Готова ли Молдова вновь закупать газ у «Газпрома»? Сколько газа уже запасли на зиму и снизят ли тарифы? Что власти будут делать, если прекратится транзит газа через Украину? И способна ли вообще энергосистема Молдовы функционировать без режима ЧС? Об этом и многом другом министр энергетики Виктор Парликов рассказал в интервью корреспонденту NM Евгению Чебану.
«Не исключено, что мы будем покупать газ у «Газпрома»
Недавно в Кремле и «Газпроме» вновь напомнили о том, что Россия поставляет газ в Молдову. Это было вроде как ответной реакцией на ваши слова о том, что правобережная Молдова российским газом больше не пользуется и в нем не нуждается. Почему, по-вашему, Москва вдруг решила напомнить о таких вполне очевидных вещах?
Не знаю, почему решили именно сегодня сказать именно то, что все уже и так знают. Я никогда не отрицал того, что «Газпром» поставляет газ в приднестровский регион. Я всегда подчеркивал, что на правобережном рынке мы не зависим больше от газовой монополии «Газпрома». То есть для Правого берега мы покупаем газ по рыночным ценам.
И, конечно, никакие рыночные цены не могут конкурировать с тем, что газ поставляется де факто бесплатно в приднестровский регион. Ну, он [Тирасполь] просто не захочет, не сможет нигде больше покупать газ по рыночным ценам.
О Приднестровье мы еще поговорим. Хочу спросить вот что: исходя из формулы, закрепленной в контракте с «Газпромом», цена закупки в октябре значительно выше той, по которой молдавское госпредприятие Energocom сегодня закупает газ из других источников.
Во-первых, не надо забывать, в каких условиях мы заключили этот контракт. С тех пор многое изменилось. И я бы хотел объяснить читателям, насколько вперед мы ушли за это время, и почему сегодня у нас ситуация гораздо лучше, чем раньше, с точки зрения и безопасности, и цен.
Когда в октябре 2021 года мы подписывали этот контракт, у нас не было других альтернатив. Нам предложили условия, которые мы либо принимаем, либо не принимаем, но альтернатив у нас не было. За это время мы сумели существенно диверсифицировать источники. С декабря прошлого года мы не закупаем, подчеркиваю, для Правобережья, газ у «Газпрома». Это дает возможность выбора поставщиков, выбора цен. При этом мы все равно используем формулу цены на газ в контракте с «Газпромом», как референтную цену.
И я не исключаю, что «Газпром» будет искать возможность поставлять газ в Молдову. На Левый берег, понятно, никто, кроме «Газпрома», поставлять не согласится. Но не исключаю, что они будут искать возможность поставлять газ и на Правый берег. Но только уже по более низким ценам. Именно потому, что теперь у нас есть возможность выбирать.
А Молдова готова покупать сейчас газ у «Газпрома»?
Мы на сегодня не отказались полностью от того, чтобы закупать газ у «Газпрома». И когда я затронул эту тему весной, я не говорил, что мы никогда больше не будем закупать газ у «Газпрома» для Правобережья. Но сейчас есть выбор. И если нам предложат хорошую цену, и если эта цена не будет связана с какими-то политическими условиями и рисками в отношениях с Евросоюзом и так далее, и так далее.
Опять же, сейчас мы закупаем газ на европейском рынке, а «Газпром» до сих пор там продает часть своего газа. Не исключаю, что и мы, если будет хорошая цена, станем покупать у «Газпрома». Но, повторюсь, это будет уже наш выбор, а не навязанные какие-то условия.
«Если этот газ и был российский, мы этого не знаем»
Многие европейские страны отказались от российского газа, в том числе из политических соображений, из-за того, что Россия начала войну в Украине. Молдова готова покупать газ у «Газпрома» во время войны?
Еще раз говорю, на сегодняшний день у нас нет ни предложения с другой ценой от «Газпрома», ни каких-то обсуждений на этот счет. И еще раз повторюсь — мы не исключаем в принципе возможность закупки газа у «Газпрома», но, опять же, это будет на условиях, аналогичных тем, которые применяют страны Евросоюза.
Мы пытаемся включиться в общий рынок Евросоюза. До сих пор, если вы заметили, мы не покупали газ за пределами ЕС. Но я не исключаю, что когда-нибудь будем покупать. Не исключаю, что мы будем завозить газ танкерами до какого-нибудь терминала СПГ и перекачивать его в Молдову. Я этого не исключаю, но до сих пор мы закупали газ на европейском рынке. И опять же, если этот газ был российский, мы этого не знаем. Там у трейдеров нет флажков, указывающих на происхождение газа.
То есть вполне возможно, что мы покупали у европейских трейдеров, в том числе, российский газ?
Скажем, не могу ручаться, что по всем контрактам, которые мы заключили, не было российских молекул. Но, повторюсь, мы закупали по ценам лучше, чем рассчитанные по формуле в контракте с «Газпромом». Получается, что «Газпром» поставляет нам газ через посредников дешевле, чем напрямую. Так это выходит в понимании наших критиков. Но мы не можем физически ручаться за то, что на европейском рынке не будет никогда газпромовского газа.
На какое время хватит газа, который Молдова закачала в хранилища?
Посмотрим. Того, что есть в хранилищах, и того, что уже законтрактовано, хватит примерно до середины января. Но мы продолжаем проводить тендеры на закупку. Цель— покрыть потребление до конца холодного периода, даже до конца апреля.
«Сейчас я не могу обещать снижение тарифа»
Давайте немного поговорим о тарифах. Глава Moldovagaz Вадим Чебан назвал несколько условий для снижения тарифа. Речь шла о цене закупки в четвертом квартале, а также о покрытии всех тарифных отклонений Moldovagaz. Как вы считаете, будут ли предпосылки для снижения тарифа перед отопительным сезоном?
Мы планировали, что к концу сентября — началу октября закупим необходимый объем на всю зиму. Но цены, к сожалению, в последние несколько недель поднялись выше наших целевых показателей. Поэтому в сентябре, если не ошибаюсь, заключили только один контракт по цене 35€ за мегаватт час. Это примерно $400 за 1000 кубов плюс стоимость закачки и т.д. Вышли на 430 $ за 1000 кубов и пытались выйти еще на те же ценовые показатели. Посмотрим, может, сейчас получится докупить, потому что на самом деле сейчас нет предпосылок для существенного роста цен на газ.
Так вы считаете, получится снизить тариф или нет?
Сейчас я не могу обещать снижение тарифа. Об этом можно будет говорить более предметно в зависимости от того, какие объемы и по какой цене мы купим. Пока что мы в рамках показателей [цены закупки и других] действующего тарифа. Если получится закупить большие объемы по хорошей цене, то, конечно, будут предпосылки для снижения.
Уже известно, что компенсации этой зимой сохранят. А в каком объеме? Это будет похоже на прошлый год?
Тариф в прошлом году был больше. Пока что решение [о компенсациях] обсуждается, и министерство соцзащиты пытается эти механизмы настроить. Но в этом году тарифы для уязвимых слоев будут, безусловно, ниже, чем в прошлом году.
То есть граждане будут платить за отопление и газ не больше, чем в прошлом году?
За газ точно и за отопление тоже. Потому что, опять же, тарифы этой зимой будут ниже. Плюс компенсации сохранятся. Я думаю, точно никто не будет платить больше. Скорее всего, все будут платить меньше. Надеюсь, что получится сделать так, чтобы платили значительно меньше. Но пока что не могу этого обещать.
«На мой взгляд, это был больше информационный вброс»
В продолжение темы закупки газа: на днях турецкая госкомпания BOTAS объявила (цитирую) о «гигантской сделке» на поставку газа в Молдову. Контракт заключили с малоизвестной молдавской частной компанией East Gas Energy Trading. И все бы ничего, если бы не заявленные объемы поставки — 2 млн кубов в день или 60 млн в месяц. Это практически все потребление Правого берега Днестра.
На прошлой неделе на наш запрос вы ответили через пресс-службу, что не знаете, для кого предназначен этот объем. А теперь есть понимание, что это такое?
Давайте начнем с контекста. Одно из наших больших достижений за последние два года — это возможность выбирать поставщика. Причем эта возможность появилась не только у государственной компании Energocom, эта возможность есть у каждого потребителя. Мы приветствуем либерализацию рынка, мы рады увеличению на рынке числа поставщиков, которые будут поставлять газ как можно дешевле. Конечно, на рынке должна быть здоровая конкуренция. То есть надо понимать, откуда этот газ и т.д. и т.д. Это нормальные практики Евросоюза. Теперь вопрос. На сегодня эта компания, насколько я понимаю, кроме пресс-релиза, ничего не предприняла: в Молдову, насколько я знаю, этот газ из Турции не идет.
Во всяком случае в таких объемах. На мой взгляд, это был больше информационный вброс. Опять же, для компании BOTAS 2 млн кубов в сутки — это явно не гигантская сделка, это, ну, мелочь. Для Молдовы это, конечно, существенный объем.
Теперь давайте немного об электроэнергии. Недавно Energocom продлил на месяц контракт с МолдГРЭС на покупку электроэнергии. Скажите, почему только на месяц? Ведь раньше получилось договориться на полгода.
Мы и сейчас пытались договориться на более длительный срок, но еще не до конца договорились. Поэтому временно продлили на месяц. Чтобы, грубо говоря, выиграть время.
Есть риски, что через месяц контракт не будет продлен?
Риски всегда есть, но все стороны прекрасно понимают последствия подобных шагов. Поэтому я думаю, что вероятность того, что сделки не будет, крайне низка.
А тариф на электроэнергию изменится или останется тот же?
Опять же, если продлим [контракт с МолдГРЭС], и на газ останется тот же тариф, тариф на электроэнергию вряд ли изменится. Во всяком случае повышения тарифа мы не ожидаем, а если будет возможность, конечно, НАРЭ рассмотрит вопрос снижения.
«Пока базовый сценарий такой: газ будет до конца 2024 года»
Поставки электроэнергии МолдГРЭС на Правый берег неразрывно связаны с поставкой бесплатного (в кавычках) газа в Приднестровье. А что будет с этими поставками после 31-го декабря 2024 года, когда закончится транзитное соглашение между Украиной и Россией? А может, есть вероятность, что поставка газа в Приднестровье прекратится до этой даты?
Риски того, что поставки могут прекратиться и до этой даты, всегда существуют. Опять же, повторюсь, у «Газпрома» есть юридическое право расторгнуть контракт с Moldovagaz в любой момент. Украина может запретить транзит российского газа полностью или транзит в Приднестровье. Есть немало вариантов, при которых эта сделка прерывается. Это в теории может сделать и Кишинев. Не напрямую правительство, а Moldovagaz. Но пока мы, как базовый сценарий, рассматриваем тот, что газ будет до конца 2024 года. Это не значит, что мы не прорабатываем сценарий, что газа не будет. Мы понимаем, что после этого лишь несколько месяцев приднестровский регион сможет более или менее нормально функционировать.
Мы понимаем, что электричества для Правобережья не будет практически сразу. Поэтому мы прорабатываем сценарии, что нужно будет помогать Левобережью. Нужно будет помогать, потому что там 250-300 тыс. человек, подавляющее большинство из которых граждане республики Молдова, о которых надо будет позаботиться.
Допустим до конца 2024 года газ будет поступать, а что будет после этой даты? Что будет делать Кишинев? Будет помогать «Газпрому» искать альтернативные маршруты поставки газа в Приднестровье? Или, может быть, воспользуется ситуацией, чтобы реинтегрировать страну?
Диалог с приднестровскими, скажем так, коллегами, с приднестровскими элитами нужно вести и нужно вести уже сейчас. Разговоры о реинтеграции думаю, далеко не преждевременны. Другое дело, что это, конечно, значительно превышает портфолио министерства энергетики. Я могу сказать, что с точки зрения энергетики есть возможность обеспечить приднестровский регион газом и электроэнергией, даже если не будет де факто бесплатного газа из России.
Да, но на это потребуются большие деньги…
Да, это существенные затраты.
А в работе Молдавской ГРЭС, расположенной на берегу Кучурганского лимана, есть смысл без российского бесплатного газа?
По расчетам, которые есть у нас, и по тем цифрам, которыми мы оперируем во время переговоров, в том числе приднестровская сторона, они [МГРЭС] не будут конкурентоспособными, если будут платить за газ по рыночной цене. В пиковые нагрузки они, может быть, конкурентоспособны. Но это же не станция, которая может заниматься балансированием системы. Там 200-мегаваттные блоки. Их нельзя просто так включить-выключить.
«Предложение, которое мы сделали «Газпрому», вполне обоснованное»
Давайте поговорим тогда о сложных взаимоотношениях Молдовы с «Газпромом». Вы передали, так понимаю, «Газпрому» отчет аудиторов об историческом долге перед «Газпромом» и проект некоего мирового соглашения, в котором фигурировали $8,6 млн, которые Кишинев готов заплатить. Но позже российское издание «Коммерсантъ» назвало другую цифру — $153 млн в обмен на тот же взаимный отказ от претензий. Так о какой сумме речь?
Цифра [«Коммерсанта»] точная, с валютой ошиблись. Видимо, кто-то им дал посмотреть наш проект, мы его не публиковали. Мы сообщили о сути, но сам документ конфиденциальный. Видимо, кто-то его «слил» в «Коммерсант». И вместо 153 млн леев написали 153 млн долларов.
В «Газпроме» на ваше предложение заявили, что всеми возможными способами будут добиваться возмещения всего заявленного ранее долга (более $700 млн.). Это единственная публичная реакция, которую мы видели. Вы получали какой-то ответ? Не публичный, может быть.
Никаких официальных документов пока не было. Было публичное заявление. Но дальше есть рабочие процедуры. Мы представили российской стороне отчет аудиторов, как и договаривались в октябре 2021 года. Результаты отчета должен утвердить наблюдательный совет Moldovagaz. Мы предложим включить этот вопрос в повестку заседания совета.
Посмотрим, какова будет реакция «Газпрома» (владеет мажоритарным пакетом Moldovagaz. — NM). Если «Газпром» не согласится на наше предложение, ему придется искать возможности каким-то образом взыскивать эти долги. То есть, если они не захотят договариваться, то в любом случае пойдут в арбитраж.
Другими словами, вы хотите сказать, что мяч сейчас на их стороне?
Мяч полностью на стороне «Газпрома». Пока, кроме заявлений, не было никаких действий со стороны «Газпрома» — юридических или другого характера.
Вы не раз говорили о том, что хотели бы избежать судов и договориться. Если «Газпром» не согласится на переговоры и, например, обратится в суд…
Ну, будем судиться.
То есть правительство выдвинет встречные требования «Газпрому»?
Опять же, там уже — да, если доходит до суда, то можно судиться.
Как вы сами оцениваете шансы все-таки достигнуть договоренности с «Газпромом»?
Я вообще считаю, что ту работу, которую провели аудиторы, те результаты и аргументы, которые они привели, достаточно убедительны. То есть у нас будет довольно сильная позиция, если мы дойдем до суда. Поэтому я считаю, что предложение, которое мы сделали «Газпрому», вполне обоснованное.
А правительство готово пойти навстречу «Газпрому» и выплатить больше, чем вы предложили?
Смотря в обмен на что.
Представим, что «Газпром» приходит и говорит, что хочет не 8 млн, а 80 млн, и тогда забываем о взаимных претензиях.
Ну, давайте смотреть. А 80 млн откуда? Почему 80? Как их аргументировать? Я вообще считаю, что вести переговоры не зазорно.
Еще такой вопрос. Наш энергетический сектор вообще может существовать без режима чрезвычайной ситуации?
Мы вышли на то, что он уже может существовать. Но, во первых, нужно понимать, что и на международных рынках ситуация была атипичная. Чтобы вы понимали, даже страны, в которых уже зрелый энергетический рынок, прибегли к мерам не рыночным, абсолютно не рыночным.
Мы тоже в этих условиях применяли не типичные регуляторные меры, а экстраординарные регуляторные меры. И это нормально. Параллельно мы выявляли те узкие места, те дыры в законодательстве, которые не давали справляться с какими-то внештатными ситуациями. И когда будет усовершенствовано законодательство и начнет функционировать обновленное законодательство, в том числе вот эта «поправка на справедливость» (обязательство потребителей выплачивать тарифные отклонения при смене поставщика), тогда зачем ЧС?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.
Хотите поддержать то, что мы делаем?
Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.
Поддержи NewsMaker!