Социальное крышевание.
Как проект InCammino учит жизни
Социальное крышевание.
Как проект InCammino учит жизни
Многим обитательницам этого дома нет и двадцати. Каждая могла бы стать героиней рассказа или даже романа в духе диккенсоновского «Оливера Твиста». За общей формулировкой «дети из неблагополучных семей» скрыта жизнь в интернатах, выживание на улице, спасение от неминуемой гибели. Под одной крышей их собрал проект In Cammino, цель которого адаптировать девушек к реальной жизни и помочь добиться успеха. Журналист АНДРЕЙ ГИЛАН выяснял, кто и зачем затеял уникальный для Молдовы эксперимент.
Никуда не детство
Четырехмесячную Динару родители оставили на ступеньках магазина. Ребенок был при смерти, когда его нашли случайные прохожие. Врачи диагностировали воспаление легких. Девочка с трудом выжила, потом ее передали в интернат.

Динара сменила не один молдавский интернат и не один детдом. Жила в селе Висока Сорокского района, в Дрокии, в Страшенах, в селе Тырнова, в Бельцах, в Чиньшеуцкой школе-интернате, в Валя Норокулуй Сынжерейского района, в Штефан Водэ, в селе Виишоара, в Тодорештах, в Ватре, Вадул-луй-Водэ.
Из-за неуживчивого характера Динара долго нигде не задерживалась. Жила и на улице. «Спала на улицах и в подъездах, в дождь и в снег. Продавала носки и лосины, торговала петардами и чистила орехи», — вспоминает Динара свои приключения.

Девушке удалось закончить шесть классов и получить три профессии: она выучилась на повара, маляра-штукатура и виноградаря. На вопрос, как ее без образования принимали в училища, пожимает плечами: «На все воля божья!»
Живя в детдомах, Динара получала социальную помощь от государства. К совершеннолетию ей удалось скопить внушительную сумму — 30 тысяч леев. «У меня была барсетка, набитая деньгами», — вспоминает Динара.

Когда ей исполнилось 18, социальные службы решили отдать Динару ее биологической матери, у которой было еще семь дочерей. «Родная сестра попросила у меня отложенные деньги, чтобы якобы положить в банк на депозит. Я ей доверилась. На следующий день родня вместе с моими деньгами исчезла», — вспоминает Динара.
Отец Виктории бросил ее мать незадолго до рождения дочери. Когда девочка появилась на свет, мать не особо интересовалась ребенком. Воспитанием Виктории занялась бабушка. Спустя несколько лет мать перестала работать, начала брать деньги в долг и кредиты. О долгах бабушка узнавала, когда приходили счета и квитанции с колоссальными суммами. Родня от их семьи отвернулась.

Однажды мать Виктории заявила, что собирается заложить дом, в котором они жили в Кишиневе, чтобы взять еще один кредит – якобы для того, чтобы отправиться работать за рубеж швеей и выплатить все долги. После долгих уговоров бабушка Виктории согласилась. Но мать никуда не уехала. А вскоре пришли судебные исполнители и попросили владельцев дома съехать.

«Мы переехали в село. Благодаря знакомым, дали пустующий дом, владельцы которого уехали из страны», — вспоминает Виктория.

В семье восемнадцатилетней Виолетты шесть человек. Она самая старшая из трех дочерей. В 17 лет после окончания 9 классов отправилась с тетей в Москву. Работала на стройке: красила и шпаклевала стены, копала дренажные траншеи.

Дойна (18 лет) училась в профессиональной школе № 8. Окончив девять классов, мечтала выучиться на дизайнера одежды или менеджера. Мечтам не суждено было сбыться. В семье Дойны восемь детей. У младшего брата первая группа инвалидности – синдром Дауна. Мать тяжело больна.

Мать Даниелы уехала на заработки за границу, когда девочке было шестнадцать. Но ни разу не выслала ей ни копейки. Полтора года Даниела жила одна в сельском доме, присматривала за домашним хозяйством. И продолжала учиться в школе. Выживала за счет небольшого социального пособия и натурального хозяйства: у нее были две козы, утки и куры. По ее просьбе сосед убивал домашних птиц, а она их ощипывала и готовила.

Затем Даниела попала в детский центр, а заодно стала осваивать в колледже профессию швеи. Ей исполнилось 18 и осталось проучиться еще один год. По правилам центра после совершеннолетия ее должны были отправить в родной дом, несмотря на то, что она не доучилась. По просьбе руководства колледжа девушку взяли в In Cammino, где она живет с ноября 2016 года. Даниела продолжает учебу.
Вместе с Даниелой в In Cammino живут все девушки, о которых рассказано выше. Их имена изменены.
Виолетта учится на швею и хочет открыть собственное ателье в родном селе Лозова Страшенского района.

Дойна благодаря In Cammino получила возможность учиться в лицее и планирует потом поступить в университет. Она решила стать школьным учителем. В профессиональную школу Дойна ходит в первой половине дня, чтобы получить профессию швеи, которая пригодится в жизни, а после обеда учится в вечернем лицее. Еще Дойна любит петь и помогать людям. Когда представляется возможность, она поет в церковном хоре и помогает детям из бедных семей в селе Ермоклия.

«Для детишек из бедных семей мы организуем дни рождения: проводим конкурсы и игры, готовим сладости, разучиваем песни. Собираемся в детском саду, который уже давно не работает», — рассказала Дойна.

Виктории нравятся иностранные языки, она свободно говорит на английском. Она активно занимается волонтерством: «Я помогаю людям, у которых судьба сложилась хуже, чем моя».
Взрослая дилемма
Воспитанники детских домов и интернатов часто выходят оттуда без простейших навыков самостоятельной жизни. Что с ними происходит потом, мало кого заботит. Чаще всего им трудно найти себя и самореализоваться.
«Интернаты превратили в своего рода теплицы, где детей держат до 16–18 лет.

В Центрах временного размещения детей группы риска, как сейчас принято называть детдома, за воспитанниками ухаживает специальный персонал: им готовят, после них убирают, моют посуду, следят за одеждой», — перечисляет старший преподаватель кафедры социальной защиты Государственного педагогического университета им. Иона Крянгэ Виктория Плэмэдялэ. Плэмэдялэ также эксперт Национального совета аккредитации поставщиков социальных услуг.

По ее словам, дети привыкают к системе и принимают ее как должное, не отдавая себе отчет, что за стенами интерната жизнь устроена иначе.
«Выпускники детских домов не знают элементарных вещей: не умеют ухаживать за одеждой, готовить, убирать за собой, заботиться о жилье. У них нет навыков, без которых невозможно существовать во взрослом мире: они не знают, как планировать бюджет, где и как искать работу и жилье, как нужно выстраивать трудовые отношения семейную жизнь», — поясняет Виктория Плэмэдялэ.
«Выпускники детских домов не знают элементарных вещей: не умеют ухаживать за одеждой, готовить, убирать за собой, заботиться о жилье. У них нет навыков, без которых невозможно существовать во взрослом мире: они не знают, как планировать бюджет, где и как искать работу и жилье, как нужно выстраивать трудовые отношения семейную жизнь», — поясняет Виктория Плэмэдялэ.
Нередко дети из группы риска пополняют армию попрошаек, безработных и бездомных, заканчивают свою жизнь в тюрьмах или становятся жертвами торговцев людьми.

В Молдове уже двенадцать лет действует Детский центр временного размещения при благотворительном фонде Regina Pacis, где сиротам и детям из трудных семей помогают адаптироваться к взрослой жизни, учат самостоятельности. Современная методика, которую там применяют, дает результаты. Многие выпускники смогли найти себя, в том числе в бизнесе. Но координаторы Центра столкнулись с непростой дилеммой.

По словам Виктории Плэмэдялэ, в Молдове воспитанники школ-интернатов учатся до 16 лет, за это время они доходят только до девятого класса, детдомовцы должны покинуть приют после 18 лет. К этому времени они не всегда успевают получить рабочую специальность: стать дипломированной швеей можно только через три года учебы. О лицейском образовании, а тем более о вузе, они и мечтать не могут.

«Долгое время мы не знали, как поступать с нашими воспитанниками. С одной стороны, по закону, дети находятся под опекой до 18 лет, а после совершеннолетия должны сами о себе заботиться – в Молдове нет социальной политики помощи взрослым детям. В то же время, у Центра нет юридических оснований для их дальнейшего содержания, и на смену выпускникам приходят другие дети. С другой стороны, выпускникам необходим еще хотя бы один год, чтобы встать на ноги, получить специальность», — говорит психолог Инга Платон, руководившая детским домом Regina Pacis четыре с половиной года.

Сейчас Инга Платон работает координатором проекта In Cammino. Дилемму удалось решить благодаря смелому эксперименту, который решили провести координаторы благотворительного фонда Regina Pacis, открывшие первое социальное жилье в Молдове при поддержке фонда Renovabis Germania.
Поднять на виллу
Апартаменты, которые получили название In Cammino – это двухэтажный особняк на столичной улице Тестимицану. Здесь есть все необходимое для нормальной жизни: мебель, туалет и ванная, горячая и холодная вода, отопление, кухня, телевизор с кабельными телеканалами, компьютер с доступом в Интернет и просторный гостиный зал. Стены украшают изображения Иисуса Христа и Девы Марии. Когда-то здесь жили католические монахини-миссионеры.
Дом рассчитан на 12 жильцов. Сегодня в нем живут девять девушек. Они не платят за проживание и коммунальные услуги. Со стороны может показаться, что это шикарное бесплатное общежитие. Но это лишь на первый взгляд. Как любят шутить координаторы, In Cammino — это приманка. «За этой красивой картинкой, скрывается титаническая работа координаторов, которые добиваются одной лишь цели: они хотят, чтобы у воспитанниц было достойное будущее», — рассказал директор фонда Regina Pacis Илие Забика.
В In Cammino берут только девушек-сирот и из трудных и неблагополучных семей в возрасте от 18 до 21 года. Чтобы сюда попасть, нужно пройти своего рода конкурсный отбор. Координаторы выбирают только социально активных и мотивированных – тех, кто действительно желает встать на ноги и интегрироваться в общество. Постояльцы In Cammino могут жить в апартаментах до трех лет.
Дом рассчитан на 12 жильцов. Сегодня в нем живут девять девушек. Они не платят за проживание и коммунальные услуги. Со стороны может показаться, что это шикарное бесплатное общежитие. Но это лишь на первый взгляд. Как любят шутить координаторы, In Cammino — это приманка. «За этой красивой картинкой, скрывается титаническая работа координаторов, которые добиваются одной лишь цели: они хотят, чтобы у воспитанниц было достойное будущее», — рассказал директор фонда Regina Pacis Илие Забика.

В In Cammino берут только девушек-сирот и из трудных и неблагополучных семей в возрасте от 18 до 21 года. Чтобы сюда попасть, нужно пройти своего рода конкурсный отбор. Координаторы выбирают только социально активных и мотивированных – тех, кто действительно желает встать на ноги и интегрироваться в общество. Постояльцы In Cammino могут жить в апартаментах до трех лет.
«In Cammino — пилотный проект. Мы начали работать только с девушками, так как они больше подвержены риску. Опираясь на свой опыт работы психологом, могу сказать, что с девочками труднее работать. Девушки-сироты и девушки из трудных семей чаще могут попасть в сексуальное рабство, преждевременно забеременеть или стать жертвой насилия», — объяснила Инга Платон.
«In Cammino — пилотный проект. Мы начали работать только с девушками, так как они больше подвержены риску. Опираясь на свой опыт работы психологом, могу сказать, что с девочками труднее работать. Девушки-сироты и девушки из трудных семей чаще могут попасть в сексуальное рабство, преждевременно забеременеть или стать жертвой насилия», — объяснила Инга Платон.
Тренинг для тех, кто живет в In Cammino
После того как девушки попадают в In Cammino, с каждой из них координаторы формируют план, согласно которому в течение выделенного им срока воспитанницы должны добиться реальных целей: трудоустроиться, получить образование, собрать первоначальный капитал для дальнейшего существования. Планы индивидуальны, как истории и судьбы каждой воспитанниц In Cammino.

«Мы постоянно следим за его выполнением и так подталкиваем взрослых детей к реинтеграции в общество. Мы предоставляем условия, а взамен хотим видеть результаты», — говорит Илие Забика.

В первую очередь, в In Cammino воспитанниц учат простейшим жизненным навыкам: управлению временем и дисциплинированности. Их учат правильно ухаживать за собой, готовить еду, следить за одеждой, содержать в порядке дом. Каждая воспитанница в специальной тетради ведет учет планируемых расходов, потом сопоставляет их с реальными — так девушек учат вести бюджет. Благодаря учету и экономии они могут скопить деньги для достижения поставленных целей. Периодически с девушками проводят психологические тренинги и тренинги по трудоустройству: их учат ценить себя, проходить собеседования, составлять резюме, искать работу.
Одно из обязательных условий проживания — волонтерство. С его помощью им прививают навыки работы, девушки могут себя проявить и сформировать круг общения.

«Благодаря волонтерству мы учим их, что полученное добро нужно передать другим нуждающимся. Так мы меняем их психологию и мировоззрение», — отмечает Забика.

Несколько девушек, вышедших из In Cammino, уже устроили свою жизнь. Они получили хорошую работу и не воспринимают окружающий их мир как нечто враждебное.
«Выпускница» In Cammino успешно вышла замуж и покинула апартаменты в подвенечном платье
«В сентябре одна из наших девушек вышла замуж, но, несмотря на то, что у нее успешно сложилась семейная жизнь, она продолжает работать и не спешит обзаводиться детьми. Другая девушка выучилась на парикмахера, собрала деньги и отправилась на стажировку в Италию, а через какое-то время переехала туда и работает в салоне красоты. Благодаря проекту у девушек из In Cammino есть возможность сменить несколько мест работы, выбрать наиболее подходящий вариант. Они узнали, что такое собеседование, трудовой контракт, испытательный срок — они получили бесценный опыт», — перечисляет Инга Платон.

По словам Илие Забика, In Cammino — это эксперимент, с помощью которого благотворительный фонд хочет в корне изменить отношение государства и общества к «взрослым детям» из группы риска: «Они могут стать полноценными, социально активными и полезными обществу людьми».

Девушки, которые живут в In Cammino, столкнулись с множеством жизненных трудностей, но они не унывают и надеются на лучшее будущее. Они считают, что этот проект дает им реальный шанс изменить жизнь.

Дополнительную информацию об In Cammino вы можете получить на сайте www.reginapacis.org.
Андрей Гилан, специально для NewsMaker
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: