«Такие, как Морарь, калечат людей». Совладелец Vento об уголовном деле прокурора, связях с Плахотнюком и «мести»
7 мин.

«Такие, как Морарь, калечат людей». Совладелец Vento об уголовном деле прокурора, связях с Плахотнюком и «мести»

Совладелец сети заправок Vento Игорь Борш считает, что заведенное против него в 2018 году уголовное дело было рейдерской атакой. На пресс-конференции 21 января Борш рассказал, как у него пытались отобрать бизнес, о чем он беседовал с Владимиром Плахотнюком, и как его одиннадцатилетних детей обыскивали в тюрьме. В свою очередь адвокат Борша Виктор Мунтяну заявил, что Вячеслава Платона в дело вписали только для того, чтобы иметь возможность держать фигурантов дела под арестом. После того как срок ареста истек, Платона убрали из процесса. Кроме того, Мунтяну подчеркнул, что предъявленные экс-главе Антикоррупционной прокуратуры Виорелу Морарю обвинения в фабрикации дела Vento — это «не месть генпрокурора», а «восстановление справедливости».

«Имя Платона использовали, чтобы держать людей под арестом»

Адвокат Виктор Мунтяну рассказал, что в январе 2018 года следователи Пятого управления Нацинспектората полиции подготовили отчет об отмывании денег «многими физическими и юридическими лицами». При этом, по словам адвоката, в материалах дела не было ни имен, ни фамилий. Через два дня тогдашний прокурор Антикоррупционной прокуратуры Роман Статный взялся за это расследование. В дело вписали и бизнесмена Вячеслава Платона. Мунтяну подчеркнул, что Платон не имел никакого отношения к работе Vento. «Имя этого господина использовали только для того, чтобы держать людей [которых задержали по делу Vento] под арестом», — сказал Мунтяну.

Тогдашний глава Антикоррупционной прокуратуры Виорел Морарь привлек к этому расследованию 19 прокуроров и 26 следователей. Отметим, в то же время расследованием кражи миллиарда занимались пять прокуроров.

Через два месяца, в марте 2018 года, прокуроры задержали по делу Vento шесть человек, включая одного из совладельцев Vento — Игоря Борша, который стал совладельцем компании только 1 марта 2018 года. Через два дня его уже арестовали.

Напомним, по версии прокуратуры, совладелец компании Datario Игорь Борш (компания управляет сетью заправок Vento), с 2016 по 2018 год не доплатила в бюджет 3,3 млн леев налогов благодаря скидочным карточкам на 3%-5%. А «координатором и бенефициаром» этой «скидочной схемы уклонения от налогов» был Игорь Борш.

Мунтяну отметил, что Борша пытались привлечь к ответственности всеми возможными способами и пытались доказать, что у него есть офшоры. Однако эти подозрения не подтвердилось. Более того, в феврале 2019 года, когда Борш пробыл под арестом около года, прокуроры изменили обвинение. Мунтяну отметил, что новые обвинения выдвинули на основании «субъективного мнения одного налогового эксперта». Адвокат подчеркнул, что на заседаниях суда по делу Борша эти «субъективные выводы» не подтвердились. «Так с помощью субъективных мнений фабриковали дела», — сказал Мунтяну.

Кроме того, адвокат подчеркнул, что виновных в фабрикации этого дела должны привлечь к уголовной ответственности. «Общество должно понять, что безнаказанность за допущенные беззакония спровоцирует новые злоупотребления и нарушения закона […]. Это дело — не месть генпрокурора некоторым людям, а акт восстановления справедливости», — сказал Мунтяну.

«У меня была встреча с господином Плахотнюком»

В свою очередь совладелец Vento Игорь Борш отметил, что с первого дня ему было ясно, что дело против него сфабриковали. «З марта в семь утра ко мне в дом приехали сотрудники прокуратуры и МВД. Когда я прочитал, что написано на бумаге,  понял, что это обвинение никакого отношения ко мне не имеет», — рассказал Борш. Кроме того, он сообщил, что никогда не был знаком с Платоном и, пока находился под арестом, настаивал, чтобы прокуроры провели очную ставку между ним и Платоном.

Также Борш рассказал, что, после того как в СМИ появилась информация о том, что бизнес Vento перешел под контроль людей, связанных с Демпартией, он встретился с тогдашним лидером партии Плахотнюком. «Он мне сказал: „Подумайте, кто хотел отобрать у вас этот бизнес?“. Я ответил, что не знаю, кому это нужно, но это точно знает тот человек, который сказал вам о нашей связи с господином Платоном. Он незамедлительно ответил, что это был Виорел Морарь. Я, если честно, не ожидал такого открытого ответа», — сказал Борш. Он подчеркнул, что считает случившееся рейдерской атакой. Борш сообщил, что все его счета и имущество, кроме акций, арестовали. По словам Борша, это оставляло возможность переписать его акции на другого человека.

«Первые месяцы, когда я сидел в тюрьме, у меня было около 12 адвокатов. Было много разговоров о том, что надо начать вести переговоры о выходе из тюрьмы. Но я ответил, что буду вести переговоры, только когда выйду из тюрьмы. После этого ко мне перестали приходить с такими предложениями. Они надеялись, что это произойдет в течение трех-четырех месяцев. Никто не ожидал, что это затянется на год», — рассказал Борш.

«Я хочу сказать, что Морарь врет»

Он отметил, что Виорел Морарь недавно публично сообщил, что дело Vento начали на основании заключения налоговой инспекции. «Я хочу сказать, что он врет, потому что ни в одном акте налоговой инспекции нет ни моего имени, ни фамилии. Акты сделали в ноябре 2019 года, когда я провел в тюрьме уже 9 месяцев. В один день, когда меня привезли в суд для продления ареста, я спросил Статного: „Зачем вы это делаете?“. Он сказал: „Я человек маленький, от меня ничего не зависит, все вопросы надо решать наверху“», — рассказал Борш.

Также Борш отметил, что, пока находился в тюрьме, его детей в школе обвиняли в том, что их отец «украл миллиард вместе с Платоном». «К моей жене приходили разные люди, которые говорили, что со мной надо разводиться, чтобы уберечь хоть какое-то добро, потому что я буду долго сидеть в тюрьме, минимум 10 лет», — сказал Борш.

Он сообщил, что за год, пока находился в тюрьме, дети пришли его навестить только один раз. «Их полностью обыскали. Чтобы вы понимали: детям 11 лет, это — девочки. После этого я запретил жене приводить детей в тюрьму. И сегодня Морарь говорит, что он ни в чем не виноват», — сказал Борш.

Борш отметил, что после задержания его держали в камере площадью 8 кв. м, в которой было шесть человек. «Многие так сидят, к сожалению. И в тюрьмах очень много невиновных людей. Такие люди, как Морарь, которые ходят и врут везде и всюду, калечат людей» — сказал Борш.

«Чем бы я хотел закончить? Я надеюсь, что господина Мораря будут допрашивать, и он оправдается, если он прав. Но я хочу сказать, что в нашем деле господин Морарь был абсолютно везде и всегда. Каждый день. Он подписал моей жене отказ на свидание со мной. За год у меня не было ни одного длительного свидания с женой. Нам отказывали, говорили, что это незаконно. Мы проверили, потом оказалось, что это законно. Ко мне не всегда пускали адвокатов. Они давили везде, где могли. К сожалению, не так много людей, которые могли бы бороться до конца. В этой стране это очень сложно. Надеюсь, что наш опыт будет примером для многих, чтобы они боролись. Сегодня есть надежда на то, что правые люди победят, а виновных накажут», — заявил Борш.

***

Напомним, 19 января прокуратура задержала Виорела Мораря и предъявила ему обвинение в фабрикации уголовного дела против совладельцев сети автозаправочных станций Vento. Сам Морарь заявил, что его задержали незаконно, чтобы заставить молчать. «Меня арестовали за критику [генпрокурора Александра] Стояногло и работы Генпрокуратуры», — заявил  Морарь.

Кроме него в деле фигурирует замглавы службы борьбы с наркотрафиком при Пограничной полиции Молдовы, который в 2015 году работал в пятом управлении Нацинспектората расследований. Ему тоже предъявили обвинения.

Также в этом деле Vento фигурирует экс-прокурор Роман Статный, но обвинение ему еще не предъявили, как и следователю, который вел дело.

Отметим, в сентябре 2020 года Морарь написал открытое письмо генпрокурору, в котором назвал «инсинуациями» заявления о нарушениях в расследовании дела Vento. «У меня риторический вопрос: если уголовное дело по факту неуплаты налогов администрации АЗС Vento было необоснованным, то почему тогда на снятие обвинения ушло больше 10 месяцев?» — написал Морарь. А в одном из телеэфиров Морарь заявил, что действовал в этом деле «по закону», и заверил, что между его семьей и братьями Борш никакого конфликта не было.

20 января прокуроры потребовали поместить Мораря под арест на 30 суток, однако суд Чекан отклонил ходатайство прокурора, и освободил Мораря в зале суда.

Подробнее о деле Vento читайте в материале NM «Дело Vento. Как расправлялись с бизнесом при Плахотнюке, и при чем тут Виорел Морарь».

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: