Генсек Совета Европы обеспокоен отсутствием независимых СМИ в Молдове
3 мин.

Генсек Совета Европы обеспокоен отсутствием независимых СМИ в Молдове


Генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд опубликовал отчет за 2015 год о ситуации с правами человека и верховенством закона в странах-членах СЕ. Молдову он критикует за отсутствие независимой прессы, а также нетранспарентность собственников СМИ. Еще генсек СЕ отметил, что молдавские власти в последнее время усилили контроль Интернета.

Отчет Турбьерна Ягланда состоит из 104-х страниц. В нем описаны общие тенденции, наблюдаемые в странах-членах СЕ, в следующих областях: независимость юстиции, свобода выражения, свобода собраний и ассоциаций, демократические институты, инклюзивное общество. Ягланд отмечает, что сейчас в Европе на подъеме антисемитские, ксенофобские и исламофобские настроения, а граждане все больше теряют доверие к госинститутам.

Прошедший год, по словам Ягланда, выдался неспокойным для Европы. Террористические атаки и нескоординированная реакция государств Европы на кризис с потоком мигрантов существенно повлияли на ситуацию с правами человека. «На востоке Украины все еще не достигнут долгосрочный мир. Недавнее возобновление военных действий в Нагорном Карабахе напомнило нам, что замороженные кофликты могут и оттаять», — считает Ягланд.

Чаще всего генсек СЕ критикует Азербайджан, Турцию и Россию. О Молдове Ягланд тоже пишет, но лишь в связи с проблемой свободы выражения. «Наблюдательные миссии Парламентской ассамблеи СЕ критически восприняли отсутствие плюрализма в СМИ во время выборов в Боснии и Герцеговине, а также в Республике Молдова. В последнем случае миссия отметила, что транспарентность владельцев медиа остается проблемой. Это ставит под сомнение способность СМИ предоставлять сбалансированную информацию», — уверен Ягланд.

newsmaker.md/rus/novosti/ekspertnye-somneniya-npo-i-vlasti-ne-dogovorilis-po-povodu-zakona-bolshogo-brata-23854

Есть у генсека вопросы и к усилению контроля властями  Интернета. «Многие страны разрабатывают отдельные области регулирования онлайн-среды и создают новые органы блокирования и изъятия интернет-контента. Речь идет о Франции, России, Молдове и Литве», — отмечается в отчете. «Подобные проверяющие структуры могут быть подвержены политическому влиянию», — опасается Ягланд.

Большинство стран, входящих в Совет Европы, вообще не предоставляют информации о том, на каком основании проводится мониторинг пользователей Интернета. А некоторые страны (Армения, Азербайджан, Молдова, Россия и Турция) даже приняли отдельные законы о контроле за распространением запрещенного контента. В Молдове и России есть административные органы, которые в некоторых случаях наделяются полномочиями управлять интернет-ресурсами. В Молдове, отмечает Ягланд, такой орган может управлять доменами.

newsmaker.md/rus/novosti/moldova-predotvratit-padenie-v-propast-16385

Ягланд недоволен тем, что в некоторых случаях власти позволяют ограничивать права интернет-пользователей, объясняя свои действия неконкретными понятиями — «контртерроризм», «пропаганда терроризма», «попустительство терроризму». По его словам, антитеррористические законопроекты могут нести угрозу правам человека и ограничивать свободу выражения.

Напомним, в марте 2016 года правительство Молдовы утвердило законопроект о регулировании интернет-контента. Если его одобрит парламент, то в Молдове можно будет блокировать сайты, распространяющие детскую порнографию, содержащие призывы к расовой ненависти, терроризму или войне. 

Отметим, что в прошлом году Турбьерн Ягланд высказывался о Молдове гораздо более критично. В августе он написал для The New York Times статью о Молдове, где назвал нашу страну «захваченным государством». Позже Ягланд получил звание «Лучшего политического журналиста Молдовы». 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: