«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать
13 мин.

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

В Молдове госучреждения, магазины и частные компании постепенно возобновляют работу, а вот детские сады все еще закрыты. Пока — до 30 июня. Родители маленьких детей не могут выйти на работу из-за того, что им не с кем оставить ребенка. NM поговорил с мамами о том, как они решают эту проблему, каким видят выход из ситуации, и узнал у правительства, что оно намерено предпринять.

Что говорят родители?

Анна Огарева

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

Режим чрезвычайного положения отменили 15 мая. Предприятия начали работать, и родителей вызывают на работу. Это понятно, потому что работать нужно. Но детей оказалось некуда отправить, детские сады закрыты.

Два месяца наша компания была на карантине, но 25 мая мы вернулись к работе. Я — бухгалтер в фирме, которая занимается выращиванием семян для сельского хозяйства. Сейчас у нас сезон продаж, я должна быть в офисе с 8:00 до 17:00.

Пришлось искать, с кем оставить ребенка. У меня есть возможность отвезти его к дедушке и бабушке. Но они пожилые. Весь период карантина, два месяца я старалась не контактировать с родителями, чтобы не заразить их, потому что для них коронавирус наиболее опасен. Но сейчас вынуждена возить ребенка к родителям на общественном транспорте через весь город. И получается, что все те меры, которые я принимала, чтобы не подвергать родителей опасности, пошли насмарку.

Работать из дома у меня не получится. Я выписываю накладные, принимаю деньги, общаюсь с агентами, которые к нам приходят. Такую работу можно делать только в офисе.

Брать сына с собой на работу — тоже не вариант. Несколько раз пробовала работать с ним, но эти дни были абсолютно непродуктивными. И потом, на работе очень много людей.

Вариант с няней я даже не рассматривала. Для того, чтобы кто-то сидел с ребенком целый месяц по будням полный рабочий день, нужно отдать в среднем от 4 до 6 тыс. леев. Это почти вся моя зарплата. И потом, это означало бы привести в дом постороннего человека, который тоже ездит на общественном транспорте и контактирует с другими людьми.

Считаю, что нужно открыть сады и проверять состояние детей так, как это делали до карантина. Тогда каждое утро медсестра осматривала детей, измеряла им температуру и разрешала посещать детский сад только тем, у кого не было признаков болезни. Дети смогут чаще выходить на прогулки, тем более, сейчас лето.

Думаю, что в таком случае риск заразиться в детском саду будет не больше, чем если возить сына на общественном транспорте к родителям или брать на работу.

Анастасия Рябова

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

Из-за того, что детские сады закрылись, мне пришлось взять отпуск за свой счет, потому что детей оставить не с кем. Сколько это еще продлится — неизвестно. Но в нашем случае отсутствие денег оказалось не самой большой проблемой.

Моему старшему сыну пять лет, младшему скоро четыре. У старшего — синдром Дауна и первая группа инвалидности. Для него невосполнимо это время, проведенное без занятий с психопедагогом и логопедом. Ему придется очень долго наверстывать упущенное, и не факт, что получится, потому что таким детям очень сложно заново адаптироваться, регресс наступает очень быстро.

Теоретически можно вызвать няню за 30 леев в час, но с зарплатой 5 тыс. леев в месяц и графиком с 8:00 до 16:30 это совсем не выгодно. Я не могу взять детей на работу, потому что она связана с газом, это может быть опасно для них.

Логика в закрытии детсадов, конечно, есть. Но в специализированных садах для детей с ограниченными возможностями обычно по семь малышей в группе. В них можно создать условия для работы во время карантина.

А обычные детские сады можно открыть только для детей, которых не с кем оставить, и таким образом уменьшить число детей в группах. При этом стоит проводить осмотр трижды в день, дезинфицировать и проветривать помещения, чаще выводить детей на улицу.

Виктория (анонимно)

Я — мать одиночка. Родила дочь в результате искусственного оплодотворения, отца у ребенка нет, и алиментов я не получаю. Работаю в отделе маркетинга и логистики государственного предприятия, получаю чуть больше 5 тыс. леев в месяц. Это единственный доход для меня и пятилетней дочери.

На работе вошли в мое положение и позволили иногда оставаться дома. Я выходила на работу по графику, который составили специально для меня. При этом выплатили зарплату в полном объеме. Я взяла оплачиваемый отпуск с 18 мая до 1 июня. Потом должна буду выйти на работу.

Раньше, когда мне нужно было уйти, оставляла дочь с соседкой. Она студентка, в это время училась дистанционно. Платила ей по 30 леев в час. За один рабочий день получается 240 леев, но мы договорились на 200, потому что платить больше не могу.

Не знаю, что буду делать, когда нужно будет выйти на постоянную работу. Платить по 200 леев в день я не смогу, потому что нам с дочкой не на что будет жить. Возможно, смогу работать из дома, но сейчас у меня нет своего компьютера. Брать дочь на работу я не хочу, потому что машины у меня нет, а ездить с ней в троллейбусе может быть опасно.

Считаю, садики должны открыть. Пусть детей принимают, если родители принесут от работодателя справку о том, что они должны быть на работе. Таким образом, детей в группах будет меньше. Еще один вариант решения, по моему мнению, платить родителям, чтобы они могли нанять няню.

Ирина А.

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

Я вдова, воспитываю ребенка одна. До карантина работала в салоне красоты. Когда из-за коронавируса все закрыли, осталась без работы. Салон мне никак не помогает, потому что сейчас у хозяев нет возможности оплатить даже аренду.

Из-за того, что теперь у меня нет дохода, помогают родственники. Это очень неудобно. Если салоны красоты смогут начать работу раньше, чем откроются детские сады, я не смогу выйти на работу. Ребенка оставить не с кем.

Одна бабушка живет в Канаде, другая — в селе в 200 километрах от нас. У нее инвалидность, поэтому я не могу отвезти ребенка к ней. Среди знакомых тоже некого попросить посидеть с сыном. Есть соседка, но у нее самой двое детей, один из них — грудной, поэтому я не могу «повесить» на нее еще и своего.

Ни о какой няне речи быть не может, потому что нам просто нечем ей платить. Я узнавала: в среднем за час работы няне нужно заплатить 25 леев. Это 200 леев за 8-часовой рабочий день.

Если детские сады откроются намного позже, чем салоны красоты, никто не будет держать для меня рабочее место, и я просто потеряю эту работу. А если детсады откроют 1 июля, то будет шанс вернуться к работе.

У меня есть знакомые, которые живут в Подмосковье. Они рассказывают, что у них детские сады продолжают работать. Туда принимают детей, если родители принесли справку о том, что им нужно быть на работе, а ребенка больше не с кем оставить. Мне кажется, у нас стоит сделать так же.

Марина (анонимно)

Я работаю кассиром на заправке по графику сутки через трое. Приходится отвозить шестилетнего сына к маме, чтобы она посидела с ним, пока я на работе. По выходным, когда не ходят троллейбусы, приходится вызывать такси, чтобы отвезти сына. Это серьезный удар по кошельку, потому что моя зарплата — 3 тыс. леев.

Если у мамы в какой-то день нет возможности побыть с внуком, я не выхожу на работу. Из-за этого уменьшается зарплата, меня могут оштрафовать и даже уволить.

У меня нет возможности заплатить няне, потому что их услуги стоят 250-300 леев в день. Иногда приходилось брать ребенка с собой на работу. Но не на целые сутки, а всего на несколько часов. Но это все равно тяжело, потому что у меня на работе нет кровати, нечем развлечь ребенка, нет возможности хорошо его покормить.

Кроме этого, с ребенком нужно постоянно заниматься. В чат группы нам присылают задания, которые нужно выполнить с ребенком. Поэтому тому, кто сидит с сыном, приходится выполнять с ним эти задания вместо меня.

Считаю, детские сады должны открыть, потому что врачи говорят, что коронавирус не так опасен для детей, как для взрослых. Дети реже заражаются. Если честно, я вообще не верю в коронавирус и считаю, что все это бизнес.

Какие есть варианты у родителей?

За время карантина на сайтах объявлений в Молдове появилось много предложений об услугах нянь. Корреспондент NM позвонил по некоторым из них.

Услуги няни в Кишиневе в среднем стоят от 25 до 45 леев в час или от 4 тыс. леев до 8 тыс. леев в месяц. За это няни обещают кормить ребенка, проводить с ним развивающие занятия и укладывать спать.

Есть и предложения об услугах частного детского сада. Некоторые из них были опубликованы в то время, когда официально все детские сады в Молдове были закрыты.

Под видом мамы, которая ищет детский сад для ребенка, корреспондент позвонил по нескольким объявлениям. Во всех случаях ответили, что детский сад не работает до 1 июля и предложили перезвонить в конце июня.

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

esp.md

Отметим, что, по результатам опроса, который проводила мэрия Кишинева, 66% родителей выразили желание водить детей в детсады после их открытия.

Что делают общественники?

28 мая НПО Părinți Solidari опубликовала петицию с просьбой возобновить в Молдове работу детских садов. По мнению авторов петиции, закрыв детские сады, власти проявили безответственность по отношению к семьям с маленькими детьми и не обеспечили социальную защиту родителей, несмотря на то что они платят налоги.

Părinți Solidari требуют разработать четкий план возобновления работы детских садов с соблюдением мер безопасности.

Кроме того, активисты просят власти выплатить родителям пособия в размере 50% от их зарплаты за весь период, пока дети не ходили в детский сад, а тем родителям, которые потеряли работу за время карантина, выплачивать пособие в размере прожиточного минимума до тех пор, пока детские сады не откроются.

Еще одно требование НПО — внести поправки в законодательство, чтобы родителей с маленькими детьми не могли уволить за невыход на работу в период закрытия детских садов.

Что говорят в детских садах?

Методист детского сада № 89 в Кишиневе Галина Моргун считает, что пока власти не разработают конкретные критерии и требования, по которым детсадам позволят возобновить работу, нельзя говорить о том, стоит или не стоит открывать дошкольные учреждения.

В то же время методист отметила, что из-за закрытых детских садов сложилась очень тяжелая ситуация, и порой дети остаются без присмотра.

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

hetq.am

Заведующая детским садом № 99 Мария Орлова в разговоре с NM рассказала, что у проблемы неработающих детсадов три стороны. «С одной стороны, детские сады очень нужны родителям, потому что их уже зовут на работу. С другой стороны, во всех детских садах сейчас идет ремонт, который должен завершиться только к 30 июня. С третьей стороны, у нас ежедневно много  новых случаев коронавируса. Я очень переживаю за детей, не хочу, чтобы они заразились», — рассказала заведующая.

По ее словам, детские сады могут открыться, только когда эпидемия пойдет на спад. Но и в этом случае нужно будет соблюдать меры безопасности. «Есть видеоролики, на которых показано, как детские сады в Китае выходили из карантина. На входе в детский сад детей дезинфицировали. Родителям разрешили доходить только до ворот детского сада», — рассказала Мария Орлова. По ее мнению, в детском саду должны постоянно проверять состояние здоровья детей и сделать группы малочисленными.

Что говорят власти?

Советник премьер-министра Виталий Драганча в разговоре с NM заявил, что пока власти не намерены возобновлять работу детских садов. «Мы проходим через эпидемию вируса, о котором нам пока мало что известно, и от которого пока нет вакцины. При этом общество должно очень осторожно выходить из карантина, соблюдая правила, чтобы не допустить эскалации эпидемии. Именно из этой логики мы исходим, когда возобновляем работу одних учреждений и оставляем закрытыми другие. […] Выход из карантина не носит равномерный характер, тут неизбежны некоторые диспропорции, как в случае с детскими садами. Сейчас мы, скорее, больше опираемся на социально-эпидемиологическую логику, чем на социально-экономическую», — объяснил советник главы правительства.

Драганча отметил, что 27 мая в министерстве образования прошло заседание с представителями минздрава и Нацагентства общественного здоровья, на котором обсуждали сроки начала работы детских садов. По словам Драганчи, детские сады начнут принимать детей только, когда эпидемиологи решат, что это безопасно. «Последние четыре недели мы наблюдаем эволюцию заболеваемости коронавирусом, поэтому очень осторожно относимся к отказу от каких-то ограничений», — подчеркнул чиновник.

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

anticoruptie.md

На вопрос, возможно ли открыть детские сады для детей, чьи родители работают, Драганча ответил, что это — дискриминационная мера, и нельзя открывать детские сады только для одних детей, а для других — нет. Драганча добавил, что дети — группа повышенного риска, и у врачей есть аргументы против того, чтобы сейчас открывать образовательные учреждения.

Не рассматривают в правительстве и вариант выплаты компенсаций родителям. По словам Драганчи, сейчас, в экономическом и эпидемиологическом кризисе, возможности молдавской экономики ограничены, а число получателей социальных выплат в период карантина возросло. «Я очень сомневаюсь, что сейчас в госбюджете есть такие средства [для выплаты компенсаций родителям]», — заключил Драганча.

А оппозиция?

В марте, после закрытия на карантин всех детские садов и школ Молдовы, депутат от партии «Платформа Достоинство и правда (DA) Ливиу Вовк представил в парламенте законопроект о поддержке родителей. Он предусматривает выплаты из бюджета компенсации на каждого ребенка младше 10 лет, если учебное учреждение, которое он посещал, закрыли.

При этом за первые пять дней простоя компенсацию должен был бы выплачивать работодатель, а за остальные дни — Национальная касса социального страхования. Сумму компенсаций в проекте не указали.

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

Максим Андреев, NewsMaker

Проект Ливиу Вовка не включили в повестку заседания парламента 12 марта, потому что эту инициативу не передали в правительство на предварительное утверждение.

Кабмин принял заключение по проекту Вовка только 13 мая. Правительство отказалось поддержать меры, предложенные депутатом, из-за отсутствия денег в бюджете и несоответствия условиям социального страхования.

***

Отметим, что на содержание одного ребенка в детском саду Кишинева государство тратит 20480 леев в год или 1706 леев в месяц. Из этой суммы 50% уходит на зарплаты работникам детсадов, 20% — на питание, 10% — на коммунальные услуги, 8% — на моющие средства, канцтовары и хозтовары, 6% — на аварийный ремонт коммуникаций, подписку на периодические издания, профподготовку кадров, дезинсекцию, уничтожение грызунов и обслуживание веб-страницы детсада. Еще 5%  этой суммы тратят на мебель, технику и другие нужды и еще 1% — на медикаменты и первую помощь.

Как решают проблему в других странах?

В детских садах России работают дежурные группы для детей, чьи родители продолжают работать и не могут оставить детей с родственниками. Состояние здоровья детей и воспитателей проверяют ежедневно.

В Германии детские сады разрешили посещать только детям врачей, полицейских, спасателей, работников магазинов и родителей-одиночек.

«Вся зарплата — на няню». Пять историй о том, как мамы (не) справляются без детского сада, и что с этим делать

news.israelinfo.co.il

Детские сады в Израиле вернулись к работе 10 мая. Их открывали постепенно. В группах должно быть не больше 18 детей. Учебную неделю разделили на две части: с воскресенья по вторник и со среды по пятницу. В первую половину недели детсад посещает одна половина группы, во вторую половину — другая. Из-за этой системы несколько дней в неделю родителям все равно приходилось искать того, кто посидит с ребенком. 17 мая детские сады начали принимать детей полную неделю.

В Румынии детские сады не работают. Президент Клаус Йоханнис заявил, что школы, детские сады и университеты в стране не откроют до 1 сентября.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: