Уже пятый год подряд Международный кишиневский марафон — это не только важный спортивный праздник. Это еще и объект массовой критики и недовольства кишиневцев, проклинающих марафон и его участников за пробки и проблемы с транспортом. Корреспондент NM Николай Пахольницкий решил разобраться с основными претензиями недовольных и написал о том, почему марафон нужно проводить именно в центре города и с этим стоит смириться.
Одно воскресенье в году в Кишиневе уже традиционно начинается с массового недовольства проводимым в центре города Международным марафоном. Жалуются, как правило, обитатели молдавского сегмента Facebook и дожидающиеся общественного транспорта горожане. Клянут при этом всех: бегунов, организаторов марафона, мэрию и иногда вообще всю власть.
Претензии не меняются из года в год. Почему перекрыт именно центр города? Почему бы участникам не бегать где-то в Дурлештах, Яловенах или на трассе Кишинев — Унгены? А что делать, если мне нужно на базар, на кладбище, на работу, в больницу? А почему не предупредили заранее? Давайте пройдемся по каждому вопросу.
Почему не предупредили заранее?
На самом деле дата марафона была известна за год. Ее объявили практически сразу после завершения предыдущего марафона. То есть у жителей Кишинева был ровно год на то, чтобы спланировать поход за покупками, например. Центральный рынок работает и по субботам, а cупермаркеты есть не только в центре города. Спланировать посиделки с друзьями в кафе, поход по магазинам или поездки к родственникам можно было на другие дни. Или просто заранее построить свои маршруты так, чтобы по возможности избежать поездок через центр.
И, кстати, предупреждать о перекрытых улицах должна мэрия, а не организаторы забега. Мэрия справилась с этой задачей (как, впрочем, и всегда) плохо. Предупреждение о том, как в день марафона будут ходить троллейбусы, автобусы и маршрутные такси, появилось на сайте мэрии всего за пару дней до его начала. Более того, объявление разместили только на сайте мэрии, хотя не у всех жителей Кишинева есть доступ к интернету. А те, у кого он есть, вряд ли держат сайт мэрии в закладках.
Но многие забывают, что так было всегда: и в День города, и в День вина, и даже во время протестов. Предупреждения запаздывали всегда, и дело тут совсем не в марафоне.
Почему не подумали о транспортном коллапсе?
Тут спорить не с чем: работу общественного транспорта, и правда, организовали плохо. Например, из Телецентра в Центр ходили только пара троллейбусов и маршрутных такси. Раньше 10 и 24 троллейбусные маршруты в таких случаях разделяли на два участка — они ездили между Телецентром и Центром и между Центром и Рышкановкой или Чеканами. Почему так не сделали в этом году — не очень понятно, но это снова вопрос к мэрии. И, кстати, горожане в воскресенье жаловались даже на тот транспорт, который, по идее, должен был ходить по расписанию.
Я участвовал в четырех из пяти прошедших в Кишиневе марафонах. У меня нет собственного автомобиля. Как и большинство, в дни марафонов я добирался в Центр на общественном транспорте. Не могу сказать, что это было катастрофически невозможно сделать. Иногда ездил на троллейбусах, изредка вызывал такси. В этом году после забега уезжал на маршрутке. И это было вполне реально.
Почему не провести марафон за городом?
Многие недовольные предлагают проводить марафон за пределами города. Но представьте на секунду, какой транспортный коллапс произойдет, если одну из междугородних трасс перекрыть на целый день? И не важно, будет ли это Кишинев — Оргеев, Кишинев — Леушены или Кишинев — Унгены.
Забеги за городом, кстати, и так проводят. Но, как правило, это так называемые трейловые забеги по проселочной дороге и пересеченной местности. Это особая специфика. И трейлы никак не должны заменять большой городской марафон.
Марафоны, подобные кишиневскому, проводятся во многих крупных городах мира. И всегда в центре. Это — способ показать участникам из других стран лучшее, что есть в городе. Маршруты марафонов, как правило, стараются проложить через достопримечательности, чтобы спортсмены смогли посмотреть город.
Неделю назад ради такого марафона перекрывали центр в Москве. Через две недели ради забега перекроют большую часть центра Бухареста. Можно, вроде бы, сослаться на то, что это крупные города с более широкими улицами и метро. Но по центру бегают и в соизмеримых с Кишиневом городах, например, в Яссах.
В Молдову сейчас приезжает рекордно низкое число туристов. Власти постоянно обсуждают, как привлечь сюда иностранцев. Марафон — как раз один из таких способов, на который при этом власти почти не тратятся. Бегуны приезжают в Молдову не просто, чтобы побегать, а еще и посмотреть город, и познакомиться со страной.
В прошлом году рядом со мной бежал марафонец из Китая. По дороге он останавливался возле интересных ему зданий (помню, его почему- то заинтересовала Счетная палата). Рассматривал, фотографировал и бежал дальше.
В этом году, по данным организаторов, в соревновательной части марафона участвовали около 4 тыс. человек, из которых тысяча — иностранцы (организаторы считали по странам или номерам телефонов, указанных при регистрации). Добавьте к ним друзей и членов семьи, которые часто ездят с марафонцами, чтобы их поддержать. Больше всего бегунов приехало из Румынии, Украины, России. Кстати, один из участников из Индии написал большой пост о том, «что такое Молдова». В последнем марафоне участвовал даже бегун из Японии.
Все они не только «перекрыли центр», но и оставили в Молдове свои деньги.
Зачем такая «показуха»?
С «показухой» все просто: люди начинают чаще бегать. Я сам начал периодически заниматься бегом после первого марафона. Тогда я с трудом пробежал Fun Run (3 км). Год спустя уже преодолевал дистанцию 10 км: пробежал 8 км, а остальное прошагал. В прошлом году уже пробежал полноценные 10 км.
В этом году я участвовал в марафоне уже вместе с женой: я бежал полумарафон 21 км, а она — 10 км.
И моя история — не единственная. У меня есть знакомые, которых марафон тоже вдохновил на то, чтобы заниматься спортом.
В Молдове с этим очень плохо. И если марафон, именно как большое и громкое событие, кого-то мотивирует, — это стоит поддержать, а не запрещать и не ныть о том, как классно было бы бегать где-то «на Бачойской трассе».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.