Если не Плахотнюк, то кто?
Зачем «Молодым демократам» политика, и какой они видят Молдову
В Молдове часто можно услышать, что от политики все устали. На выборы, как правило, ходят люди старшего возраста, а явка не превышает 40%. При этом почти у каждой значимой партии есть молодежные организации, куда нередко попадают даже школьники. NM решил познакомиться с самыми юными членами молдавских политформирований, чтобы понять, зачем они идут в политику, почему выбрали ту или иную партию и какой видят Молдову.
Серию интервью NM открывают «Молодые демократы». Двое юных адептов Демпартии рассказали, что для них патриотизм, почему новогодние коллажи с президентом Додоном — это плохо, что их не устраивает в родной партии и какие перемены нужны Молдове в первую очередь.
  • Елена Трибой, 18 лет
  • Ученица 12 класса, лицей им. Мирчи Элиаде в Кишиневе
  • Партийный стаж – 4 года
  • Елена Трибой, 18 лет
  • Ученица 12 класса, лицей им. Мирчи Элиаде в Кишиневе
  • Партийный стаж – 4 года
Про атмосферу и тепло
В жизни партии я активно участвую с 2015 года. Очень близкий друг пригласил меня на благотворительное мероприятие: мы помогали детям во время Caravana de Craciun.

Тогда я увидела эту команду, а, вернее, очень дружную семью. В 15 лет меня не интересовали политические доктрины и идеологии. Я не знала принципов Демпартии, в которую входила. Меня привлекли и заставили остаться там тепло, атмосфера.

Про родителей и взросление в Демпартии
Я росла в семье с довольно активным гражданским настроем, даже патриотичным, можно сказать. С 5-6 класса меня впечатляли новости, которые мы смотрели вечерами по телевизору, интересовала политика, хотя у меня не было о ней ясного представления.

Уже потом я проанализировала принципы и ценности Демпартии, ее структуру, узнала о тех, кто в нее входит, и мне понравились ее идеи. Понравилось, что это очень хорошо организованная партия. Все на своем месте. Ни один член партии не был разочарован или обманут.

Так я и росла в Демпартии. Здесь могу выражать свое мнение, не чувствуя никакого ущемления. Мое мнение слышат, и, если это хорошо продуманные идеи и планы, - их реализуют.

Моим родителям небезразлично политическое положение в стране. Мама тоже состоит в Демпартии. И она была не против, чтобы я увидела, с чем это едят. Но вступала я по собственному желанию, видя возможности, которые дает эта партия для роста и развития.

Про демократию и занятия для молодежи
У Демпартии самая большая молодежная организация в Молдове. Кроме спортивных соревнований, у нас есть «турниры» по демократии, в которых участвуют до 2 тыс. молодых людей.

Проводятся интеллектуальные викторины, благотворительный Caravana de Craciun, академия успешных женщин, академия дебатов. Если мы станем большими политиками, то будем знать, как правильно дискутировать на телевидении, не произнося бессмысленные фразы.

В целом мне нравится, что в основе Демпартии — демократия. XXI век — это век демократии.

Про конфликт поколений и свободу мнения
В Молдове нарушается право выражать мнение. Многие боятся выражать собственное мнение, потому что есть разрыв поколений. У пожилых людей другой менталитет, который не очень вяжется с демократией. Они влияют на внуков, а внуки нашего возраста им противоречат и т.д.

В этом есть проблема, над этим надо работать. Но это задача молодежи в Молдове - не сидеть дома, наслаждаясь личным комфортом, а заражать демократией других, обсуждать какие-то идеи, даже если мы не согласны с чем-то.

Про лидера и перемены в Демпартии
У меня не было времени сидеть и думать: «Смотрите, это не правильно, давайте изменим». Наверное, это проблема всех организаций в Молдове, особенно политических — продвижение молодежи в политическую жизнь.

ДПМ это делает, мы видим в списках кандидатов в парламент молодых людей, но мне кажется, что должно быть более активное продвижение молодежи в политику. Считаю, что мы должны пройти этап, когда считается, что, раз молодой, значит, не разбирается в политике. Это не правда. Есть многие молодые люди, которые более информированы, чем люди с опытом.

Что касается лидера партии, то личность Владимира Плахотнюка трудно заменить. Однако в ДПМ достаточно компетентных людей, способных управлять этой большой и сильной партией.

Про границы допустимого в политике и админресурс
Мне кажется, что граница допустимого в политике там, где переходят из публичной зоны в личную. Это недопустимо, когда затрагивают семью, маму, папу. К сожалению, есть политики, которые так поступают и игнорируют этику. Не хочу приводить примеры. В предвыборной кампании надо информировать людей, но нельзя шантажировать и т.д.

Думаю, что все депутаты, чиновники со всей Молдовы входят в Демпартию, потому что они хорошо работают и попали туда за заслуги. Демпартия использует мэров, потому что они – демократы? Нет, они были демократами изначально и попали в партию за хорошие заслуги.

Про главные проблемы и хозяина Молдовы
Если бы я оказалась у власти, то в первую очередь изменила бы Конституцию, чтобы Молдова стала не парламентской, а полупрезидентской республикой. Это мое личное мнение. Пример полупрезидентской республики – Румыния. У президента Клауса Йоханниса нет всей власти, как у молдавского парламента, но он и не фасад, как Игорь Додон. У некоторых его решений больше ценности, чем у нашего президента. Силы парламента и президента уравновешены.

Мы все надеемся, что 24 февраля проголосуем за сокращение числа депутатов в парламенте. Со 101 депутатом сложно принимать некоторые законы и быстро проводить реформы. Много депутатов, много взглядов - все затягивается и Молдову труднее сдвинуть с места. Когда их будет меньше, проблемы будут решаться быстрее.

Еще мне кажется, что в стране должен быть хозяин. Не такой, как нынешний президент, конечно. Не знаю пока, кто должен быть на его месте. Хочу, чтобы парламент сократился до 61 депутата, и им руководил, как и было до сих пор, достойный и образованный спикер.

Про источники информации и свое мнение
У нас некоторые ограничиваются определенными источниками информации. Люди старшего возраста — определенными телеканалами, другие смотрят одни и те же сайты. Мне иногда говорят, мол, «ты смотришь только Publika TV». Это не так. Я получаю информацию из всех источников — начиная с Jurnal TV, заканчивая Publika TV и Prime. Читаю и Diez, и Agora. Когда анализируешь все источники информации, делаешь собственные выводы.

Если говорить, например, про высылку турецких учителей, – это событие прогремело по всей стране. У меня свое мнение на этот счет. Но решение правительства и парламента считаю правильным. Нужно поддерживать государственность. Я сейчас не цитирую Додона, хотя он чаще всего использует этот термин. Но нужно быть немного патриотами и поддерживать суверенитет наших граждан.

Про гражданское общество и «против всех»
Гражданский активизм мне присущ с детства. Я была против всего, бунтовала. Но пришла к выводу, что сегодня, особенно в Молдове, быть гражданским активистом, по сути, значит быть против всех. А, если ты против всех, то вряд ли у тебя есть перспективы и будущее, возможность активно развиваться. Когда у тебя есть принципы, то есть за что бороться. А когда ты «против того, против сего» — аргументы истощаются, интерес угасает. Гражданский активизм — очень нестабильная деятельность.

Про планы и патриотизм
Во-первых, я не уеду из страны. Мои коллеги, когда услышали, что я остаюсь в Молдове, очень удивились. А некоторые не поверили. Приходилось объяснять: да, я остаюсь в Молдове, потому что вижу тут перспективы, до тех пор, пока в чем-то участвую и интересуюсь. Если бы меня интересовал только личный комфорт, конечно, я бы уехала в любую другую страну, чтобы делать там что хочу, учиться чему хочу, растить там детей. Думаю, что меня бы замучила совесть, если бы я так сделала. Патриотизм у меня в крови.

Планирую поступить на факультет права, потому что он открывает больше горизонтов и дает больше дивидендов. Но политику не оставлю и продолжу активно участвовать в самой сильной и правильной партии - Демпартии. Одно дело - смотреть со стороны и делать выводы, и совсем другое - то, что ты испытаешь на собственной шкуре в этом коллективе, что ты видишь своими глазами и чувствуешь сам.

У меня есть хорошие возможности здесь, в Молдове, в Демпартии. Не исключено, что через несколько лет мы встретимся при других обстоятельствах.
  • Еуджен Смольницки, 20 лет
  • Студент факультета права ULIM и факультета истории Госуниверситета Молдовы (USM)
  • Партийный стаж - 3 месяца
  • Еуджен Смольницки, 20 лет
  • Студент факультета права ULIM и факультета истории Госуниверситета Молдовы (USM)
  • Партийный стаж - 3 месяца
Про интерес к политике и приход в партию
Почти с детства я интересовался политикой. Уже в 14-15 лет старался следить за новостями и тем, что происходит в стране. То, что молодежь почти не участвует в политике, очевидно: большинство депутатов – старше 35 лет. Вклад молодежи очень незначительный. И я хотел, как обычный гражданин, это изменить. Быть не просто представителем гражданского общества, а частью политики.

Серьезней начал интересоваться примерно в 18 лет, а позже, когда поступил в университет, появилась возможность вступить в партию. Просто сам пришел в районное отделение на Чеканах. В этом смысле молодежная организация очень открытая и прозрачная. Не нужно «говорить» не знаю с кем, чтобы попасть туда. Мы познакомились, и уже через два дня я приступил к работе.

Про плюсы Демпартии и доступ к депутатам
Возможности, которые дает молодым людям молодежная организация ДПМ, не дает ни одна партия. Демпартия реально вовлекает, а не создает видимость, что молодежь как-то участвует в политике. Она дает конкретные возможности.

Если говорить о том, в чем сам участвовал, то мы отправили в Совет Европы петицию с просьбой о юридической поддержке расследования "кражи миллиарда". Молодежь ДПМ сама выступила с инициативой, и мы собрали 100 тыс. подписей.

Проблему страны доверили молодежи. Во главе с депутатом Евгением Никифорчуком мы направили эту петицию в Совет Европы.

Чаще я занимаюсь тем, что напрямую связано с Чеканами. Например, собирал подписи для мэрии, чтобы на аллее Мирчи чел Бэтрын установили елку. Ее никогда не было, теперь есть.

А еще у молодежи ДПМ есть постоянная тесная связь с взрослыми членами партии. Не нужно ломиться через какие-то «стены», чтобы поговорить с депутатом. Например, депутат Нае-Симион Плешка, который связан с Чеканами, всегда работает рядом с нами.

Про унирю и прагматизм
Еще в ДПМ меня привлекли европейский вектор и политическая доктрина. Я - не унионист потому что униря сегодня невозможна. На идеалистическом уровне я бы хотел этого. Но ДПМ очень прагматична в этом смысле. Это не мечтатели. Это конкретные люди, ставящие конкретные продуманные цели.

Понятно, что очень романтично мечтать об унире, которая была когда-то. Согласен. Но молдаванам нужен именно прагматизм, по-моему. И Демпартия довольно прагматична в этом вопросе.

Про партийную систему и сотрудничество с оппозицией
Трудно сказать, что бы мне хотелось изменить в партии. Наверное, сейчас ДПМ не помешало бы более эффективно сотрудничать с другими партиями, но это зависит и от других партий.

В США, Англии, где двухпартийные системы, все базируется на том, что оппозиция очень тесно сотрудничает с партией власти. Может быть, у некоторых партий есть прогрессивные идеи, которые, к сожалению, они не могут внедрить, просто потому что они не в парламенте. У них нет нужных рычагов. В этом случае нужно эффективное сотрудничество между парламентской фракцией ДПМ и другими партиями.

В остальном меня все устраивает: и выбранное направление, и шаги, которые делает партия.

Про критику и грязь в политике
Личные нападки — это не то чтобы табу, но это неэффективно. «Этот хороший, а вот тот плохой», — это очень типично для молдаван. Нужно анализировать только политику, а критика должна быть конструктивной. И не нужно поливать грязью представителей одного или другого лагеря. Не важно, речь о социалистах или демократах.

Нужен конструктивный диалог. И в этом вопросе в Молдове еще есть над чем работать. Личные оскорбления в Молдове тиражирует и пресса, и, например, стоящая у подъезда женщина, говорящая о политике.

Кого только у нас не оскорбляли. Вы видели, что произошло в Facebook с президентом после Нового года? Я не поддерживаю политику господина Додона. Но нужно проявить какое-то уважение, просто потому что он — президент.

Про главные проблемы Молдовы и с чего начать
Если перечислять все проблемы Молдовы, понадобится несколько часов. Одни тянут за собой другие — например, миграция и зарплаты. Низкие зарплаты заставляют людей уезжать. Думаю, с этого надо начать. Конечно, нужно очень глубоко войти в тему, чтобы понять, откуда взять на это деньги. Но нужно повысить зарплаты в первую очередь бюджетников - учителей, врачей, журналистов. Позже решится и проблема миграции, и безработицы и т.д.

Про коррупцию и менталитет
Проблема коррупции очень острая для всего постсоветского пространства, за исключением, ясное дело, Балтийских стран. В советское время все решалось на уровне партии, страны. Такое было воспитание.

80 или 60 лет мы были в СССР. И именно это мешает нам дальше развиваться. Проблема коррупции в первую очередь социальная, и только потом - политическая. Все начинается с менталитета молдаван: нежелания платить штрафы, например. Это мысль, которая засела в голове молдаванина. И это нужно решать именно на уровне менталитета.

Так или иначе, все начинается снизу. Коррупция - это пирамида, которая начинается с того, что мы терпим то, что недопустимо в демократической стране. Не будем отрицать, что и в ультрадемократических странах так или иначе есть небольшой процент коррупции. Но здесь речь об образовании, воспитании. Мы терпим это, в этом и беда.

Про недоверие к судьям и наказание
Над проблемой недоверия к судьям работают. Вы видели, что многие судьи, которые казались безупречными, сейчас наказаны именно за коррупцию. Проблему пытаются решить, но сверху, а ноги стоят все на том же. На уровне судей и чиновников коррупция уже не так допустима, по крайней мере, как была раньше. Это наказывается. И хорошо, что начали регулировать. А снизу все зависит от менталитета молдаван.

Про информацию и цензуру
Читаю практически всю прессу, по крайней мере, стараюсь. В течение такого важного события как избирательная кампания стараюсь смотреть все телеканалы и сайты, потому что это важно в эпоху интернета.

В демократических странах так и происходит: интернет занимает место телевизора, и мы к этому идем. Интернет позволяет высказываться не только журналистам с образованием, но и молодым людям. И они могут выражать свое мнение, иногда очень зрелое и глубокое. Журналисты получают зарплату, и так или иначе у них есть рамки, в которые они должны вписываться.

Хотя то, что случилось с господином Додоном в соцсетях, - это уже слишком. Интернет и прессу нельзя цензурировать, они должны быть свободными, конечно. Но должен быть нормальный предел. А в Молдове так: от критики определенной проблемы до личных оскорблений - один шаг.

Про власть и оппозицию
Мы стараемся говорить о том, что сделали. Оппозиция предпочитает говорить о том, что не сделано, а не о том, что они сами сделали.

Понятно, что они не у власти, но есть инициативы, которые не требуют того, чтобы ты был в парламенте. Да, чтобы изменить законы, нужно парламентское большинство. Но роль оппозиции не в том, чтобы показывать пальцем, что не сделано. Ее задача - пытаться построить конструктивный критический диалог с теми, кто у власти. Приводить аргументы для того, чтобы парламентское большинство их услышало. Тебя услышат, когда объяснишь конкретно, что нужно сделать. А не то, что не сделано.

Про гражданское общество и протесты
Протесты могут быть полезными, но только когда приходящие на них люди знают, зачем они там собрались. Большинству задают элементарные вопросы, и они не знают, что ответить. Гражданское общество у нас очень неинформированное. Оно действует по стадному принципу. У гражданского общества в Молдове нет четко определенной позиции.

В развитых странах сильное гражданское общество. Если бы оно было развито у нас, то я не уверен, что пошел бы в политику. Но оно у нас очень слабое, именно поэтому я вступил в сильную, хорошо организованную партию.

Про планы и горящие глаза
Сейчас я студент факультета права, параллельно учусь на историческом. Думаю, время покажет, что дальше. Планы есть, глаза горят: я только три месяца в партии. В политику я иду не за высокими постами. Может быть, если я пойму что, моя задача как гражданина и молодого человека в демократическом правовом государстве выполнена, то… Пока я участвую в этом, чтобы помочь что-то изменить.
Текст: Ольга Гнаткова
Фото: Татьяна Булгак
Оформление: Татьяна Булгак
x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: