Отчет Kroll приоткрыли за закрытыми дверями
5 мин.

Отчет Kroll приоткрыли за закрытыми дверями


Правительство сегодня заслушало отчет, подготовленный экспертами из американской компании Kroll, расследовавшими ситуацию в Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank. Отчет слушали полтора часа за закрытыми дверями, причем со всех министров была взята подписка о неразглашении информации. Одно имя, фигурирующее в отчете, все же было названо — это Илан Шор.

Отчет Kroll представлял глава Нацбанка Дорин Дрэгуцану. Ознакомление с документом заняло полтора часа. До начала заседания Нацбанк опубликовал на своем сайте сообщение, в котором предельно кратко изложил выводы экспертов Kroll по итогам предварительного расследования.

«В течение 2012-2014 годов были отмечены скоординированные и скрытые действия по получению контроля над этими тремя банками, а в последующем для маскировки истинного характера этих операций был увеличен объем предоставляемых кредитов. Как следствие, резко ухудшилось финансовое положение трех банков, у которых зарегистрированы сомнительные долги и кредиты на сумму 13,3 млрд леев»,— говорится в сообщении Нацбанка.

Дополнительных деталей о выводах Kroll Нацбанк не представил. Примечательно, что сумма 13,3 млрд леев сопоставима с суммой выданных кредитов пяти молдавским компаниям с сомнительной репутацией, о которых ранее писал в своем блоге социалист Игорь Додон.

newsmaker.md/rus/novosti/milliardery-iz-trushchob-10216

 

«Я не могу представить детали отчета, чтобы не мешать ходу следствия»,— сказал после заседания премьер Кирилл Габурич. Он уточнил, что отчет Kroll уже направлен для изучения правоохранительным органам и прокурорам. Премьер высказал заинтересованность в выявлении виновных в сложившейся ситуации и привлечении их к ответственности. «Мы очень хотим вернуть деньги обратно в страну. Важно определить, где эти деньги сейчас. Может, на них уже куплены виллы, дома, яхты»,— сказал он.

На вопрос, фигурирует ли в отчете Kroll имя бывшего председателя админсовета Banca de Economii Илана Шора, которому приписывают контроль над Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank, премьер отметил, что не хочет ни опровергать, ни подтверждать эту информацию.

«В отчете упоминается большое количество людей, наименований фирм, не только молдавских»,— сказал Габурич.

Дрэгуцану сообщил, что Нацбанк намерен в ближайшее время отобрать международную компанию, которая займется поиском выведенных средств и выявлением конечных получателей денег, а заодно определением способов по их возвращению. «Сейчас мы находимся на финальной стадии по разработке технического задания. К концу мая, думаю, мы уже выберем победителя»,— сказал глава Нацбанка, отметив, что к участию в тендере будут приглашены международные аудиторские компании, в том числе Kroll.

Дрэгуцану уточнил, что в отчете указан ряд лиц и компаний, но это еще не говорит о том, что в сложившейся в банках ситуации виноваты именно они. «Обвинения и вынесение наказаний — это прерогатива судов и правоохранительных органов»,— сказал он. Также Дрэгуцану отметил, что в отчете речь идет о группе лиц — акционеров, менеджеров, сотрудников, владельцев или основателей компаний, получивших сомнительные кредиты. Пока, по его словам, отчет опубликован не будет.

Замглавы Нацкомиссии по финансовому рынку Юрие Филип сообщил журналистам, что он для себя отметил лишь одно лицо в отчете. На уточняющий вопрос, идет ли речь об Илане Шоре, Филип ответил коротко: «Да». Также он сообщил, что на первом этапе расследования было выявлено, что в сделках участвовали компании как минимум из шести стран. «Речь идет о странах ЕС, Великобритании, офшорных зонах, а также странах постсоветского пространства. Отчет показывает, что большая часть денег может быть возвращена, но необходимо провести второй этап расследования»,— заключил Юрие Филип.

Примечательно, что при расследовании специалисты Kroll основывались на информации, предоставленной Нацбанком и специальными администраторами Banca de Economii, Banca Socială и Unibank, которые также были назначены Нацбанком.

Министр просвещения Майя Санду в беседе с NM сообщила, что с «каждого министра взяли подписку о неразглашении отчета». «Это было пожеланием Kroll. Но это не означает, что на каком-то этапе документ не сделают публичным»,— сказала она.

Финансовый эксперт Виктор Чобану обратил внимание на то, что в отчете указывается, что последняя операция по выделению сомнительных кредитов на 13,3 млрд леев была сделана для «маскировки истинного характера операций по получению контроля над этими тремя банками в 2012-2014 годах».

«Я сомневаюсь, что 13,3 млрд леев были конвертированы в иностранную валюту 25 и 26 ноября 2014 года, как об этом неоднократно говорилось. Скорее всего, эта операция была проведена лишь на бумаге для сокрытия дыры, которая образовывалась на протяжении длительного времени в этих трех банках»,— сказал он. По мнению эксперта, дыра могла образоваться путем выдачи кредитов, которые в дальнейшем не были погашены. «Наверняка какие-то деньги выводились в офшоры и это было частью большой транснациональной схемы по отмыванию денег»,— отметил эксперт.

Чобану уверен, что все госструктуры знали об образовавшейся дыре, но не раскрывали деталей, так как никто не хотел скандала перед парламентскими выборами. «Вероятно, нам будут давать информацию по кусочкам, так как никто не заинтересован в установлении истины. Все, кто сейчас сидит в парламенте, замазаны в этом деле»,— сказал он.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: