Мэр столицы Ион Чебан объявил о создании проевропейской партии «Движение национальной альтернативы». Эксперты, однако, считают, что новая партия будет проевропейской лишь на словах.
Что известно о MAN
«У Кишинева есть альтернатива — развиваться», — так заканчивается звучащая в столичных троллейбусах аудиозапись с объяснением причин повышения тарифа на проезд. «Альтернативу» мэр Кишинева Ион Чебан предложил еще под занавес 2021 года, когда анонсировал создание нового «Движения национальной альтернативы» (Mișcarea alternativa națională — MAN). Тогда Чебан не сказал, станет ли это движение основой для создания политической партии. А в феврале этого года заявил, что решение о том, станет ли MAN партией, примет вместе с народом. И отметил: «Для нас была важна реакция народа […] Люди разных политических взглядов посылали нам много сообщений. Все говорили, что это хорошая инициатива».
Спустя полгода, 23 августа, Ион Чебан объявил на брифинге о создании политической партии с тем же названием — MAN. По словам Чебана, полугодовой «перерыв» связан с тем, что после начала войны в Украине надо было заниматься беженцами и реагировать на другие вызовы. Чебан также рассказал, что его партия выступает за европейскую интеграцию и будет работать над модернизацией страны. На вопросы NM, кто из известных лиц войдет в партию, и на какие деньги она будет существовать, Чебан не ответил.
Но сообщил, что с сегодняшнего дня начинается работа «над уставом и программой партии, а также над всем, что связано с ее регистрацией» (для регистрации, кроме устава и программы, у партии должны быть юридический адрес, банковский счет и не менее тысячи членов).
Как «мэр вне политики» вернулся в политику
Во время избирательной кампании на выборах мэра Кишинева осенью 2019 года Ион Чебан говорил, что будет «мэром вне политики». И критиковал бывших мэров за то, что они «превращали мэрию в филиал партии, используя должность мэра как политический трамплин, а не для того, чтобы решать проблемы города.
Ситуация изменилась после прихода к власти летом 2021 года партии «Действие и солидарность» (PAS). Чебан стал активно критиковать новую власть и обвинять ее в противодействии столичной мэрии.
При этом еще в ноябре прошлого года Чебан отвергал возможность своего участия в политике. «Я [как мэр] стучусь во все двери, меня не интересует, кто их откроет — зеленые, желтые или красные. Пока ущемляют интересы жителей Кишинева, мне все равно, как вас зовут, я защищаю интересы рядового человека […] Если вопрос в том, создаю ли я политическую партию, то отвечаю —нет. Я забочусь об интересах жителей города», — сказал Чебан в телеэфире 12 ноября. А 30 декабря объявил о создании «Движения национальной альтернативы».
Как Чебан ушел в самостоятельное «плавание»
Чебан баллотировался в мэры Кишинева от Партии социалистов (ПСРМ), в которой занимал пост секретаря по идеологии. До 2015 года он представлял ПСРМ в парламенте, затем в столичном мунсовете. После победы на выборах Чебан приостановил членство в партии. Но это не помешало ему взять отпуск осенью 2020 года, чтобы участвовать в президентской гонке Игоря Додона. Чебан тогда говорил, что позитивные изменения в Кишиневе произошли благодаря тесному сотрудничеству мэрии с парламентом, правительством и администрацией президента Додона (социалисты тогда создали неформальное парламентское большинство с партией «Шор» и назначили правительство Иона Кику).
После того как Чебан объявил о создании «Движения национальной альтернативы», Додон сказал, что его это не удивило, и отметил, что считает Чебана одним из лучших мэров столицы за последние годы.
После сегодняшнего брифинга Чебана исполнительный секретарь ПСРМ Влад Батрынча сказал NM, что создание партии — это личное решение мэра, которое «ПСРМ приняла к сведению». А у ПСРМ, по словам Батрынчи, «стабильная команда и идеология, своя повестка и ответственность перед избирателями, так как социалисты не отступают от заявленных принципов».
Депутат от ПСРМ Богдан Цырдя тем временем предположил в своем Телеграм-канале, что по Чебану и его окружению «будет нанесен медийный удар», а затем за дело возьмутся «черные прокуроры» Майи Санду.
Будет ли MAN проевропейским
Будучи членом ПСРМ, Чебан вместе с партией выступал за сближение Молдовы с Россией. В 2014 году во время видеомоста Москва — Кишинев — Киев «Государственная политика в отношении нацменьшинств и безопасность Черноморского региона» Чебан говорил, что Молдову силой «пытаются втянуть в так называемый процесс евроинтеграции», при этом большая часть молдавского народа считает, что «Молдова должна держать курс на Восток». В 2017 году, отвечая на критику в адрес Додона находящейся тогда у власти Демпартии, Чебан сказал: «ДПМ еще не поняла, что у Молдовы президент, избранный народом, воплощающий в жизнь желания граждан. А больше половины из них считают, что Молдова должна вступить в Евразийский союз. Власти тайком заключили Соглашение об ассоциации с ЕС, люди не понимают, что они там подписали и до сих пор не видят никакой пользы».
Эксперты и сейчас склонны считать, что Ион Чебан — не проевропейский политик. По мнению политолога Вячеслава Бербеки, MAN станет партией, которая лишь на словах будет проевропейской: «В действительности партия будет сильно зависеть от пророссийского электората и, думаю, будет смотреть в сторону России». По словам Бербеки, Чебан воплощает новый образ пророссийских политиков, которые «занимают более умеренную позицию, хорошо владеют румынским языком и выступают реформаторами». Бербека не верит, что MAN станет проевропейской партией. «Доказательством этому может служить тот факт, что он не осудил войну в Украине. Если человек молчит, значит, на то есть причины», — отметил Бербека.
Исполнительный директор Watch Dog Валерий Паша считает, что после президентских выборов 2020 года «московские кураторы» поняли, что они не могут выиграть выборы на откровенно пророссийской риторике, и решили, что им нужен центристский политик, который может понравиться всем. «Чебан — это человек, который говорит все что угодно, кому угодно, лишь бы это было выгодно с политической точки зрения», — считает Паша. По его мнению, Чебан будет совмещать «и проевропейскость, и кремлевские нарративы разделения общества». «Он совместил заботу об украинских беженцах с тем, что, не признав агрессию, по сути, ее поддержал. Он будет говорить, что не занимается геополитикой, и будет издеваться над журналистами, не отвечая на неудобные вопросы. То есть он — обычный оппортунист, как Додон или Мариан Лупу», — считает Паша. По его словам, чтобы проверить «проевропейскость Чебана», ему стоит задать лишь один вопрос: «Ваня, чей Крым?»
Какие прогнозы дают эксперты
Валерий Паша отметил, что пока рано делать прогнозы о будущем партии Чебана: «Они пока не ответили ни на один вопрос. Пока не понятно, кому они могут понравиться, а кому — нет».
Вячеслав Бербека между тем считает, что у MAN есть все шансы стать партией, которая будет влиять на политику в Молдове. Для этого, по словам эксперта, у Чебана есть «хороший трамплин в виде мэрии». К тому же какую-то часть проевропейского электората Чебану все-же удалось убедить: «Он выиграл выборы в столице, а, значит, за него голосовал и проевропейский электорат». При этом Бербека считает, что партия Чебана будет играть больше на пророссийском фланге и «бодаться» с ПСРМ. «Но вряд ли у них получится занять место какой-либо проевропейской партии», — уверен эксперт.