Ученые разработали эффективный способ уничтожения малярийных комаров

Ученые разработали эффективный способ уничтожения малярийных комаров

Ученые из американского университета Мэриленда создали грибок, способный производить яд, схожий с токсинами пауков, который может в короткие сроки убивать много малярийных комаров, сообщает ВВС. Испытания нового средства успешно прошли в Буркина-Фасо. Исследователи утверждают, что грибок поражает исключительно малярийных комаров и не опасен для других видов насекомых, например, для пчел.

Ученые пояснили, что не планируют полностью уничтожить комаров, а ищут способы остановить распространение малярии, которая ежегодно убивает более 400 тыс. человек по всему миру.

В процессе исследований ученые из Университета Мэриленда (США) совместно с коллегами из Буркина-Фасо сначала выявили грибок Metarhizium pingshaense, который естественным образом поражает малярийных комаров. После этого, с помощью генных манипуляций в генетический код грибка добавили яд австралийских воронковых пауков. Грибок начинает вырабатывать паучий токсин при попадании в организм малярийного комара.

Далее ученым было необходимо протестировать действие грибка в условиях, максимально приближенных к естественным.

Для этого в Буркина-Фасо была построена целая искусственная деревня площадью более 600 кв. метров, которую обнесли двойным слоем москитной сетки, чтобы комары не смогли улететь. Споры ядовитого грибка смешали с кунжутным маслом и намазали смесью черные хлопчатобумажные простыни. Чтобы подвергнуться воздействию яда, комарам надо было сесть на простыню.

Результаты исследования опубликованы в популярном научном журнале Science. Из них следует, что популяция комаров начала стремительно расти, когда их на некоторое время оставили в покое. Но когда в «москитосферу» были помещены черные простыни, в течение 45 дней в живых остались лишь 13 насекомых — трансгенный грибок уничтожил популяцию всего за два поколения комаров.

«Это суперграндиозное исследование. Очень высока вероятность того, что москитов можно будет контролировать с помощью этого модифицированного грибка», — прокомментировал работу коллег профессор Майкл Бонсалл из Оксфордского университета.

Необходимость разработки новых методов борьбы с малярией назрела очень остро, так как комары становятся все более устойчивыми к инсектицидам. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупреждает, что уровень заболеваемости малярией растет в 10 странах Африки, наиболее подверженных нашествию малярийных комаров.