Центральная избирательная комиссия (ЦИК) уже три недели работает в неполном составе. Из девяти членов утверждено только шесть, и все шесть — от пропрезидентской партии PAS или президента Майи Санду. Как так получилось, куда пропали три кандидата от оппозиции, и сможет ли Центризбирком в таком составе организовать и провести честные и независимые выборы — в разборе NM.
Как назначали новый ЦИК?
Ближайшие выборы в Молдове состоятся 21 ноября. В некоторых населенных пунктах страны в этот день пройдут местные выборы. Их организацией уже вовсю занимается Центризбирком, который работает в новом составе.
Мандат прошлого состава ЦИК истек в июне этого года. Его продлили на 90 дней из-за досрочных парламентских выборов, состоявшихся 11 июля. И вот новый состав парламента на заседании 16 сентября одобрил проект назначения новых членов ЦИК. Правда, назначить удалось лишь шесть членов из девяти. Пятерых предложила фракция партии «Действие и солидарность» (PAS), а шестого — президент Майя Санду.
Депутаты одобрили кандидатуры Александра Берлинского, Анжелы Караман, Серджиу Гурдузы, Людмилы Лупашко и Александра Мустяцэ. Всех их предложила фракция PAS. Вместе с ними депутаты одобрили кандидата, предложенного президентом — Павла Постикэ. Все шестеро принесли присягу в парламенте, пообещав честно выполнять свои обязанности.
При этом парламент не одобрил кандидатов от оппозиции, которым в ЦИК, согласно пропорциональному представительству, досталось три места. Так, выдвиженец от партии «Шор» Вадим Банару не набрал нужного числа голосов. А трех кандидатов от блока ПСРМ-ПКРМ: Василия Постолаке, Виталия Мирона и Лилиана Енчу — решили не обсуждать, так как они сами не явились на заседание, а все депутаты от блока коммунистов и социалистов покинули заседание.
«Мы бы хотели, чтобы в ЦИК были люди, знакомые с избирательной системой, которые доказали, что придерживаются честных правил игры», — прокомментировал частичное назначение состава ЦИК спикер Игорь Гросу.
Кто попал в новый ЦИК?
Итак, сейчас Центральная избирательная комиссия состоит из шести человек. Председателем ЦИК стала Анжела Караман, выдвинутая фракцией PAS. Ранее она занимала пост замдиректора в Центре непрерывного обучения работников избирательной сферы (CICDE и была местным советником в селе Гидигич.
Зампредседателя ЦИК стал Павел Постикэ, которого выдвинула Майя Санду. С 2006 по 2011 годы Постикэ работал в ассоциации Promo-LEX — сначала юристом, а затем программным директором, ответственным за мониторинг выборов.
Секретарь Центральной избирательной комиссии — тоже выдвиженец PAS Александр Берлинский. С 2016 года он возглавляет в ЦИК Управление организации выборов. Также Берлинский был наблюдателем на местных выборах в Украине и на парламентских выборах в Армении, Сербии и Кыргызстане.
В ЦИК также входят Сергей Гурдуза, который уже был членом ЦИК с 2016 по 2021 годы, Людмила Лупашко, с 2020 года занимавшая должность замглавы юридического управления администрации президента, и Александр Мустяца, ранее работавший директором департамента в Фонде Сорос Молдова.
Отметим, что на первом учредительном заседании члены ЦИК избрали лишь председателя, а вопрос об избрании секретаря и вице-председателя перенесли на то время, когда утвердят полный состав ЦИК.
Однако по регламенту у комиссии было 15 суток с начала работы для избрания секретаря и вице-председателя. Поэтому в последний, пятнадцатый день отведенного срока члены ЦИК, так и не дождавшись кандидатов от оппозиции, полностью сформировали руководство комиссии.
Где кандидаты от оппозиции?
После того как на заседании 16 сентября парламент в отсутствии фракции Блока ПКРМ-ПСРМ назначил шесть из девяти членов ЦИК, больше этот вопрос в повестку дня не вернули.
В парламентском большинстве, впрочем, говорят, что ждут кандидатов от оппозиции.
«Если кандидаты в члены ЦИК от оппозиции придут в зал, чтобы депутаты могли их увидеть, то мы ничего не имеем против того, чтобы проголосовать за каждого из них», — сказала NM депутат парламента от PAS Олеся Стамате.
Депутат от фракции Блока коммунистов и социалистов Григорий Новак, в свою очередь, считает, что происходит «очередной захват очередного государственного учреждения». У парламентского большинства, по его словам, есть необоснованные претензии к кандидатам от оппозиции.
«Мы предлагали этим господам встретиться и обсудить: если у них есть какие-то претензии, то пусть их выскажут и предъявят хоть какие-то доказательства. Они нам и во встрече отказали, и кандидатуры не приняли. В итоге все шесть членов ЦИК сейчас, по сути, представители PAS», — сказал NM Новак.
Исполнительный директор Promo-LEX Ион Маноле считает проблемой отсутствие в составе ЦИК представителей оппозиции. «Это создает почву для разных интерпретаций, и дает возможность оппозиции выступать в роли жертвы», — сказал NM Маноле.
Будут ли в Молдове свободные выборы?
Экс-глава Центральной избирательной комиссии Юрий Чокан считает, что некорректно связывать профессиональные способности и человеческие качества членов ЦИК с тем, какая партия их выдвинула.
«Компетентность в вопросах избирательной системы, честность, порядочность — это внутренние качества каждого человека независимо от того, кто его назначил. Есть деонтологический кодекс членов избирательных органов, который утвержден на международном уровне, есть избирательный кодекс, есть, в конце концов, общественная мораль. Я очень надеюсь, что новый состав будет придерживаться этого», — сказал NM Чокан.
В то же время он подчеркнул, что нельзя исключать человеческий фактор, и «нет стопроцентной гарантии непредвзятости того или иного человека». «В нынешней ситуации закон, формальная часть соблюдены, теперь нужно соблюсти профессиональную сторону», — подытожил Чокан.
Исполнительный директор Promo-LEX Ион Маноле сказал NM, что нет никаких препятствий для честной работы этого ЦИК. «Все лица, которые принесли присягу, даже если их назначили политические фракции, обязаны исключить в своей деятельности любое руководство партийной принадлежностью. Мы не видим никаких препятствий для этого: ни юридических, ни моральных», — добавил Маноле.
Политолог Алексей Тулбуре тоже не видит проблемы с нынешним составом ЦИК, однако отмечает, что ситуация станет понятна, когда ЦИК начнет полноценную работу.