Торговля цифрами. Что принесла Молдове зона свободной торговли с ЕС
8 мин.

Торговля цифрами. Что принесла Молдове зона свободной торговли с ЕС


Президент Игорь Додон накануне визита в Брюссель опубликовал на своем сайте большую статью «Республика Молдова. Два года с момента подписания Соглашения об ассоциации с ЕС». В статье много статистических данных, в том числе по экспорту-импорту, на основе которых делается вывод, что ассоциация и зона свободной торговли с ЕС только ухудшили экономическое положение Молдовы. NM решил разобраться в цифрах и спросить у производителей и экспертов, так ли все плохо.

Во вступительной части статьи, опубликованной 6 февраля, отмечается, что она написана «без какой-либо политической подоплеки» и на основе «исключительно сухих цифр, рейтингов и оценок, данных Молдове местными и зарубежными организациями». 

В порядке обзора

Обзор, как называют его авторы, начинается с внешней торговли, динамика которой за последние годы, по мнению авторов, говорит о негативном влиянии на Молдову зоны свободной торговли с ЕС (DCFTA).

В обзоре отмечается, что перед подписанием Соглашения об ассоциации и DCFTA (были подписаны летом 2014 года) много говорилось об ожидаемом почти на 15% росте экспорта из Молдовы, причем уже в краткосрочной перспективе.

Между тем, пишут авторы обзора, с сентября 2014 года (начало внедрения DCFTA) по август 2016 экспорт в ЕС снизился на $41 млн. Основной спад приходится на 2015 год — на 28 млн, или на 2,3%. То, что за 11 месяцев 2016 года экспорт в ЕС вырос на 7,2%, по мнению авторов, связано с хорошим урожаем и сезонными факторами. «Поэтому рост экспорта на рынок ЕС пока нельзя считать тенденцией», — отмечают авторы.

Переходя к импорту, авторы обзора говорят, что со времени вступления в силу DCFTA наметилась тенденция его роста из европейских стран. Авторы акцентируют внимание на том, что речь идет об импорте агропродовольственных товаров, которые Молдова способна производить в больших объемах — овощах (томатах, луке, капусте, салате, моркови и пр.), яблоках, кукурузе, сахаре и др.

В частности, в обзоре указано, что в 2015 году импорт яиц вырос по сравнению с 2014 годом с 11 тыс. тонн до 20,9 тыс. тонн (в 1,9 раза), томатов — с 0,2 тыс. тонн до 0,9 тыс. тонн (в 4,5 раза), яблок — с 0,3 тыс. тонн до 1,1 тыс. тонн (в 3,7 раза), сахара — с 6,3 тыс. тонн до 8,1 тыс. тонн (в 1,3 раза). Источник этих данных в обзоре не указан. По 2016 году в обзоре цифр нет, отмечается лишь, что вырос импорт из ЕС молока, сметаны, яблок, кукурузы и сахара.

Как выяснил NM, данные по 2014-2015 годам совпадают со статистикой ООН. Отличаются только данные по яйцам: по информации ООН, импорт яиц в Молдову в 2015 году по сравнению с 2014 вырос с 705 тонн до 1,3 тыс тонн (яйца считаются в тоннах, одно яйцо — от 40 до 60 граммов). В статистике ООН также указано, что в 2015 году упал импорт томатов из Турции в Молдову — до 9 тыс. тонн по сравнению с 16 тыс. тонн в 2014 году.

На основе приведенных в обзоре данных по экспорту-импорту сделан вывод, что зона свободной торговли с Евросоюзом не улучшила экспортные позиции Молдовы на рынках стран ЕС, зато увеличила присутствие европейских товаров на молдавском рынке.

При этом, пишут авторы, открытие рынков стран ЕС «сопровождалось катастрофическим ухудшением условий экспорта молдавской продукции на российский рынок» (речь идет о введении Россией летом 2014 года ограничений на поставки молдавских фруктов, плодоовощных консервов и вина). С июля 2014 года по август 2016, отмечается в обзоре, экспорт молдавских товаров на российский рынок снизился на $325 млн.

Данные статистики

По данным Нацбюро статистики (НБМ), доля экспорта Молдовы в страны ЕС за последние два года в общем объеме молдавского экспорта увеличилась почти до 65%. В 2014 году эта доля составляла 53%

В январе-ноябре 2016 года, как указано и в обзоре, экспорт Молдовы в страны ЕС вырос на 7,2% по сравнению с тем же периодом 2015, составив $1,2 млрд (статданных по итогам 2016 года пока нет). При этом по сравнению с 2014 годом экспорт в ЕС вырос всего на $50 млн, или на 4,3%.

В целом объем молдавского экспорта за 11 месяцев 2016 года по сравнению с тем же периодом 2014 упал на 9,3% — с $2,04 млрд до $1,85 млрд. Главная причина — резкое сокращение экспорта в страны СНГ. По сравнению с 2014 годом он снизился на 43,6%: с $674 млн до $380 млн. Основную роль в этом сыграл экспорт овощей и фруктов: с 2013 года он сократился на 30% — с $175 до $122 млн.

Главным внешнеторговым партнером Молдовы за эти два года стала Румыния (ранее — Россия). За 11 месяцев 2016 года Молдова экспортировала в Румынию товаров на $463,4 млн — в два раза больше, чем за тот же период в Россию. В 2014 году экспорт Молдовы в РФ составлял более $400 млн, в 2013 — $600 млн, или более четверти всего молдавского экспорта.

Данные статистики по импорту есть также только за 11 месяцев 2016 года. За это время Молдова импортировала товаров на $3,6 млрд. Примерно столько же было импортировано в 2015 году, а в 2014 — на $4,8 млрд, или почти на четверть больше, чем в 2016 году.

Половина импорта по итогам 11 месяцев 2016 года приходится на страны ЕС — $1,8 млрд, на страны СНГ — четверть, или $900 млн. Еще на $900 млн Молдова импортировала товары из других стран.

Примерно такая же структура импорта была в 2015 и 2014 годах: на долю ЕС приходилось 50% общего объема импорта. В 2013 году доля ЕС в структуре импорта составляла 45%. При этом за 11 месяцев 2014 года импорт из ЕС составлял $2,4 млрд, а в 2013 — $2,2 млрд.

Самый крупный импортер в Молдову — это Румыния. За 11 месяцев прошлого года оттуда было ввезено товаров на $502 млн. На втором месте Россия ($472 млн), на третьем — Китай ($351 млн). Далее следуют Украина ($348 млн) и Германия ($288 млн).

Что говорят производители и эксперты

Глава Союза ассоциаций сельхозпроизводителей UniAgroProtect Александр Слусарь признает, что ситуация в сельском хозяйстве за последние годы ухудшилась, но виной тому, по его словам, не ассоциация и зона свободной торговли с ЕС, а проводимая молдавскими властями политика. «За счет DCFTA у нас появилась возможность увеличить экспорт в ЕС. Другой вопрос, что наше сельское хозяйство неконкурентоспособно. Мы занимались кражей миллиарда, компрометировали евроидею, но не поддерживали сельское хозяйство. Кроме того, власти должны были просчитать политическую реакцию России (речь об эмбарго. — NM) и ее последствия», — считает Слусарь. Он также подчеркнул, что очень негативно повлиял на экономику последних двух лет обвал молдавского лея.

Собеседник NM, владеющий информацией о молдавском рынке сельхозпродукции и настоявший на анонимности, утверждает, что цифры в обзоре, опубликованном на сайте Додона, не отражают ситуацию в отрасли. «Импорт яиц небольшой, Молдова сама производит миллионы яиц. Из-за ситуации в арабском регионе у нас перепроизводство, так как раньше мы экспортировали яйца в Ирак», — отметил собеседник.

Сахар, по его словам, Молдова действительно импортирует — это предусмотрено квотой DCFTA. Но взамен, отметил он, Молдова получила квоту на экспорт сахара в несколько раз выше, которую она успешно использует, отметил он. Речь идет о 5-7 тыс. тонн импорта и 35 тыс. тонн экспорта сахара, уточнил он, добавив, что одни и те же компании занимаются и тем, и другим. Говоря о яблоках, собеседник признал, что Молдова действительно мало экспортирует их в страны ЕС из-за высокой конкуренции с Польшей.

Собеседник NM в консервной промышленности, настоявший на анонимности, отметил, что для них Соглашение с ЕС ничего не изменило. По его словам, так как рынок стран ЕС был открыт для Молдовы и до вступления в силу DСFTA, условия не изменились (с 2008 по 2015 год между ЕС и РМ действовал режим ассиметричной торговли — молдавские товары не облагались пошлинами при экспорте в ЕС, а европейские при ввозе в РМ облагались). А компаниям консервной отрасли, которые ориентировались в основном на Россию, доступ на российский рынок позже тоже открыли, добавил собеседник.

Исполнительный директор центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь считает, что «проблемы молдавской экономики связаны не с Соглашением об ассоциации и DСFTA, а с качеством их внедрения и с тем, как выстраиваются отношения с партнерами». «Мы взяли на себя повышенные обязательства, не подумав, как будем их выполнять. Но это наши проблемы. Ни один документ сам по себе не может кардинально изменить ситуацию ни в одну, ни в другую сторону»,— сказала эксперт, добавив, что к документу нельзя подходить как к «палочке-выручалочке». «Мы должны понимать, что это базисное соглашение, и это наша проблема: убедить партнеров, особенно Россию, в том, что его подписание не несет для них угрозы», — считает эксперт.

Доктор экономических наук Татьяна Ларюшина полагает, что в долгосрочной перспективе ассоциация и зона свободной торговли с ЕС должны принести Молдове пользу. «Отличие от торговли с Россией и СНГ в том, что Европа предложила амбициозную программу модернизации молдавской экономики. Молдове нужны новые технологии производства товаров, которые смогут экспортироваться и на европейские, и на российские рынки», — отметила эксперт. Она добавила, что после подписания Соглашения и вступления в силу DCFTA был «шоковый» период, и бизнесу, ориентированному на экспорт, нужно было время, чтобы адаптироваться к новым условиям.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: