персонажи современных мультфильмов, например, «Фиксики» и «Холодное сердце». Все костюмы обычно подгоняют под размер каждого ребенка.
Самым необычным костюмом, который заказали для ребенка, была Розовая пантера, — вспоминает Елена Костюченко, — эту роль ребенку давали несколько лет подряд».
Елена Костюченко
«А на взрослого один раз заказали костюм сексуальной феи 54 размера, причем этот костюм должен был надеть мужчина. Розовую пантеру мы сшили, а с феей как-то не срослось»
«Работали удаленно: нам скинули мерки и сказали шитьпо ним»
В 2005 году ателье Costiumer получило первый заказ от театра. «Театр имени Чехова заказал 100 костюмов. Их надо было сшить за месяц. Работали в авральном режиме, практически нон-стоп, но мы справились», — рассказывает хозяйка ателье.
Примерно тогда же ателье получило еще один крупный заказ — сшить около 1 тыс. костюмов для фильма «Сотворение любви» режиссера Валерия Жереги. С тех пор Costiumer шил костюмы практически для всех столичных театров: имени Чехова, Еуджена Ионеско, «Джинта Латинэ», театра «С улицы Роз» и для Театра оперы и балета имени Марии Биешу.
А однажды ателье получило заказ сшить костюмы для спектакля «Гамлет», который ставил в Японии руководитель театра имени Еуджена Ионеско Петру Вуткэрэу. «Работали удаленно: нам скинули мерки и сказали — шейте по ним. Сложность была в том, что сначала утвердили один состав актеров, и нам дали одни мерки, а потом появились другие актеры и надо было переделывать костюмы. Условно говоря, шили на рост 1,6 м, а переделывать пришлось на 2 м», — вспоминает Елена.
Но в последнее время, говорит она, заказов на театральные костюмы стало гораздо меньше. Если раньше ателье шило в год костюмы для трех-четырех спектаклей, то в этом году был всего один заказ. Готовя новые спектакли, поясняет Елена, театры стараются использовать те костюмы, которые у них есть, и обходиться услугами костюмеров из театра.
«У нас не бывает, чтобы клиент не смог подобрать подходящий костюм»
У ателье Costiumer нет конкурентов, которые шьют театральные костюмы. А вот прокатом карнавальных костюмов занимаются многие, конкуренция высокая, к тому же такие костюмы можно купить на рынке или заказать в интернет-магазинах.
«Конечно, качество этих костюмов не сравнимо с нашим. Но главное наше преимущество — у нас не бывает такого, чтобы клиент не смог подобрать подходящий костюм», — говорит с гордостью Елена.
Но карнавальные костюмы — это сезонный бизнес, добавляет она. Пользуются спросом в период новогодних праздников, во время проведения утренников, посвященных 8 марта или «Золотой осени». За сезон, по словам Елены, в ателье за прокатом костюмов обращаются 250-300 клиентов.
В период межсезонья ателье также шьет вечерние и свадебные платья, мужские костюмы и другую одежду.
Клиентов, по словам Елены, они находят через Facebook, доску объявлений 999.md и с помощью «сарафанного радио». В ателье Costiumer по-прежнему работают сама Елена, ее мать и наемная швея.
В ближайших планах Елены Костюченко — обновить и расширить коллекцию карнавальных костюмов и открыть собственный онлайн-магазин.
Текст: Николай Пахольницкий Фото: Игорь Чекан, из личного архива Елены Костюченко Оформление: Татьяна Булгак