«В тюрьмах по-прежнему бывают подозрительные смерти». Адвокаты о решении ЕСПЧ по делу Косована
5 мин.

«В тюрьмах по-прежнему бывают подозрительные смерти». Адвокаты о решении ЕСПЧ по делу Косована

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил, что Сергею Косовану не оказали необходимую медицинскую помощь в тюрьме, а также необоснованно держали под арестом. Об этом на пресс-конференции 23 марта рассказали адвокаты Promo-Lex Вадим Виеру и Николета Хрипливый. Также адвокаты призвали власти улучшить качество медицинской помощи, которую заключенным оказывают в тюрьмах.

Право на свободу

Вадим Виеру отметил, что в Молдове продолжают применять необоснованные аресты. Он подчеркнул, что в тюрьмах «по-прежнему бывают подозрительные смерти». Адвокат напомнил, что состояние Косована значительно ухудшилось в тюрьме. «Мы доказали в ЕСПЧ, что ему не оказали вовремя медицинскую помощь», — сказал Виеру. Также он подчеркнул, что Косовану продлевали арест, несмотря на то, что прокурор просто копировал аргументы из предыдущих ходатайств, но никаких новых аргументов в пользу того, чтобы Косована оставить под арестом, не приводил.

«У прокурора была важная роль в нарушении права истца. Он очень хорошо знал о его проблемах со здоровьем и об абсурдности обвинения», — сказал он.

Виеру напомнил, что в 2018 году судья Сергей Стратан перевел Косована под домашний арест. «Но, как только его освободили, правоохранители сразу же задержали его и поместили под арест [по другому делу]», — сказал Виеру. Он отметил, что Косована освободили только в ноябре 2019 года, его освободили по состоянию здоровья, а в марте 2021 года он умер.

«Прокуроры до сих пор не понимают, что протоколы о задержании и обысках, постановления о задержании — это не доказательства того, что человек опасен [и его нужно задержать] (…) Уважаемые коллеги-прокуроры, вы должны доказывать, что есть риск. Второе, на что обратил внимание ЕСПЧ — очень хитрая попытка прокуроров превысить срок 12 месяцев, в течении которого  человека можно держать под арестом — открыть второе уголовное дело по тому же факту, что и первое (…) Уважаемые прокуроры, ЕСПЧ снова наказал вас за такие ухищрения», — отметил Виеру.

Право на лечение

В свою очередь адвокат Николета Хрипливый отметила, что ЕСПЧ решил, что по отношению к Косовану Молдова нарушила статью 3 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) «Запрещение пыток». Она подчеркнула, что ЕСПЧ отметил в решении, что заключенные имеют право получать медицинскую помощь в том же объеме, в котором могли бы получить ее, находясь на свободе. «К сожалению, тюремная система до сих пор не гарантирует соблюдение этого права», — отметила она. Также ЕСПЧ подчеркнул, что недостаточно того, что арестованного просто диагностировали. «Необходимо, чтобы он получал адекватное лечение и медицинскую помощь», — сказала Николета Хрипливый.
Адвокат отметила, что ЕСПЧ очень редко оценивает качество медицинских услуг, которые получал заключенный. Но в случае Косована ЕСПЧ это проанализировал и подчеркнул, что у тюрьмы 16, где истец получил большую часть лечения, не было аккредитации минздрава. «ЕСПЧ считает, что, независимо от формальной аккредитации, важно, могла ли тюрьма предоставить пациентам необходимую медицинскую помощь», — сказала Николета Хрипливый. По ее словам, ЕСПЧ пришел к выводу, что в тюрьме не соблюдали полностью схему лечения, назначенного Косовану. «Мы постоянно об этом говорили, но нам возражали, что мы не правы и пытаемся ввести в заблуждение [общественное мнение]», — сказала Николета Хрипливый. Она отметила, что правительство Молдовы пыталось доказать в ЕСПЧ, что тюремные врачи могли по своему усмотрению изменять схему лечения в зависимости от состояния заключенного.

«ЕСПЧ подчеркнул, что не ясно, как в тюрьме могли прийти к выводам [о необходимости изменить схему лечения] если там не было гепатолога», — процитировала адвокат решение ЕСПЧ.

Николета Хрипливый подчеркнула, что Косован должен был проходить лечение под постоянным наблюдением, начиная со 2 марта 2018 года. Однако за весь год гепатолог посетил Косована в тюрьме только пять раз. Кроме того, в июне 2018 года врачи рекомендовали перевести Косована на лечение в больницу. «Это выполнили только через год», — отметила Николета Хрипливый.

По ее словам, другая проблема заключалась в том, что Косован не доверял тюремным врачам и просил, чтобы его обследовали в больнице, а не в тюрьме. Кроме того, ЕСПЧ отметил, что, несмотря на то, что одно из решений суда подтвердило, что Косован тяжело болен и его нельзя оставлять под арестом, меру пресечения ему продлевали еще 17 месяцев. Также ЕСПЧ подчеркнул, что ни национальные инстанции, ни правительство, не смогли объяснить, почему в Молдове тяжело больных заключенных могут освобождать из тюрьмы по состоянию здоровья, а арестованных — нет. ЕСПЧ отметил, что такой подход можно считать дискриминацией. ЕСПЧ сослался на решение Совета по предупреждению дискриминации и обеспечению равенства, который признал, что в деле Косована есть дискриминация.
В конце пресс-конференции адвокаты призвали власти улучшить качество медицинской помощи в тюрьмах.

«Важно, чтобы по этому делу обвиняли не врачей, а правительство. Я не говорю об этом правительстве, а обо всех предыдущих. Медицинская помощь в тюрьмах никогда не была для них приоритетом […] Это — преступление, чтобы в XXI веке в тюрьмах умирали люди, которые не получили медицинскую помощь», — сказал Виеру.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: