«В самолете мы летели в наручниках, не дали даже воды». В Молдову вернулся один из экстрадированных турецких учителей. Что он рассказал
6 мин.

«В самолете мы летели в наручниках, не дали даже воды». В Молдову вернулся один из экстрадированных турецких учителей. Что он рассказал

В Кишинев вернулся и получил политическое убежище Хусейн Байрактар — один из турецких учителей, которого в 2018 году незаконно экстрадировали из Молдовы. Об этом он сообщил в интервью Moldovalive. Байрактар — единственный из семи турецких учителей, которому удалось освободиться из тюрьмы и покинуть Турцию. Остальные до сих пор отбывают наказание в турецких тюрьмах.

Хусейн Байрактар рассказал, что прибыл в Молдову в августе 2015 года. «Мое первое впечатление было, что Молдова очень маленькая и милая страна», — отметил он. Здесь в одном из лицеев сети Orizont он начал преподавать турецкий язык: «Я преподавал язык. Ничего больше. Я не занимался никакой деятельностью, связанной с терроризмом. Но, как вы знаете, учителя преподают не только язык какой-то страны, но и элементы ее культуры». Это заключалось, в том числе, в том, что Байрактар рассказывал ученикам о своем опыте жизни в Турции.

«Из-за внутренних политических войн в Турции режим следит за деятельностью лицеев Orizont. Он [режим] всегда пытается запугать и добиться закрытия этих лицеев. Но учителя этих лицеев не продвигают никаких политических идей», — подчеркнул Байрактар.

Поэтому он удивился выдвинутым против него в Турции обвинением, так как «не занимался политической деятельностью ни в Молдове, ни в Турции». Он рассказал, что с остальными шестью учителями его связывает только то, что в Турции против них открыли уголовные дела за участие в организации Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО ). «Не понимаю, почему Молдова решила меня преследовать», — сказал он.

И рассказал, что молдавские правоохранители «похитили его прямо из лицея», в котором он работал. Это произошло на глазах учеников и их родителей. При этом правоохранители пришли в лицей в гражданской одежде: «Я не представлял, кто они. Когда они направились ко мне, друзья и коллеги попытались их остановить и попросили предъявить удостоверения. Только после этого они показали удостоверения СИБа». По словам Байрактара, перед тем как силой посадить его в машину, у него отобрали мобильный телефон и удостоверение, которое позволяло находиться на территории Молдовы. Байрактар отметил, что сначала не мог себе представить, что происходящее связано с турецкими властями: «Когда меня привезли в аэропорт, и я увидел там других турецких учителей, понял, о чем на самом деле идет речь».

Кроме того, Хусейн Байрактар рассказал, что пытался объяснить сопровождавшему его офицеру, что хочет получить политическое убежище. «Я спросил офицера, собираются ли они передать меня турецким властям. Попытался объяснить, что этого не надо делать, так как я хочу получить политическое убежище […] Но они сказали, что их дело только выполнить указания и задержать меня», — вспоминает Байрактар. Он также отметил, что до задержания не успел подать запрос на получение политического убежища в Молдове, но «пятеро из семи экстрадированных тогда учителей такой запрос подали».

Он подтвердил слова правозащитников о том, что его и других учителей сразу привезли на взлетную полосу, минуя пограничный контроль: «Мы не проходили пограничный контроль. Нас сразу доставили к самолету». По словам Байрактара, только через два месяца, когда уже находился в турецкой тюрьме, он понял, что произошло на самом деле. «Адвокат рассказал, что я прошел таможенный контроль по действующему паспорту. Но я был уверен, что мой паспорт остался дома в Молдове. Потом мне показали, с каким паспортом я прибыл. Это был временный паспорт, куда внесли мое имя. […] Когда я увидел этот паспорт, выданный турецкими властями, понял, что молдавские власти помогли похищению. Турецкие власти очень тесно сотрудничали с молдавскими», — рассказал Байрактар и добавил, что во временном паспорте использовали ту же фотографию, которая была в его разрешении на пребывание в Молдове. «Когда они меня похитили, взяли мое разрешение на пребывание, сфотографировали и передали турецким властям […] У меня есть доказательства этого», — сказал он.

По словам Байрактара, его коллеги, которых тогда тоже экстрадировали, сказали, что некоторые из сопровождающих их офицеров «были замешаны в попытке похищения директора Orizont» (в 2017 году директора Туркая Шэна [Turcay Sen] пытались похитить, но тогда он успел оформить запрос на получение убежища).

Также Байрактар сообщил, что, после того как его привезли в аэропорт, его заставили сесть в самолет, на котором не было логотипа авиакомпании. Он отметил, что на борту была только одна стюардесса, которой офицеры не разрешили к нему подойти, когда он попросил воды.

Журналист, бравшая у Байрактара интервью, напомнила, что бывший президент Молдовы Игорь Додон заявлял, что учителей вывезли «цивилизованно» и «налили им чай». «Он [Додон] так считает, но то, что я пережил, отличается от этого. Пока мы летели, мои руки были скованы пластиковыми наручниками. Мне не дали даже стакана воды», — сказал Байрактар.

***
Семь сотрудников сети молдавско-турецких лицеев Orizont задержали и увезли в неизвестном направлении утром 6 сентября 2018 года. Затем без суда и следствия их выслали из Молдовы в Турцию, где их обвинили в связи с организацией, которую в Турции считают террористической, и приговорили к длительным тюремным срокам.

В июне 2019 года ЕСПЧ признал Молдову виновной в нарушении прав человека при высылке учителей и обязал выплатить им компенсацию по €25 тыс. Лишь через год после высылки прокуратура Кишинева начала расследование по этому факту. В феврале 2020 года стало известно, что в деле остался один обвиняемый — бывший глава СИБ Василий Ботнарь. В сентябре 2020 года выяснилось, что, хотя прокуроры требовали для Ботнаря три года лишения свободы, суд назначил ему штраф 88 тыс. леев. Также он возместил €125 тыс., которые, согласно решению ЕСПЧ, пошли на выплату компенсаций семьям турецких учителей, и еще 343 тыс. леев за чартерный самолет, на котором учителей отправили в Турцию. Сейчас жена одного из учителей добивается, чтобы суд вернул дело Ботнаря на пересмотр.

О том, кто они — cемь турецких учителей, экстрадированные из Молдовы и оказавшиеся в турецких тюрьмах, можно почитать в материале «Ушедшие за Orizont».

***

Хусейна Байрактара освободили из тюрьмы в октябре 2020 года. Решение об этом приняла турецкая Апелляционная палата, в которой его адвокат обжаловал решение первой судебной инстанции.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: