Проект «налоговой амнистии», инициированный два дня назад демократами и принятый сегодня парламентским большинством сразу в двух чтениях, раскритиковала не только оппозиция, которая в знак протеста покинула заседание, но и внешние партнеры. В МВФ отметили, что законопроект противоречит целям программы кредитования Молдовы, а в посольстве США заявили, что амнистия «узаконит воровство и коррупцию». Эксперты считают, что новый проект демократов практически не отличается от скандального проекта «легализации капитала» и нацелен на отмывание «украденного из банков миллиарда». Демократы тем не менее уверяют, что «все не так, как все подумали».
«Это все для улучшения благосостояния наших граждан»
Законопроект «О добровольном декларировании и налоговом стимулировании» (так официально называется проект «налоговой амнистии») представлял в парламенте один из его авторов демократ Корнелиу Дудник. Начал он сразу с оправданий. «Документ вызвал много дискуссий и спекуляций. Сейчас я объясню, что все не так, как все подумали».
Он рассказал, что законопроект состоит из двух частей. Первая касается добровольного декларирования имущества физлицами — имущества, полученного благодаря экономическим операциям или экономической деятельности, но «не другими путями, которые выходят за рамки закона».
Его субъекты — физические лица, граждане Молдовы, за исключением 19 категорий: депутатов, министров, руководителей Нацбанка, бывших руководителей трех ликвидируемых банков и тех, кто брал в них кредиты, признанные мошенническими, осужденных или подозреваемых в краже миллиарда и т.д. «Это — принципиальная вещь. Власть не собирается легализовать миллиард», — заверил Дудник.
Период декларирования — с момента опубликования законопроекта до 1 февраля 2019 года. Процедура следующая: если речь идет о декларации финансовых средств, то нужно до 10 декабря открыть депозит в банке, сообщить о нем в налоговой, заплатить 3% декларируемой суммы и затем опять оповестить налоговую, что все уплачено, а деньги получены законным путем, «просто с них не были уплачены налоги». Если речь о недвижимом или движимом имуществе, то срок — до 1 ноября, к этой дате надо оформить имущество на себя по кадастровой цене, предоставить в налоговую контракт купли-продажи, заплатить 3% разницы стоимости или всей стоимости имущества и т.д.
Дудник рассказал, что всем декларантам государство даст гарантии того, что их не будут преследовать за неуплату налогов, а имущество не арестуют. В то же время, добавил он, это не отменяет при необходимости проверку Службой по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и терроризмом.
Вторая часть законопроекта касается «налогового стимулирования». Юридическим лицам, в том числе государственным и муниципальным предприятиям, у которых есть задолженность перед госбюджетом и бюджетами социального и медицинского страхования, спишут пеню и штрафы за несвоевременную уплату налогов, если они погасят основной долг до 20 декабря 2018 года. Дудник привел в пример муниципальные предприятия и районные больницы в Гагаузии, у которых накопились миллионные долги перед бюджетом. «Я считаю, что это прорыв, мы позволим им двигаться дальше, это все направлено на улучшение благосостояния наших граждан», — заявил демократ.
Есть в законопроекте еще одна деталь, которая, по мнению Дудника, позволит бизнесу работать спокойнее — Налоговой службе запретят проводить налоговые проверки деятельности компаний в предыдущие годы, то есть до 1 января 2018 года.
На вопрос депутата от Партии коммунистов Елены Боднаренко о предполагаемых поступлениях в бюджет от этой амнистии и легализации капитала, Дудник не ответил, а порекомендовал вспомнить итоги налоговой амнистии, которую десять лет назад провели коммунисты, бывшие тогда у власти.
За законопроект проголосовали все находившиеся в зале депутаты — 56 человек: демократы, народные европейцы и неприсоединившихся. Вся оппозиция — и правая, и левая покинула зал заседания еще во время обсуждения.
«Им нечем крыть»
Спикер Андриан Канду возмутился этим демаршем. Особенно досталось социалистам. По словам Канду, социалисты первыми должны были голосовать за предложенные законопроекты, потому что эти инициативы направлены на улучшение благосостояния граждан. «Знаете, почему они ушли? Потому что у них нет аргументов, чтобы нам возразить. Им нечем крыть», — сделал вывод Канду.
И продолжил: люди, по его словам, устали от слова «реформа», им нужны конкретные результаты, и вот, когда правящая коалиция готова дать эти результаты, оппозиция обвиняет ее в том, что она хочет отмыть миллиард. «Поищите миллиард в своем кармане», — возмутился спикер.
«Они просто не читают законопроекты, а критикуют все наши инициативы на благо страны», — добавил он. «А знаете, почему? Да потому что наш успех — это их неуспех», — почти воскликнул спикер и порекомендовал депутатам, покинувшим заседание, пожертвовать своим избирателям зарплату за этот день, чтобы те хоть за что-то их поблагодарили.
«Да, мы получим голоса избирателей, а они [оппозиция] только врут, и избиратели от них отвернутся», — заключил Канду.
«Просто нет времени»
Глава парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам и один из авторов законопроекта об «амнистии капитала» Штефан Крянгэ уверен, что проект не позволит легализовать украденные в банках деньги. «Нет, ни в коем случае! Просто эксперты не хотят внимательно читать законопроекты. Во-первых, амнистия касается только физических лиц, которые занимались экономической деятельностью. Например, вы продали «налево»100 кг орехов. Полученные от их продажи средства вы и сможете легализовать, заплатив 3% от прибыли», — сказал он. И ответил еще на несколько вопросов NM:
NM: А если кому-то подарили дом, купленный на деньги, полученные от взятки?
Ш.К.: Нет, подарки не подпадают под закон.
NM: А если на чей-то счет перевели украденные из банков деньги, и владелец счета говорит, что продал два самолета, которые неформально ему принадлежали?
Ш.К.: Тут, конечно, риск есть, но в этом случае Центр по предупреждению и борьбе с отмыванием денег и терроризмом должен подключаться и проверять источник происхождения средств.
NM: То есть вы подтверждаете, что риск есть?
Ш.К.: Да, риск есть, но должны работать правоохранительные органы.
NM: Если не все риски предусмотрены, зачем принимать закон в такой спешке, да еще сразу в двух чтениях?
Ш.К.: Ну вы же понимаете — просто времени нет.
«Если где-то что-то прибавят, потом где-то что-то отнимут»
Бизнес скептически отнесся к налоговым «подаркам» властей. «Если где-то что-то прибавят, потом где-то что-то отнимут. Амнистию они готовят под себя, у них капиталов намного больше, чем у нас, и легализация доходов больше важна для них, чем для нас. Что касается проверок, то, с одной стороны, они, вроде как, запрещают проверки, но это вовсе не значит, что они не смогут этого сделать. В подобных случаях они просто говорят, что есть жалоба и начинают проверку», — сказал собеседник NM из сферы торговли.
Другой представитель бизнеса — из перерабатывающей отрасли — считает, что амнистия по пени и штрафам затронет в основном малый бизнес. «Нас сильно не затронет. У нас нет долгов перед бюджетом. Для крупных предприятий это не проблема. Как не проблема и проверки, потому что крупные предприятия работают по-белому», — пояснил собеседник NM. И добавил: «Вообще, это неправильно. Амнистия была в 2008 году, с тех пор все должны работать по-белому. Что, каждые 10 лет проводить амнистию?».
«Амнистия узаконит воровство и коррупцию»
С критикой проекта «амнистии капитала» уже выступили Представительство МВФ в Молдове и посольство США. Там отметили, что утвержденный парламентом пакет бюджетно-налоговых поправок и мер для амнистии капитала, по предварительным оценкам, «идет вразрез с целями программы, поддерживаемой Фондом». «В частности, принятые меры усугубят регрессивность налоговой системы, могут привести к ослаблению налоговой дисциплины и сопряжены со значительными бюджетными рисками», — говорится в пресс-сообщении Представительства МВФ.
Два года назад, напомним, МВФ также раскритиковал проект легализации капитала, предложенный демократами, указав, что он «не соответствует целям программы реформ в экономике, поддерживаемой МВФ»: «В частности, проект закона в его нынешнем виде ослабляет борьбу с коррупцией и будет препятствовать борьбе с отмыванием денег и мошенничеством». Тогда демократы отозвали свой проект.
Разочарованы принятым законопроектом и американцы. В посольстве США в Молдове считают, что он «уменьшит способность Молдовы бороться с отмыванием денег». Этот закон, по их мнению, «узаконит воровство и коррупцию, нанесет ущерб бизнес-климату в Молдове». В посольстве также подчеркнули, что «этот закон противоречит обязательствам, которые взяло на себя правительство Молдовы».
В Делегации ЕС в Молдове на запрос NM к моменту публикации материала не ответили.
«Программу МВФ могут закрыть»
Эксперты Transparency International Moldova не исключают, что из-за принятого властями закона может пострадать соглашение с МВФ. «До конца года Молдова должна получить еще $180 млн по программе фонда. При этом фонд однажды уже критиковал «амнистию капитала», поскольку та противоречила целям программы и могла свести на нет все меры борьбы с коррупцией», — отметили в Transparency International Moldova, комментируя законопроект.
Эксперты организации также напомнили, что премьер-министр Павел Филип перед принятием законопроекта правительством заявил, что он «почти полтора года обсуждался с внешними партнерами, и, наконец, мы пришли к консенсусу». Судя по заявлению представительства МВФ, фонд не вошел в круг тех, с кем молдавские власти «пришли к консенсусу».
Эксперты Transparency International Moldova считают, что молдавские власти настойчиво пытаются провернуть свою главную идею последних двух лет — декриминализацию экономических преступлений и легализацию капитала, что позволило бы им отмыть «украденные из банков деньги».
Бывший министр финансов, эксперт Transparency International Вячеслав Негруца уверен, что этот законопроект для тех, у кого «много грязных денег». «Бонус — молдавское гражданство тому, кто даст правительству деньги, чтобы покрыть бюджетные дыры из-за налоговой реформы», — написал эксперт в своем Facebook.
Раскритиковала проект и оппозиция. Зампредседателя партии «Платформа Достоинство и правда» Александр Слусарь считает главной целью этого проекта легализацию денег, украденных в результате банковского мошенничества. Он предполагает, что власти боятся, что американские правоохранительные органы что-то выяснили и теперь могут наложить арест на украденные средства.
По словам Слусаря, «амнистия» предполагает легализацию средств из любого уголка мира, в том числе из офшоров. Процедура проверки задекларированных средств практически отсутствует — тот, кто их декларирует, просто заявляет под свою ответственность, что они не добыты преступным путем, — уверяет он. «Учитывая, через сколько фирм прошли украденные деньги, декларант может быть посредником, который не нарушал молдавское законодательство», — сказал вице-председатель DA. Он также считает, что закон не запрещает легализовать имущество тем, кто брал кредиты в трех ликвидируемых банках.
Напомним, что в декабре 2016 года парламент пытался принять закон о легализации капитала, но тогда из-за протестов и острой критики со стороны внешних партнеров и гражданского общества документ отложили, приняв его только в первом чтении.