В тюрьме №13 бьют и пинают заключенных. Что еще выяснил Европейский комитет по предупреждению пыток
7 мин.

В тюрьме №13 бьют и пинают заключенных. Что еще выяснил Европейский комитет по предупреждению пыток

В молдавских тюрьмах по-прежнему существует неформальная тюремная иерархия, верхушка которой держит в страхе заключенных, в том числе с помощью агрессии и насилия. К таким выводам пришли представители Европейского комитета по предупреждению пыток, посетившие несколько молдавских тюрем. NM рассказывает, к каким еще выводам пришли европейские правозащитники и что они рекомендовали властям Молдовы, чтобы справиться с жестокостью в местах ограничения свободы.

ЕКПП после своего визита в Молдову в начале 2020 года подготовил отчет, в котором констатировал, что Молдове необходимо принять решительные меры, чтобы остановить насилие среди заключенных и «положить конец запугиваниям и неформальной иерархии в молдавских тюрьмах».

При этом ЕКПП отметил, что власти Молдовы прислушались к предыдущим рекомендациям Комитета, однако, не все они были реализованы: речь идет о насилии в среде заключенных, режиме содержания под стражей и в заключении, нехватке сотрудников в тюрьмах.

Тюрьмы

Большинство заключенных, с которыми беседовали европейские правозащитники, не жаловались на жестокое обращение сотрудников тюрем. На плохое обращение пожаловались заключенные кишиневской тюрьмы №13: они рассказали, что их били и пинали сотрудники тюрьмы.

Кроме того, в трех тюрьмах, в которых побывали представители ЕКПП, заключенные рассказали о чрезмерном применении персоналом силы при обращении с агрессивными заключенными, а в тюрьмах Кишинева и Тараклии сообщили о чрезмерном использовании наручников: некоторых заключенных «с руками за спиной в положении сидя приковывали наручниками к неподвижным предметам».

Правозащитники напомнили, что жестокое обращение с заключенными — это незаконно и неприемлемо, и тех, кто это практикует, следует наказывать. В докладе также говорится, что наручники, если их необходимо применить, не должны быть чрезмерно тугими, а заключенных нельзя приковывать к неподвижным предметам.

В предыдущих отчетах Комитет уже обращал внимание на проблему насилия и неформальной иерархии в тюрьмах Молдовы. Правозащитники отметили, что у заключенных регулярно обнаруживают травмы, свидетельствующие о насилии, однако пострадавшие не сообщают, кто нанес им эти травмы, из-за «атмосферы страха и запугивания верхушкой неформальной тюремной иерархии», а также из-за недостатка веры в то, что сотрудники тюрьмы смогут обеспечить их безопасность.

Эксперты Комитета по предотвращению пыток считают, что молдавские власти не справляются с этой проблемой из-за постоянной нехватки персонала в местах заключения, а также из-за того, что рассчитывают на неформальных тюремных лидеров при обеспечении порядка в тюрьмах, тюремных блоках или камерах.

Серьезную озабоченность правозащитников вызывает то, что некоторые категории заключенных больше других страдают от неформальной иерархии в тюрьмах и живут «в постоянном страхе и унижении». Это — нарушение  Европейской конвенции по защите прав человека (ст.3. «Запрещение пыток»). «В связи с этим, Комитет рекомендует молдавским властям принять незамедлительные меры для борьбы с насилием среди заключенных», — говорится в докладе.

Полиция

Правозащитники отметили заметный прогресс с 2015 года в отношении полиции к задержанным. В докладе говорится, что представители ЕКПП не получили почти никаких сообщений о жестоком физическом обращении полицейских.

Однако правозащитники озабочены большим числом жалоб на жестокое обращение  полиции, поданных в Генеральную прокуратуру. ЕКПП призвал молдавские власти продолжать борьбу с жестоким обращением с задержанными и заключенными и внимательно изучать жалобы на жестокое обращение.

«Что касается основных гарантий против жестокого обращения, то закон все еще не гарантирует право на доступ к адвокату с самого начала ограничения свободы», — отмечается в докладе. Члены Комитета получали сообщения о том, что на практике некоторым задержанным, которых полиция подозревала в совершении уголовного преступления, адвоката предоставляли после первого допроса.

Комитет призвал молдавские власти изменить законодательство, чтобы обеспечить эффективное право на доступ к адвокату лиц, находящихся на попечении полиции.

Что касается права на доступ к медицинской помощи, то перед размещением в СИЗО задержанные проходят медицинский осмотр у фельдшера или в больнице. В этой связи Комитет дал несколько рекомендаций, которые касаются врачебной тайны, тщательности медицинского осмотра и регистрации травм.

Правозащитники при этом положительно оценили улучшение условий содержания в СИЗО, но отметили, что во многих изоляторах временного содержания все еще есть недостатки.

Эксперты Совета Европы назвали удовлетворительными условия содержания в тюрьмах Кагула и Тараклии, и неудовлетворительными — в тюрьме Кишинева. В столичной тюрьме есть проблемы с ремонтом, гигиеной, вентиляцией, доступом к естественному свету и переполненностью некоторых камер. Также во всех трех тюрьмах заключенные неравно распределены по камерам. Это свидетельствует о сильной неформальной тюремной иерархии.

Озабоченность Комитета вызвало также неадекватное распределение медицинских ресурсов в тюрьмах и длительность одиночного заключения как дисциплинарного наказания, которое применяют к некоторым категориям заключенных на срок до 20 дней и на срок до трех дней к осужденным несовершеннолетним.

Эксперты рекомендовали сократить максимальный срок одиночного заключения до 14 дней и отменить эту практику в отношении несовершеннолетних.

Психиатрические учреждения

Кроме тюрем  в Тараклии, Кагуле и Кишиневе, во время своего визита в конце января-начале февраля 2020 года члены Комитета посетили и Кишиневскую психиатрическую больницу, отделение судебно-психиатрической экспертизы в Кишиневе и Центры временного размещения лиц с ограниченными возможностями в Бельцах и Бадиченах.

Большая часть постояльцев этих учреждений, с которыми говорили правозащитники, сказали, что с ними обращаются корректно. В то же время члены делегации выяснили, что в обоих типах медучреждений не хватает санитаров и медсестер.

Эксперты отметили, что психиатрическая больница Кишинева стала работать лучше, хотя там по-прежнему недостаточно оснащенные палаты, а общие туалеты и душевые кабины в плохом состоянии.

Озабоченность членов Комитета вызывала установка камер видеонаблюдения в палатах пациентов отделения судебно-психиатрической экспертизы. Комитет рекомендовал использовать видеонаблюдение, только основываясь на индивидуальных оценках риска.

Большая часть пациентов сообщила, что сотрудники медучреждений обращаются с ними корректно и уважительно. В то же время в кишиневском психиатрическом госпитале правозащитникам рассказали, что персонал давал пощечины, грубо толкал и вербально оскорблял пациентов.

«Руководству этого медучреждения следует сохранять бдительность и напоминать персоналу, что любая форма агрессии, в том числе вербальная, по отношению к пациентам недопустима, и за это предусмотрено наказание», — говорится в отчете.

Материальные условия в отделении судебно-психиатрической экспертизы остались такими же, как и во время предыдущих визитов ЕКПП, «власти не предприняли никаких усилий для исправления суровой и обезличенной физической обстановки», улучшения оснащения палат пациентов и полного отделения санитарных блоков от остальной части помещения.

Социальные учреждения

В Центрах временного размещения для лиц с ограниченными возможностями (в Бельцах и Бадиченах) правозащитники не слышали жалоб на жестокое обращение. Случаи насилия между постояльцами время от времени происходили в обоих учреждениях, но персонал быстро и адекватно решал эту проблему.

Что касается материальных условий, то в обоих учреждениях комнаты жильцов в целом чистые, опрятные, хорошо освещены и проветриваются. Однако некоторые комнаты были переполнены, особенно в Бадиченах.

Отдельное внимание в отчете уделили положению прикованных к постели постояльцев Центра временного размещения в Бадиченах. Эксперты отметили, что их раздевают и моют в присутствии остальных постояльцев. Комитет рекомендует принять срочные меры для обеспечения права этих людей на конфиденциальность. По мнению правозащитников, решением может стать мобильная ширма.

Правозащитники также отметили, что штатное расписание медсестер и санитаров и число работников на смене не позволяет персоналу, несмотря на все усилия, заботиться не только о базовых потребностях пациентов.

Члены Комитета также обратили внимание на то, что постояльцы Центов временного размещения де-факто лишены свободы, при этом их размещение и пребывание в центрах не обеспечено надлежащими правовыми гарантиями.

Правозащитники рекомендовали молдавским властям создать четкую и всеобъемлющую правовую базу, регулирующую принудительное размещение и пребывание в социальных учреждениях.

***

Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания посещает места содержания под стражей в 47 государствах-членах Совета Европы. Правозащитники наблюдают за тем, как обращаются с лицами, лишенными свободы. К таким местам относятся тюрьмы, центры содержания под стражей несовершеннолетних, полицейские участки, центры содержания задержанных иммигрантов, психиатрические больницы и дома социальной помощи. После каждого посещения ЕКПП готовит доклад с выводами и рекомендациями.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: