Война у ворот
Есть ли у Молдовы армия, чтобы защитить страну?
Может ли Молдова стать «вторым фронтом» войны в Украине, и готова ли к этой угрозе молдавская армия? Эти вопросы стали особенно активно обсуждать в стране и в мире после недавних инцидентов в Приднестровье. Молдавские власти уверяют, что риск вовлечения страны в войну невелик. Но при этом договариваются с внешними партнерами о помощи в укреплении обороноспособности армии. NM разбирался, насколько реальна угроза, способна ли молдавская армия защитить страну, и что можно предпринять, чтобы сдержать или избежать возможной агрессии.
В Стратегии национальной безопасности Молдовы, принятой в 2011 году, говорится, что риск вооруженной агрессии против Молдовы очень невелик.
Поэтому, как отмечается в документе, оборонная политика государства будет направлена на развитие военного потенциала, который поможет «сдержать и при необходимости отразить вооруженную агрессию, а также проводить оборонительные операции, контролировать воздушное пространство, помогать населению при чрезвычайных ситуациях и участвовать в миротворческих миссиях».

Армия

Об эффективности и профессионализме молдавской армии не раз высказывались первые лица Молдовы и министры обороны. NM собрал подборку цитат за последние 17 лет.
Владимир Воронин
президент, 2005 год
«Сейчас национальная армия находится на очень ответственном этапе реформ и модернизации своей структуры».
Валерий Плешка
министр обороны, 2006 год
«Финансирование покрывает лишь 35% потребностей армии».
Владимир Воронин
президент, 2007 год
«Молдавская армия абсолютно бесполезна. Молдова не собирается ни с кем воевать. Не нужно тратить деньги на современное оружие для солдат, не нужно повышать численность вооруженных сил».
Виталий Маринуца
министр обороны, 2012 год
«Нейтралитет страны — дорогое удовольствие. Затраты на содержание вооруженных сил нейтральной страны — не 0,3-0,5% ВВП, как у нас сейчас, а намного выше — около 1,5%, а то и 2% ВВП».
Михай Гимпу
и.о президента, 2012 год
«Армия Молдовы должна быть деполитизированной, а число военнослужащих необходимо увеличить».
Виорел Чиботару
министр обороны, 2015 год
«Армию необходимо модернизировать, но никакие реформы невозможны до тех пор, пока государство будет выделять на армию суммы, которых хватает только на провиант».
Евгений Стурза
министр обороны, 2018 год
«Молдавские военные должны перенимать опыт государств, которые участвовали в вооруженных конфликтах».
Виктор Гайчук
министр обороны, 2020 год
«Численность войск сейчас — 5 тыс. И это оптимальное число. Еслие ще сократить, это будет уже не армия, а батальон для обеспечения «чего-то».
Майя Санду
президент, 2021 год
«Армия играет важную роль в обеспечении независимости и территориальной целостности Молдовы. Нужно довести до конца ее реформирование».

Финансы

Одна из постоянных проблем молдавской армии — недофинансирование. На содержание армии выделяют примерно 0,36% ВВП Молдовы. Это один из самых низких показателей в Европе.

В 2012 году тогдашний министр обороны Виталий Маринуца даже поднял вопрос об аукционах по продаже военного снаряжения, чтобы собрать финансовые средства на нужды армии.

За последние 10 лет бюджетные расходы на армию составили 5,6 млрд. леев. Но за это время ежегодные расходы на армию выросли в четыре раза: с 223 млн леев в 2011 году до 914,5 млн в 2021 году.
Учения молдавских солдат на полигоне Бульбоака.

Источник: army.md
На что армия тратила деньги последние четыре года:

По данным минобороны, 402 млн леев израсходовали на закупки: на провизию —115 млн леев, ремонт зданий — 103 млн леев, на ремонт и содержание автомобилей и бронетехники —14,6 млн леев.

В полтора раза больше — 639,5 млн леев минобороны потратило на содержание «руководящих органов» и логистику, 1,2 млрд. леев — на содержание сухопутных и воздушных войск.

Кадры

Еще одна проблема — кадры. Сколько сейчас служащих в армии, кто из них служит по контракту, кто — по призыву, сказать сложно. В минобороны такие данные не дают, но министры обороны высказывались и об этом.

В начале нулевых годов численность Национальной армии составляла около 8,5 тыс. человек. В 2007 году по решению парламента численность армии сократили до 6,5 тыс. (+2,3 тыс. гражданских).

Сейчас, судя по данным Международного института стратегических исследований, численность армии едва превышает 6 тыс. человек.
Источник: army.md
В конце 2021 года начальник генштаба нацармии Эдуард Охладчук отмечал, что в министерстве намерены отказаться от обязательной воинской службы. Он также выступил за сокращение срока службы до 4,6 или 9 месяцев. При этом он подчеркнул, что «ни в коем случае не согласен» с сокращением числа солдат в армии: «Если сегодня стране не угрожает опасность, это не значит, что она может не возникнуть завтра. Где тогда нам взять обученных солдат?».

Модернизация

Многие годы руководители министерства обороны говорили о необходимости модернизации армии, чтобы она соответствовала определенным стандартам. Но на это не хватало средств из-за скудного финансирования.

В исследовании института общественных политик, проведенном в 2018 году, говорится, что модель финансирования молдавской армии «не позволяет развивать и модернизировать ее ускоренными темпами, чтобы укреплять ее военный потенциал и способность реагировать на угрозы национальной безопасности».

Международный институт стратегических исследований в ежегодном отчете об обороноспособности государств характеризует армию Молдовы так:

«Главная роль вооруженных сил Молдовы заключается в поддержании территориальной целостности, хотя их численность говорит о том, что они не смогут оказать более чем символическое сопротивление решительно настроенному противнику […]

Вооруженные силы получают скромное количество оборудования в рамках инициативы НАТО по наращиванию оборонного и связанного с ним потенциала безопасности […] В стране нет оборонно-промышленного потенциала, кроме базового обслуживания военной техники».

Молдавские миротворцы в Косово

Источник: army.md
Современной военной техники, да и вообще техники, у молдавской армии очень мало. Судя по рейтингу военной мощи, который ежегодно составляет Global Firepower, Молдова занимает 94 место среди 142 стран. Согласно этому же рейтингу, в Молдове 19 тыс. военнослужащих: 6 тыс. — активный персонал, 12 тыс. — резервисты, 1 тыс. — военизированные структуры (карабинеры).

На вооружении военно-воздушных сил Молдовы, по неофициальным данным, может находиться 21 единица военной техники, большая часть которой (17 единиц) советского производства. Согласно рейтингу, техническое состояние половины этой техники— ниже среднего. Речь идет о четырех советских ударных вертолетах Ми-24 и двенадцати советских многоцелевых Ми-8MT. Кроме того, на вооружении находится один советский военно-транспортный самолет Ан-26 и четыре чешских учебно-тренировочных самолета L-39.

Инспектирование военной техники в Унгенах

Источник: army.md
Сухопутные войска могут иметь в своем распоряжении около 390 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, в основном советского производства, 11 самоходных артиллерийских систем и 69 буксируемых, 25 реактивных систем залпового огня.

Инспектирование военной техники в Унгенах

Источник: army.md

Угроза

После того как в конце апреля резко обострилась ситуация вокруг Приднестровья, о возможных рисках в ситуации войны в Украине и боеспособности молдавской армии высказались президент, спикер парламента и министр обороны.
Майя Санду,
президент Молдовы
«Наша армия осталась без оснащения, без военной техники. И сейчас мы остро ощущаем последствия […] Политический класс не уделял достаточно внимания развитию оборонных возможностей Молдовы, которые могли бы противостоять нынешним испытаниям […] Сильная и хорошо оснащенная армия дает стране свободу действий, уверенность в себе и стратегический выбор […] Инвестиции в армию необходимы, это важно для государства, инфраструктуры, безопасности. Молдова должна перенять опыт укрепления вооруженных сил других нейтральных государств».
Игорь Гросу,
спикер парламента
«Какими бы большими или маленькими мы ни были, все равно должны выполнять долг перед своим домом. Если мы хотим, чтобы нам кто-то помог или замолвил за нас слово, этот кто-то, этот партнер должен видеть, что мы, живущие в этом доме, готовы и хотим защищать свой дом. И мы будем занимать эту позицию, мы сделаем все, чтобы защитить свой дом».
Анатолий Носатый,
министр обороны
«Армия Молдовы была и остается готовой к выполнению своей основной миссии защиты страны. Мы как военные, как должностные лица военной структуры, сделаем все возможное, чтобы защитить целостность и безопасность страны».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров тогда заявил, что Молдове «следует беспокоиться», так как ее «втягивают в НАТО».

В этот же день министр Носатый встретился с американским сенатором Стивом Дэйвсом, с которым обсудил помощь США «в модернизации молдавской армии».

4 мая глава Евросовета Шарль Мишель, прибывший в Кишинев, заявил, что Европейский союз намерен оказать Молдове военную помощь, чтобы усилить безопасность республики. В МИДЕИ уточнили, что речь не идет о поставках летального оружия.

Что говорят эксперты

«Любая военная агрессия должна получить отпор»

Чтобы предупредить или подготовиться к угрозам безопасности, молдавские власти должны провести работу по трем направлениям, считает эксперт Германского института международной политики и безопасности, бывший госсекретарь минобороны Молдовы Думитру Мынзэрарь.

Первое направление — это политика сдерживания, которая заключается в неких «сигналах», посылаемых публично или через дипломатические каналы, сказал Мынзэрарь: «То есть надо убеждать Россию, что в случае агрессии Молдова будет защищаться, используя свои вооруженные силы и мобилизуя население […] Эти заявления следует поддержать соответствующими действиями для укрепления национальной обороны».

Второе направление, по словам эксперта, психологическая подготовка населения.

«Третье —последовательное укрепление обороноспособности страны в партнерстве с западными странами и на двусторонней, и на многосторонней основе. При этом надо фокусировать внимание на развитии боеспособности армии и других структур», — отметил эксперт.

Исполнительный директор Центра информирования и документирования НАТО Елена Мырзак затруднилась ответить на вопрос об уровне обороноспособности молдавской армии. При этом она считает, что многое зависит от сценария развития возможного конфликта, но ко многим сценариям молдавская армия «технически не готовы». «Все эти годы мы только разрушали то, что у нас было, и никак не укрепляли свою оборону», — добавила Мырзак.

Исполнительный директор Европейского института политических исследований, экс-министр обороны Виорел Чиботару, в свою очередь, отметил, что одна из политический сил страны делала все возможное, чтобы препятствовать развитию армии. Он тоже уверен, что в нынешних обстоятельствах Молдова недостаточно подготовлена к потенциальным военным угрозам. «[У Молдовы] должны быть развитые вооруженные силы. Это значит и воздушный флот, и морской флот, и ракетный, а не только сухопутные войска. Если смотреть на вооруженные силы с этой точки зрения, то у Молдовы этих [вооруженных] сил нет, есть только национальная армия, которая состоит из трех сухопутных бригад, дивизиона артиллерии и инженерно-технического батальона», — отметил Чиботару.

Молдавская армия, добавил он, не соответствует всем требованиям и уровню сегодняшней угрозы, но какой бы армия ни была, она создана, чтобы защищать граждан: «И любые действия, которые могут быть расценены как военная агрессия, должны получить отпор национальной армии, независимо от уровня ее готовности и отсутствия или наличия у нее вооружений».

«Нейтралитет нам уже не поможет, как не помог Украине»

Система артиллерии 2A-36
Исполнительный директор Центра информирования и документирования НАТО Елена Мырзак считает, что Молдове может помочь противостоять возможной агрессии «четкий посыл», о котором говорил и Мынзэрарь. Первые такие заявления, отметила она, стали звучать недавно, и это значит, что в ближайшем будущем оборонная политика Молдовы может претерпеть изменения. «Нейтралитет — это просто фейк. Долгие годы мы говорили, что мы — нейтральная страна и нам ничего не угрожает, что нет никаких военных рисков, что армия нам не нужна и воевать не с кем. Нейтралитет нам уже не поможет, как он не помог Украине. У таких государств, как Россия, есть свои планы, и эти планы сложно разглядеть или предугадать», — считает Мырзак.

Она уверена, что Молдове надо было заранее готовиться к таким сценариям. А единственное, что сейчас можно сделать — это создать даже не оборонительные, а сдерживающие факторы. «Может быть, на нас никто и не нападет, но нужно эти факторы создавать. Противник, прежде чем напасть, подумает, стоит ли оно того».

По мнению Виорела Чиботару, в нынешней ситуации есть краткосрочные меры, к которым власти могли бы прибегнуть: «Надо закупить все необходимое для обеспечения обороноспособности. Речь идет о военной технике, современном вооружении (легком и стрелковом), противотанковом вооружении».

По словам Елены Мырзак, сейчас, кроме того, самое время создать крепкую военную дипломатию, с помощью которой власть продвигала бы месседжи о необходимости «сдерживающих инструментов». Эти инструменты можно развить, в том числе, активизируя сотрудничество с ЕС, НАТО и другими организациями. «И, если мы не будем стимулировать спрос на это сотрудничество, нам не помогут. Не придут и не скажут: давайте мы вам сами поможем. Это так не работает», — отметила Мырзак.

Такая позиция Молдовы на протяжение 30 лет сотрудничества с НАТО привела к тому, что «мы не смогли извлечь все плюсы из этого сотрудничества», добавила эксперт.
Текст и оформление: Денис Дерменжи
Главное фото: army.md
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: