Впервые в Молдове День независимости не отмечали на площади Великого национального собрания, а первые лица страны возлагали цветы к памятнику Штефана в плотном кольце полиции и под гул протестующих, требовавших их отставки. Накануне, 26 августа, на главной площади страны состоялось два протеста: оппозиционное движение ACUM требовало ухода «режима», а сторонники партии «Шор» танцевали хору в защиту социальных магазинов и критиковали оппозицию. Праздник 27 августа начался с насильственного разгона протестующих и продолжился «игрой в догонялки» с сотнями полицейских. Что происходило в эти два дня в Кишиневе — в репортаже NM.
День первый: о пайке от Шора и о том, как «звучит демократия»
26 августа прошло нескольких протестов. Первоначально движение сопротивления ACUM планировало провести акцию на площади Великого национального собрания и уведомила об этом столичную мэрию. Протест анонсировали на 14.00.
На этот же день главную площадь забронировала в мэрии организация Salvgardare, которая собиралась провести «социальную акцию». Однако утром 26 августа ее место неожиданно заняла партия «Шор».
Активисты партии уже с утра установили на площади палатки, расставили столы с выпечкой и обустроили зону для барбекю.
Стихийно появились и сторонники партии «Шор», в основном — пожилые люди. Их привезли на акцию на автобусах. Полиция была готова к мероприятию сторонников партии «Шор»: сотрудники правоохранительных органов сразу окружили их плотным кольцом. К 14.00 площадь была оцеплена.
Оппозиции пришлось организовать протест у памятника Штефану чел Маре. «Они доедят шашлыки и уйдут. Будем терпеливы», — уговаривал собравшихся лидер «Платформы Достоинство и правда» (DA) Андрей Нэстасе.
На площади в это время выступал глава партии «Шор», осужденный судом первой инстанции по делу о «краже миллиарда» мэр Оргеева Илан Шор. Он заявил, что организовал митинг, чтобы «отстоять наши проекты, которые кто-то хочет закрыть», то есть социальные магазины. Шор заверил, что обязательно придет к власти и тогда построит дороги и «сделает лучшую медицину и образование».
Пока оппозиция в растерянности стояла у памятника Штефану и скандировала антиправительственные лозунги, на акции Шора кричали: «Долой Майю Санду!» (лидер партии «Действие и солидарность Майя Санду) и «Долой Pas cu DA», а затем взялись за руки и пустились в пляс. Полиция усиленно охраняла танцующих. За их спинами стояли ящики с хлебом, консервами и другими продуктами.
В какой-то момент участники антиправительственной акции направились к площади и попытались прорвать кордон. Безуспешно. «Воры», «иуды», — кричали танцующим участники оппозиционного митинга. В сторону сцены полетело несколько яиц и бутылок.
На площадь подоспели и участники движения OccupyGuguta. Под динамичную музыку они били в ведра, кружки и шли, пританцовывая. «Так звучит демократия!», — скандировали активисты. Со сцены их пытались заглушить песней Fetele de la Orhei.
Отказавшись от попыток отвоевать площадь, участники антиправительственной акции прошлись маршем мимо «захваченных органов власти» — парламента, администрации президента, здания Службы информации и безопасности. В этот момент, по подсчетам организаторов, в акции принимали участие около 30 тыс. человек. Полиция насчитала не более 6,5 тыс.
Пока оппозиция маршировала, сторонников партии «Шор» начали выводить с площади под присмотром полицейских. Большинство покидало ее не с пустыми руками: с хлебом, консервами и пакетами с крупами.
Некоторые спешно доедали выданную бесплатную гречку и жаловались, что «в ней нет тушенки».
В разговорах с журналистами несколько человек признались, что приехали в Кишинев из Оргеева. За это им, по их словам, пообещали 100 леев и продукты. Многие ждали, когда за ними приедет специальный автобус, который отвезет их домой.
К тому времени как оппозиция вернулась на площадь, участников акции Шора и след простыл. Антиправительственный митинг продолжался недолго. Оппозиционеры единогласно приняли итоговую резолюцию: они потребовали отставки правительства, отменить закон об амнистии капитала, принять «закон Магнитского», начать уголовное преследование за кражу миллиарда и признать результаты выборов в Кишиневе.
Около сотни человек остались у памятника Штефану чел Маре протестовать до утра. Митинг плавно перерос в импровизированный концерт.
День второй: о «чистке» у памятника Штефану и «коровах, которых надо оставить»
День независимости в Молдове начался не как обычно. Около пяти утра в центре из 15 автобусов высадились полицейские и карабинеры. Правоохранители полностью окружили центральную площадь и памятник Штефану. В кольце оказались и участники протеста — около 70 человек.
Как рассказал NM зампред DA Александр Слусарь, им прочитали распоряжение и.о. мэра Руслана Кодряну от 24 августа о том, что в этом месте будет проходить официальное мероприятие, и все должны покинуть площадь. В случае неподчинения, следовало из документа, у полиции будет право насильственно эвакуировать несогласных.
Переговорами решить дело не удалось. Через короткое время полицейские в полном обмундировании начали по одному выносить протестующих за кордон: тянули за руки, за ноги, кого-то несли на руках. «Особенно жестоко вели себя с женщинами. Выкручивали руки, тащили за ноги», — рассказал Слусарь. В соцсетях появилось видео разгона и снимки людей с синяками и царапинами. План оппозиции освистать первых лиц государства во время возложения цветов провалился. Власть их опередила.
Правоохранители не ограничились «чисткой» сквера у памятника Штефану, где первые лица должны были возлагать цветы по случаю Дня независимости. Они разгромили и площадку в центральном парке, которую движение OccupyGuguta зарезервировало в мэрии и проводило там свои мероприятия. На асфальте на месте прежних акций OccupyGuguta активисты оставили меловой силуэт «трупа» с надписью: «Преступление в день независимости».
Полиция заявила, что «действовала в рамках закона» и «была вынуждена применить силу» после отказа протестующих уйти. Кодряну же назвал свое распоряжение «техническим» и заверил, что не подписывал документа о насильственном разгоне протеста.
К восьми утра центральная площадь и парк Штефана чел Маре были полностью окружены полицейскими и карабинерами. За кордон никого не впускали. К тому времени несколько сотен протестующих стояли на улице Бэнулеску-Бодони и кричали «Долой мафию» и «Воры». Судя по всему, у лидеров протеста не было конкретного плана действий в сложившейся ситуации.
«Мы ждем узурпаторов до 9.30, чтобы передать им сообщение», — пояснила NM Майя Санду. Что оппозиция будет делать дальше, она не сказала. Перед собравшимися никто не выступил.
Протест удалось взбодрить участникам движения OccupyGuguta. Они пришли под звуки импровизированного барабанного оркестра и с ритмичными лозунгами «Это не демократия» и «Это не независимость». Однако вскоре на место прибыли первые лица и протестующих почти заглушил государственный оркестр.
Премьер Павел Филип, спикер Андриан Канду и президент Игорь Додон молча возложили цветы под крики «Воры» и «Позор». Затем спешно удалились. Отвечать на вопросы журналистов никто из них не стал.
Несмотря на отмену праздника на площади, парад национального костюма решили никуда не переносить. Несколько сотен участников фольклорных коллективов со всей Молдовы потянулись вдоль кордонов полиции. Протестующие кричали им «Позор!» и «Предатели!». Многие выглядели смущенными, но некоторые не растерялись и махали митингующим флажками. Один из ансамблей остановился и даже станцевал хору.
Среди участников парада было много детей и пожилых людей. Их охранял укрепленный кордон полиции.
Далее происходящее в центре столицы напоминало игру в «кошки-мышки». Протестующие шли маршем за группой OccupyGuguta с барабанами, а полиция старалась опередить их действия и вовремя перекрыть в нужных местах улицы. К Национальному дворцу, где вот-вот должен был начаться праздничный концерт, почти никого не пускали: прилегающие улицы тоже оцепила полиция.
У входа во дворец министр культуры, просвещения и исследований Моника Бабук призывала артистов, пришедших с парада, отдать «должное нашей румынской идентичности, нашей истории и тем, кто положил свою жизнь на алтарь независимости». «Мы не позволим забыть об этом», — предупредила министр, явно имея в виду протест.
На концерт пускали не всех. Оказалось, что вход был только по приглашениям. Группа пенсионеров более получаса пыталась попасть внутрь, но их так и не пропустили. Некоторые уходили со слезами. Не удалось попасть на праздник независимости и корреспонденту NM: полицейские потребовали специальный пропуск для журналистов от госпредприятия Moldova-Concert. Обычного удостоверения оказалось недостаточно.
Отметим, на прошлой неделе корреспондент NM Николай Пахольницкий звонил в пресс-службу правительства, где ему сначала сказали, что достаточно удостоверения. Но потом перезвонили и уточнили, что этот вопрос решает минкультуры. Однако там ни 23-го, ни 24 августа на звонки не отвечали.
Протестующие тем временем направились к резиденции президента, которую охраняли лишь несколько полицейских, а затем вернулись к памятнику Штефану. На этом антиправительственная акция завершилась. Часть полицейских на автобусах — на некоторых была табличка «экскурсия» — начали разъезжаться по родным районам. Праздник продолжался только во все еще окруженном полицией Национальном дворце.
К этому времени лидеров оппозиции среди протестующих у памятника Штефану уже не было, и что делать дальше — никто не знал. Но люди, с которыми удалось поговорить NM, не теряли уверенности в том, что протест состоялся.
Виталий Чевачецану рассказал, что специально приехал на протест из Франкфурта на Майне. По его словам, ради этого он взял девять дней отпуска за свой счет. «Мы должны протестовать дальше, протест не провалился, в День независимости он только начинается», — подчеркнул Виталий. Он намерен оставаться протестовать и по ночам. «Режим Плахотнюк-Шор-Додон падет, пусть через год или пять лет, но падет», — уверен он. Виталий считает, что для окончательной победы на сторону народа должны перейти полицейские.
Анна из Страшен уверена, что протесты нужно продолжать, потому что другого выхода у граждан нет. По ее словам, протесты и давление со стороны европейских партнеров Молдовы помогут справиться с «режимом».
Жительница Сынжеры, отказавшаяся назвать свое имя, заявила, что готова снова выйти на протест. «Должно быть больше людей, нужно оставить своих коров и участвовать в протестах», — не сомневается она.