Ярлыком шиты. Алексей Тулбуре об обвинениях в фашизме и политической пропаганде
4 мин.

Ярлыком шиты. Алексей Тулбуре об обвинениях в фашизме и политической пропаганде

Тактика чуть что обвинять оппонентов в нацизме и фашизме для Молдовы не нова. После последних событий в день выборов Майю Санду и ее сторонников снова начали обвинять в верности «принципам Антонеску», «поклонницей» которого она якобы является. А перекрытие дороги у избирательных участков для приднестровцев уравнивать с фашизмом.

С 2012 года я занимаюсь вопросами исторической памяти, собираю устные свидетельства, в том числе о  сталинских депортациях и Холокосте в нашей стране. С 2018 года с партнерами и коллегами мы проводим семинары для учителей о методике преподавания Холокоста в школах. Мы бесплатно раздали школам и  педагогам свыше тысячи монографий и другой литературы. Семинары прошли в 26 районах Молдовы, в них участвовали больше 700 учителей. Все это я пишу для того, чтобы дать понять, что немного разбираюсь в вопросах ксенофобии, нацизма, фашизма и т.п.

Сегодня сторонники Игоря Додона (и, увы, не только) обвиняют Майю Санду в фашизме. Обвинения молдавских правых в фашизме (фашизм и нацизм тут отождествляются) — это общее место в критике «правых», идущей «слева». Надо признать, что основания для этого есть, но … Но обобщать нельзя. Есть «правые» и есть «правые». И нельзя всех валить в одну кучу. Валить в одну кучу, наклеивать ярлыки удобно в пропагандистских целях, но с реальностью это мало что имеет общего.

Кстати, такой своеобразный yниверсализм, навязанный этикетированием или наклеиванием ярлыков — распространенная практика нацистов. Именно так, навязывая всем один ярлык, уравнивая, нацисты лишили европейских евреев любой другой идентичности, кроме принадлежности к еврейству. Нет мужчины, женщины, ребенка, старика, инженера, врача, писателя, ремесленника, друга, соседа. Есть просто еврей. А дальше — «евреи во всем виноваты», «евреи — социальные паразиты», «евреи — не люди» и «евреи должны быть уничтожены». И уничтожили 6 миллионов евреев.

Поэтому я и прошу не навязывать уравнивающие всех и вся ярлыки. Поэтому я и говорю, что есть «правые» и есть «правые». Как есть «левые» и есть «левые».

Майю Санду обвиняют в фашизме, потому что в одном из телевизионных интервью она назвала Иона Антонеску «исторической фигурой, в которой есть и хорошее, и плохое». Позже она вернулась к этому своему высказыванию и уточнила, что «Антонеску — военный преступник, осужденный за свои преступления».

Для меня во всем этом показательно то, что госпожа Санду пересмотрела свое отношение в Антонеску. По какой причине — подсказали, заставили, сама поняла и т.д., — в данном случае не столь важно. Изменения происходят в результате мировоззренческого переворота, под давлением обстоятельств, по другим причинам. Угадывать, как это произошло с госпожой Санду — дело бессмысленное. Важно, что произошло.

На семинарах с учителями, которые мы, кстати, проводим в полной координации с министерством образования, я вижу, как меняются люди (не все, конечно и не сразу) Люди пересматривают свои профессиональные взгляды и подходы, потому что узнают что-то новое. Но и потому, что таковы требования вышестоящей инстанции — министерства, государства. Эти трансформации, каковы бы ни были их причины, мне кажутся, равнозначно ценными.

Эффект — новые стандарты преподавания, новая подача материала. Выигрывают учащиеся, выигрывает страна.
Все это легко излагается «на бумаге». В жизни изменения происходят медленно и постепенно. Но происходят. Нужно терпение и много целенаправленной и последовательной работы.

С политиками, с теми, кто хочет и может играть в долгую, изменения тоже происходят. Медленно, но происходят. Я уверен, что еще несколько лет назад Майя Санду и думать не думала, что ее отношение к Антонеску, ее интерпретация этого персонажа будет иметь какое-то политическое значение  и вызовет такие общественные реакции. Впредь она будет думать лучше и дольше, прежде чем сказать что-либо.

Сейчас она это, надеюсь, поняла. Майя Санду — политик, выступающий за европейскую интеграцию страны. В демократической Европе к таким «историческим фигурам» как Ион Антонеску однозначное отношение — это военные преступники. Госпожа Санду, назвав Антонеску военным преступником, выступает с антифашистских, европейских позиций. По-моему, тут все ясно, и тему можно закрывать.

А вот оглядеться окрест и увидеть, кто по-настоящему разделяет молдавское общество, сеет раздор, и при этом еще обворовывает тех, кого разделяет, надо.

N.B. Эту заметку я написал во имя торжества принципа справедливости, не преследуя никаких других целей.

 

Автор — бывший постпред Молдовы в ООН и в Совете Европы, историк, создатель Института устной истории Молдовы.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: