«Вокруг меня война». Три истории жителей Израиля о том, что сейчас происходит в стране
7 мин.

«Вокруг меня война». Три истории жителей Израиля о том, что сейчас происходит в стране

Идет пятый день обострения израильско-палестинского конфликта. Израильские власти сообщают, что в результате нападения ХАМАС убиты более 1200 израильтян. В ответ Армия обороны Израиля наносит массированные удары по сектору Газа, находящемуся под контролем ХАМАС.

NM пообщался с тремя жителями Израиля о том, что сейчас происходит в их населенных пунктах и каково это — по несколько раз в день спускаться в бомбоубежище и терять знакомых на этой войне.

NM планирует также опубликовать взгляд на происходящее в регионе жителей палестинских территорий и о жизни в секторе Газа и Западном берегу Иордана, по которым в ответ на атаку ХАМАС наносит удары израильская армия.

«Никогда не знаешь, что и когда увидишь»

Елена, 27 лет, переехала в Израиль в прошлом году, до этого 12 лет жила в Санкт-Петербурге:

Я живу в центре Израиля, в городе Бат-Ям (город на побережье Средиземного моря к югу от Тель-Авива — NewsMaker).

Вокруг меня — война. Я всем пытаюсь объяснить, что это не та война, к которой мы привыкли. По сравнению с субботой, первым днем вторжения, все, конечно, уже гораздо спокойней. У меня ощущение, что вернулся коронавирус. Все сидят дома, работает только что-то необходимое, но при этом иногда еще летают ракеты и слышны взрывы.

У меня в квартире слышны взрывы, которые происходят на границе, слышно, как там бомбят, как летают истребители (или что у нас летают?). Война ощущается в воздухе — даже если сейчас ты в прямом смысле не видишь ее из окна.

Я работаю в службе доставки и могу сказать, что новости однозначно сделали свое дело. В магазинах сметают вообще все. Но вот продуктовый апокалипсис, когда магазины действительно опустели, случился только вчера. Но это произошло еще и потому, что в Израиле до субботы были праздничные дни, когда все много готовят — думаю, с учетом всех факторов просто еще не успели наладить нормальную поставку еды.

Я не ощущаю дефицита чего бы то ни было. Но знаю, что позавчера уже был случай драки в магазине — за бутылки с водой. Но это, скорее, исключение.

Я не планирую уезжать. Возможно, это какая-то слепая вера в страну. Израиль обычно не воюет долго и масштабно, именно как страна. То есть все происходит на границах, центр обычно сильно не затрагивает. Я знаю несколько человек, которые улетели. Но они улетели, потому что у них дети.

Вы спрашиваете, как я себя чувствую? На самом деле вчера я пыталась сама себе ответить на этот вопрос. Ситуация, мягко говоря, нестандартная. Каждые полчаса, а то и чаще, чувствуешь что-то новое: очень много информации, очень много паники, очень много «жести» пересылают в Telegram-каналах и вообще в социальных сетях. Никогда не знаешь, что и когда увидишь, что почувствуешь. В целом чувствую неопределённость. Причем неопределенность не в плане безопасности, а в том смысле — какой будет реакция других стран и насколько все станет масштабно. Хотя для Израиля это уже очень масштабно.

«Это наша страна, другой у нас нет»

Александр, 60 лет, переехал в Израиль из Чадыр-Лунги (Молдова) 23 года назад:

«Вокруг меня война». Три истории жителей Израиля о том, что сейчас происходит в стране

Мы живем в Ашдоде (город на юге Израиля — NewsMaker), целыми днями слышим взрывы — бомбят террористов в секторе Газа. Ракеты оттуда сбивает наше ПВО — «Железный купол», и у нас есть 45 секунд, чтобы дойти до бомбоубежища. В воскресенье мы четыре раза заходили в бомбоубежище, позавчера и вчера — по одному разу.

К югу от нас — город Ашкелон, там положение серьезней: у человека есть всего 30 секунд, чтобы спрятаться в бомбоубежище.

Убежище есть в каждой квартире или на лестничной площадке, независимо от этажа. Я, например, живу на девятом этаже. Мы чувствуем себя в относительной безопасности, мои дети  в армии: дочь проходит срочную службу в ВВС, а сына призвали резервистом. Он — спецназовец бригады борьбы с терроризмом. Переживаю за них, общаемся с помощью смс.

Вы спрашиваете, чего я опасаюсь больше всего? Того, что введут войска в сектор Газа и погибнет много ребят. Это своеобразный анклав из густонаселенных городов и сел, с развитой сетью подземных ходов и живым щитом из местных жителей. К сегодняшнему дню погибли более 1000 человек. И здесь идет война не между мусульманами и евреями. Война идет между светом и терроризмом, потому что погибают и мусульмане, граждане Израиля.

Вся страна сейчас превратилась в одного большого волонтера: люди часами стоят в очереди, чтобы сдать кровь. Сегодня я на 200 долларов купил для солдат предметы первой необходимости: зубные щетки, пасту, туалетную бумагу, воду, кофе, гигиенические прокладки для девочек, мыло, шампунь, шоколад, конфеты. Завтра поеду и куплю для них еще и нижнее белье, носки, футболки. Для израильтян нет чужих детей, все солдаты — наши дети. И мне неважно, достанется ли моя помощь моему сыну или другому ребенку.

Что могу сказать? Пока мы в порядке, никуда уезжать не собираемся. Это наша страна, другой у нас нет.

«Вокруг меня война». Три истории жителей Израиля о том, что сейчас происходит в стране

«Поддержка положительно сказывается на нашем настрое»

Анонимно, служащий армии Израиля, репатриант из Молдовы:

Я служу по контракту в армии, сейчас нахожусь в зоне боевых действий. Знаете, сейчас здесь идет настоящая война.

Удар по Израилю нанесли внезапно и точно, многие пострадали, многие находятся в плену: и военнослужащие, и гражданские, которых просто вытаскивали из их домов и забирали.

Самое страшное — фестиваль, который проходил на границе с Газой. Боевики ХАМАС напали на людей, которые приехали отдохнуть, и устроили кровавую баню. Погибли около 200 человек, многих взяли в плен, некоторым удалось убежать: они всю ночь прятались в лесах и ямах, чтобы спастись. Трое моих знакомых были на том фестивале: двое из них убиты, один попал в плен.

Опасаемся, что может начаться атака не только со стороны Газы, но и с других сторон: соседи не очень дружелюбно к нам относятся. А ХАМАС силен как никогда до этого — это точно спланированная атака, к которой они готовились очень долго. Я думаю, что здесь все не просто так.

Главное для меня сейчас — безопасность близких. А еще я хочу, чтобы мир понял, что такое ХАМАС и все группировки, которые пытаются уничтожить нас. В первый день нападения моя однополчанка, которая живет в Сдероте, прислала видео: боевики ХАМАС разъезжают по мирному городу и расстреливают всех подряд.

Армия Израиля жестко реагирует на ситуацию, был задействован протокол «40 Алеф», который разрешает армии действовать, не ожидая приказа правительства, ведь мы должны взять ситуацию в свои руки.

На сегодняшний день все боевики, которые проникли на территорию страны, уничтожены, полностью возвращены под контроль населенные пункты на границе, мы пытаемся восстановить границу, но уже точно можно сказать, что никакой Газы после этой войны не будет. Если раньше армия атаковала только командные пункты ХАМАС, то сейчас уже идет массовая зачистка территории. Израиль вывез с территории Газы около 140 тыс. мирных жителей, захвачены в плен несколько главнокомандующих ХАМАС.

Страшно такое говорить, но люди в Израиле привыкли к ракетным обстрелам и терактам, практический в каждом доме или квартире есть бомбоубежище. Что касается именно этой войны — обычные люди в шоке от происходящего, они не ожидали, что их не смогут вовремя защитить, как это было всегда. Сейчас все в состоянии стресса, ну и, конечно, очень сплотились. Нас поддерживают гражданские, волонтеры. Только сегодня мы получили две фуры, полные разных вещей — средства гигиены, сигареты, еда, носки, майки и полотенца.

Поддержка положительно сказывается на нашем настрое. Каждый, кто сейчас находится вблизи боевых действий — в опасности. Большой плюс— «Железный купол» поблизости, это успокаивает. И еще то, что мы поддерживаем друг друга.

***

Боевики ХАМАС напали на Израиль 7 октября. Они нанесли ракетные удары и прорвались в приграничные районы на юге Израиля, а также захватили заложников. В ответ израильские военные начали наносить удары по сектору Газа и объявили о блокаде этой территории.

По подсчетам ООН, в результате атак число жертв с обеих сторон — более 1,8 тыс. человек.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал @newsmakerlive. Там оперативно появляется все, что важно знать прямо сейчас о Молдове и регионе.



Хотите поддержать то, что мы делаем?

Вы можете внести вклад в качественную журналистику, поддержав нас единоразово через систему E-commerce от банка maib или оформить ежемесячную подписку на Patreon! Так вы станете частью изменения Молдовы к лучшему. Благодаря вашей поддержке мы сможем реализовывать еще больше новых и важных проектов и оставаться независимыми. Независимо от того, как вы нас поддержите, вы получите небольшой подарок. Переходите по ссылке, чтобы стать нашим соучастником. Это не сложно и даже приятно.

Поддержи NewsMaker!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: