«Телефоны Fly One были отключены». Что случилось с рейсом Кишинев-Ираклион
7 мин.

«Телефоны Fly One были отключены». Что случилось с рейсом Кишинев-Ираклион


Пассажиры рейса Ираклион-Кишинев, прилетевшие в Кишинев с 36-часовым опозданием, намерены требовать от авиакомпании Fly One возмещения морального ущерба. Они рассказали NM, что после разворота самолета в воздухе и экстренной посадки в Ираклионе Fly One не выходила на связь ни с пассажирами, ни с греческим аэропортом, ни с экипажем самолета. Авиакомпания тем временем продолжает отмалчиваться и обвинения не комментирует.

«В Греции нет пилота, который смог бы посадить самолет в такой ситуации»

170 человек должны были вылететь 2 июля в 17:00 из Ираклиона в Кишинев рейсом молдавской авиакомпании Fly One. Однако накануне пассажирам сообщили, что вылет перенесли на 23:50. Причину задержки рейса не объяснили. Самолет вылетел из греческого аэропорта в 23:50.

«Спустя 20 минут из кондиционеров, где примерно находились девятое и десятое место, начал идти пар. В салоне стало очень холодно, детям раздали покрывала. Самолет время от времени терял высоту. Паники не было, но стало понятно, что что-то не так», — рассказал NM один из пассажиров. Другая собеседница NM, которая также была на борту, уверена, что паники удалось избежать благодаря профессионализму экипажа. «В аэропорту Ираклиона сказали, что в Греции нет пилота, который смог бы посадить самолет в такой ситуации», — рассказала она.

В какой-то момент пилот сообщил, что через 10 минут самолет совершит вынужденную посадку в Ираклионе, однако самолет приземлился примерно через полчаса. Пассажиров высадили и запустили в зону вылета, где они провели шесть часов без каких-либо объяснений со стороны Fly One, фактически оказавшись заблокированными в транзитной зоне. Пассажир пытались дозвониться в представительство Fly One в Кишиневе, однако телефоны были отключены. Туристические агентства, через которые люди покупали путевки в Грецию, тоже находились в неведении.

«Да, мы могли погибнуть — это ужасно. При этом Fly One с нами просто не было. Они не несут за своих пассажиров ответственность», — считает собеседница NM. «Мы сидели без объяснений и еды. Купить еду можно было только в магазинах Duty Free, но среди пассажиров были грудные дети, а детской еды в этих магазинах не было», — вспоминает она. Спустя шесть часов ожидания пассажирам раздали талоны на еду. На талон можно было купить сэндвич и напиток. Вскоре людей развезли по отелям.

На следующее утро, 3 июля в 9:00, Fly One на своей странице в Facebook извинился перед пассажирами за инцидент. Авиаперевозчик также сообщил, что 3 июля они вернутся домой. Инцидент, по версии компании, произошел из-за тревожного сигнала системы управления воздушного судна. Экипаж был вынужден совершить посадку, чтобы провести техническую проверку. Утром 3 июля пассажиры все еще находились в отеле. По словам одного из них, условия проживания и питания в отеле были хорошие, однако люди по-прежнему не знали, когда смогут вернуться домой. «Около полудня в наш отель завезли группу пассажиров из другой гостиницы. Им не предоставили номера, и весь день до вылета они просидели в холле», — рассказал собеседник.

Около семи вечера пассажиров привезли в аэропорт. Ожидая вылета, они активно делились в соцсетях своим возмущением. Из соцсетей пассажиры неожиданно для себя узнали, что они якобы уже успешно летят в Кишинев. Об этом на своей странице в Facebook сообщила компания Fly One. Комментируя это сообщение, пассажиры писали, что все еще ждут объявления вылета из Ираклиона. Вскоре Fly One этот пост удалил. Рейс в Кишинев вылетел вновь с опозданием: не в 23:40, как было указано, а в 00:21. Пассажиры без приключений возвратились домой уже на другом авиасудне Fly One, носящем имя молдавского пилота Юрия Зиду.

«Проблема не в безопасности полетов, а в способности компании справляться с кризисами»

newsmaker.md/rus/novosti/organ-grazhdanskoy-aviatsii-rekomenduet-passazhiram-reysa-iraklion-kishinev-trebov-32288
 

Пока пассажиры рейса Ираклион-Кишинев ждали своего вылета, Орган гражданской авиации Молдовы (ОГА) выступил с официальным заявлением, предложив всем пассажирам, которые из-за задержки опоздали на другие рейсы, требовать полагающиеся им компенсации. 

Авиационное ведомство также сообщило, что не может вмешиваться в расследование инцидента, так как самолет находится под мониторингом армянского Главного управления гражданской авиации. Тем не менее, ОГА собирается обратиться к армянским коллегам, чтобы получить полную информацию о случившемся и проинспектировать самолет в аэропорту Кишинева.

Дело в том, что компания Fly One взяла самолет у армянской компании в так называемый «мокрый лизинг». Это значит, что обслуживанием самолета, вплоть до выбора экипажа, занимается компания-владелец. Арендатор лишь платит за услуги аэропорта, топливо и т.д.

Отметим, согласно регламенту ОГА, иностранные самолеты можно брать в аренду в формате «мокрого лизинга» только после аудита ОГА и сроком не более чем на год. Проводился ли такой аудит, и как долго Fly One пользуется услугами армянской компании, неизвестно. Главное управление гражданской авиации Армении к моменту публикации статьи не ответило на письменный запрос NM. Получить комментарий в ОГА также не удалось: мобильные телефоны директора ОГА Раду Безнюка и пресс-секретаря ведомства Ирины Гыски были выключены.

Информированный источник NM в правительстве сообщил, что сомневается в том, что ОГА провела аудит судна, так как «проверку проводит армянская сторона, и борт летает в Евросоюз». По мнению собеседника, для Молдовы не редкость инциденты с долгими задержками рейсов, и если бы Fly One «по-человечески» обошлась с клиентами, скандала удалось бы избежать. «Здесь проблема не в безопасности полетов, а в способности компании справляться с кризисами: накормить и расселить пассажиров, обеспечить запасной самолет и правильно публично объяснить случившееся. Но [в случае с Fly One] ничего нормально сделано не было», — считает собеседник.

О ситуации с рейсом Ираклион-Кишинев тем временем высказался спикер парламента Андриан Канду. На брифинге 4 июля он заявил, что пассажиры должны потребовать компенсаций, а авиакомпания обязана их выплатить. По словам Канду, пассажирам должны вернуть деньги за питание, проживание, задержку рейса и так далее: «Есть четкое законодательство для всех пассажиров, независимо от того, какими авиалиниями они летают».  

«Мы сначала пойдем по пути любезности»

Пассажиры, с которыми поговорил NM, рассказали, что на борту рейса было два юриста, которые собрали контактные данные недовольных, чтобы начать процедуру взыскания с Fly One морального ущерба. Адвокат Виталие Постолаке тоже предложил в соцсетях пассажирам из Ираклиона бесплатную юридическую консультацию. В разговоре с NM он сказал, что с ним связался «один из лидеров» недовольных пассажиров и сообщил, что около 40 человек готовы требовать справедливости.

«Сегодня люди измотаны после дороги, но если они в последующие дни все же решатся требовать компенсации, мы сначала пойдем по пути любезности и попросим компанию добровольно выплатить ущерб», — поделился планами адвокат. Если же Fly One откажется, Постолаке предлагает жаловаться в Агентство по защите прав потребителей и только в крайнем случае — обращаться в суд.

По мнению адвоката, если авиаперевозчику дорога его репутация, он добровольно выплатит компенсации. Если же компании дороже деньги, то она затянет дело до суда, «так как немногие пассажиры захотят тратить терпение и деньги на тяжбу, которая может длиться годами».

newsmaker.md/rus/novosti/air-moldova-dolzhna-vyplatit-trem-passazhiram-po-250-za-zaderzhku-reysa-27689
 

Действительно, авиакомпании редко проигрывают в молдавских судах. В прошлом году Высшая судебная палата (ВСП) обязала авиакомпанию Air Moldova выплатить по €250 компенсации трем пассажирам, которые подали в суд из-за задержки авиарейса. В этом году ВСП обязала того же перевозчика выплатить €1700 пассажиру за четырехчасовое опоздание рейса. В обоих случаях истцы от двух до трех лет добивались окончательного решения суда.

Тем временем источник NM в правительстве уверен: именно настойчивость пассажиров поможет сделать авиакомпании более ответственными: «Когда пассажиры накажут Fly One в судах и СМИ, перевозчики будут более внимательно относиться к кризис-менеджменту и к качеству воздушных судов».

Что об этом думают в самой Fly One, неизвестно. На просьбу NM прокомментировать обвинения пассажиров, в компании предложили прислать вопросы в письменном виде, так как специалист по связям с общественностью в отпуске. К моменту публикации ответа не было.

Справка NM
Компания Fly One появилась на авиарынке Молдовы весной 2016 года. Соучредителями Fly One, зарегистрированной в Регпалате РМ в сентябре 2015 года, стали жена министра юстиции Владимира Чеботаря и свекр бывшего главы Органа гражданской авиации Мирчи Малеки. В октябре 2016 года под давлением гражданского общества и партнеров по развитию Fly One сменила совладельца: жена главы минюста продала 40% акций. Новым владельцем пакета стал Андрей Цуркан, бывший коллега Чеботаря по работе в Air Moldova. В начале этого года официальным администратором компании стал Мирча Малека. Самолеты Fly One летают в18 направлениях и выполняют четыре чартерных рейса. 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: