В реформе юстиции не видно DNA: молдавских прокуроров призвали брать пример с Румынии
5 мин.

В реформе юстиции не видно DNA: молдавских прокуроров призвали брать пример с Румынии


Минюст провел публичные дебаты по поводу специализированных прокуратур, которые, согласно реформе, должны быть сформированы к 1 августа. В дебатах участвовали высокопоставленные чиновники, депутаты парламента, эксперты из Молдовы и Румынии. Дискуссий как таковых, впрочем, не было. Единственные серьезные претензии высказали представители Нацуправления по борьбе с коррупцией Румынии (DNA). В частности, они выразили опасения в связи с новыми полномочиями прокуроров, касающихся прослушки и перехвата интернет-переписки.

Среди участников прошедших во вторник, 19 апреля, публичных дебатов по законопроекту о специализированных прокуратурах были министр юстиции Владимир Чеботарь, глава Высшего совета прокуроров Мирча Рошиор, глава Наццентра по борьбе с коррупцией (НЦБК) Виорел Кетрару. Законопроект еще не принят, но власти ожидают, что парламент его утвердит не позднее июня. 

Советы и напутствия

newsmaker.md/rus/novosti/reforma-v-zakone-22769
 

Дебаты открыл исполняющий обязанности генпрокурора Эдуард Харунжен. Он сказал, что создание двух специальных прокуратур — по борьбе с коррупцией и по борьбе с организованной преступностью и чрезвычайным делам будет способствовать «изменению менталитела [в прокуратуре], обновлению, а также искоренению давления на прокуроров». Харунжена поддержал глава минюста Чеботарь, напомнивший, что первый шаг к этому уже сделан: в феврале парламент принял Закон о прокуратуре.

Положительно высказался об идее спецпрокуратур глава миссии ЕС в Молдове Пиркка Тапиола. При этом он посоветовал властям обратить особое внимание на то, кто будет  избран в руководство новых прокуратур. «Личности играют роль. Надо найти людей, которые будут обладать высокой степенью неподкупности и доверия в обществе», — посоветовал дипломат. А директор департамента по вопросам уголовного правосудия посольства США в РМ Дональд Карролл призвал молдавские власти обеспечить независимость специализированных прокуратур. «Реформы оцениваются не по количеству принятых законов, а по качеству юстиции», — отметил он.

newsmaker.md/rus/novosti/sila-v-pravke-v-parlamente-neozhidanno-poyavilsya-novyy-paket-izmeneniy-zakona-o-p-22713
 

Еще одно предложение высказал депутат от Демпартии Сергей Сырбу. Он попросил, чтобы при доработке законопроекта о специализированных прокуратурах учитывалось и мнение депутатов. «Из-за некоторых поправок в Закон о прокуратуре в наш адрес [депутатов от Демпартии] посыпались необоснованные обвинения. Хотим, чтоб и нас уважали», — пояснил Сырбу, имея в виду скандал, который возник в парламенте из-за поправок в законопроект о прокуратуре, внесенных после первого чтения и существенно меняющих смысл реформы.

Из депутатов на публичные дебаты также пришли экс-коммунисты Игорь Время и Анатолие Загородный и либерал Вячеслав Унтилэ. Пресс-секретарь минюста Родион Гуштюк заверил NM, что были приглашены все депутаты парламента, в том числе оппозиция, однако «откликнулись только эти».

По существу реформы

Директор центра правовых ресурсов Влад Грибинча, который участвовал в разработке законопроекта как представитель неправительственного сектора, начал свое выступление с шутки, сравнив реформу прокуратуры с фильмом «Властелин колец». «Работа над реформой велась три года. Это трилогия, где тоже есть кольцо власти — прокуратура», — пояснил Грибинча.

Он рассказал, что согласно проекту, антикоррупционная прокуратура будет заниматься коррупционерами из числа госчиновников высокого ранга, в ее компетенцию будут входить и дела, где фигурируют адвокаты, судьи, сотрудники коммерческих банков, военачальники. В случае же, если сумма взятки в рамках открытого дела составит более 100 тыс. леев, антикоррупционная прокуратура займется его фигурантами вне зависимости от их должности, уточнил Грибинча, добавив, что остальными коррупционными делами продолжит заниматься НЦБК.

Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и делам чрезвычайной важности, по его словам, будет заниматься лишь делами о терроризме, пытках, торговле людьми. Сюда же войдут дела, где нанесенная государству сумма ущерба превысит 1 млн леев.

Глава управления уголовного преследования Генпрокуратуры Виорел Морарь в свою очередь сообщил, что каждая из спецпрокуратур будет иметь по два представительства в регионах: Кагуле и Бельцах. Сотрудники в спецпрокуратуры будут зачисляться на основе конкурса с прохождением тестирования на полиграфе. Главы спецпрокуратур будут избираться Высшим советом прокуроров и утверждаться генпрокурором сроком на пять лет. Переизбираться на должность главы можно будет дважды. В каждой спецпрокуратуре будет работать около 120 сотрудников.

Комментарии и претензии

С критикой законопроекта выступила экс-прокурор Нацуправления по борьбе с коррупцией Румынии (DNA) Мариана Александру. Она сказала, что в процедурной системе молдавской юстиции есть ряд серьезных несоответствий. Александру, в частности, выразила недоумение по поводу того, что молдавские прокуроры должны не только организовывать следственный процесс, но еще и представлять одну из сторон в суде, задавать вопросы свидетелям. «Разве это не может сделать технический аппарат? Это влияет на качество доказательств. Ни адвокат, ни прокурор не должны этого [задавать вопросы свидетелям] делать. В итоге все [судебное слушание] превращается в простой спектакль», — возмутилась Мариана Александру.

Она также сочла неоправданным положение законопроекта, обязывающее прокуроров представлять в письменном виде все доказательства, собранные в ходе следствия. Другой аспект, встревоживший Александру — полномочия по проведению перехвата телефонных разговоров и интернет-переписки, которыми наделяются прокуроры Молдовы. «Лучше, чтобы прокуроры занимались своим делом и обращались в случае необходимости к услугам других органов [Службы информации и безопасности]. Прокуроры не знают, как с этим работать. Что будет в итоге с собранной информацией? Действия юстиции могут выйти из-под контроля», — предупредила она.

newsmaker.md/rus/novosti/proslushivanie-v-avtomaticheskom-rezhime-23217
 

Морарь и Грибинча ответили на это, что прослушка в Молдове ведется только в рамках уже заведенных уголовных дел и с разрешения суда, поэтому беспокойство румынской коллеги напрасно. С ними не согласился глава парламентской комиссии по нацбезопасности, обороне и общественному порядку Вячеслав Унтилэ, по мнению которого, наделяя прокуроров полномочиями по прослушке, «мы создадаем монстра».

Завершились дебаты советом от замглавы Нацуправления по борьбе с коррупцией Румынии (DNA) Нистора Кэлина, который предложил молдавским коллегам брать пример с DNA. «Нам доверяет 61% населения Румынии», — подчеркнул он, отметив также, что 51% прокуроров DNA составляют женщины.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: