Сесть имею. Как приговаривали Вячеслава Платона
6 мин.

Сесть имею. Как приговаривали Вячеслава Платона


Бизнесмена Вячеслава Платона 20 апреля суд сектора Буюканы приговорил к 18 годам лишения свободы с пятилетним запретом работать в банковском секторе. Также суд вынес решение о возмещении им ущерба в пользу Banca de Economii на сумму  869 млн леев. Обвинение удовлетворено решением, а защита Платона признала, что ждала такого решения. С подробностями – корреспондент NM НИКОЛАЙ ПАХОЛЬНИЦКИЙ.

Судебное заседание, на котором должны были вынести приговор бизнесмену Вячеславу Платону, началось в 10 утра. Около десятка журналистов, собравшихся у двери кабинета судьи Виктора Бойко, ждали, что сначала Платону предоставят последнее слово, после которого вынесут приговор. Заседание началось без обвиняемого Платона на полчаса позже назначенного  времени и продлилось совсем недолго. Оглашение приговора  назначили на 13:00.

Позже адвокат Платона Эдуард Руденко рассказал, что законом предусмотрено, что судебное заседание может пройти без последнего слова заключенного, если его удалили с судебного процесса. Но, по словам Руденко, причина удаления вызывает вопросы. «Человека можно удалить, когда он нарушает порядок заседания суда, но он ничего такого не делал», – сказал Руденко.

Вячеслава Платона арестовали в Киеве в июле 2016 года. Он проходил по двум делам, открытым в 2015 году и объединенным в 2016 году в одно. Бизнесмена обвиняли, а 20 апреля  признали  виновным в мошенничестве в особо крупных размерах и отмывании денег (ст. 190 и ст. 243 УК РМ). 

newsmaker.md/rus/novosti/ya-ne-angel-i-u-menya-est-greshki-no-ya-ne-prichasten-k-krazhe-milliarda-vyachesla-27372

В августе прошлого года Платона чартером экстрадировали из Киева в Кишинев, несмотря на то, что его защита утверждала, что экстрадиция незаконна, так как их подзащитный – гражданин Украины и, согласно конституции этой страны, не может быть выдан другому государству. Для защиты на Украине Вячеслав Платон обращался к известному российскому адвокату Илье Новикову. Служба безопасности Украины утверждала, что Платон незаконно получил паспорт на имя Вячеслава Кобалева. Защита бизнесмена это опровергала.

По данным следствия, некоторые юрлица, которые Платон контролировал через своих людей, получали необеспеченные залогом кредиты, которые позже погашались за счет средств Banca de Economii. Речь шла о сумме примерно 800 млн леев. Прокуроры настаивали на том, чтобы Платона приговорили к 23 годам лишения свободы.  

Первоначально все обвинения базировались на показаниях другого бизнесмена – мэра Оргеева Илана Шора, который проходит обвиняемым по делу о «краже века» – выводе €1 млрд из трех молдавских банков в 2014 году. Шор находится под домашним арестом. Показания Шора, напомним, стали основой для еще одного громкого дела – против бывшего премьера Владимира Филата.  

Платон неоднократно опровергал обвинения и утверждал, что его арест инициировал лидер правящей Демпартии Владимир Плахотнюк. Его же Платон обвинял в краже денег из проблемных банков – Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank. Во время разбирательства в Молдове адвокатом Платона была Анна Урсаки, известная своими оппозиционными взглядами. Когда процесс начался, уголовное дело завели на саму Урсаки, и она покинула Молдову. После этого защитником Платона стал Эдуард Руденко.

Все заседания по «делу Платона» проходили в закрытом режиме. При этом бизнесмена всегда привозили в сопровождении десятка бойцов отряда спецназначения Pantera. Платону  не давали возможности разговаривать с журналистами, и, проходя по коридорам суда, ему часто приходилось выкрикивать ответы.

Не стал исключением и день вынесения приговора. Перед тем как ввести в зал суда Платона, спецназовцы оцепили весь шестой этаж. Журналистов и операторов просили держаться от них на расстоянии метра. Проходя в зал суда, Платон  выкрикнул, что «это будет плахотнюковский цирк». 

Когда тройка судей (Виктор Бойко, Виталий Будеч и Елена Кожокарь) оглашала приговор, небольшой судейский кабинет заполнили журналисты. Приговор читали тихо, поэтому большая часть репортеров его не слышала. О том, что бизнесмена приговорили  к 18 годам лишения свободы с запретом на пять лет работать в банковском секторе, пресса узнала от вышедшего из зала прокурора Андрея Баешу. 

Вячеслав Платон, комментируя решение, сказал, что «это приговор не ему, а всей Молдове». Андрей Баешу заявил, что обвинение удовлетворено тем, что Платон получил тюремное заключение, а почему было назначено именно 18 лет, предстоит понять из текста решения.

Эдуард Руденко сказал, что не удивлен решением суда. По его словам, вопрос был лишь в сроке заключения. «18 лет или 23 года не имеет значения, если он не виноват», – cказал Руденко. Адвокат заметил, что его задачей было собрать доказательства того, что судьи «нарушают все фундаментальные и процессуальные права», чтобы подготовить их для Европейского суда по правам человека.  

Адвокат добавил, что обжалует решение в Апелляционной палате. К такому решению, по словам Руденко, был готов и сам Платон. «Он сильный человек, с сильным характером. Он будет сопротивляться до последнего», – пояснил Руденко, добавив, что Платон обнародует  документы, которые подтверждают, «кто главный вор в этой стране».

Как следует из приговора,  кроме  тюремного срока с Вячеслава Платона должны взыскать 869,2 млн леев в пользу Banca de Economii за счет имущества, которое ему принадлежит. Речь идет о 63,89% акций Moldindconbank: в документе обозначены 19 физлиц и фирм с долями не более 4,78% из Молдовы, Украины и России. Если акции не будут отчуждены, инициируют эмиссию акций Moldindconbankв пользу Banca de Economii. Речь идет об акциях самого Вячеслава Платона (0,31%), его отца Николая Платона и  лиц, о которых практически нет никакой информации. Среди них Артур Мурашкин, Сергей Ткаченко, Юрий Контиевски и другие.

Кроме акций Moldindconbank, в решении говорится об отчуждении активов, средств и акций (83,12%) страховой компании ASITO и компании AllianceInsuranceGroup. Отчуждение коснется 100% доли в двух брокерских компаниях – Broking-VM и Asito-Broker, и 3,7 млн леев средств Moldasig, хранящихся на депозите в Moldova Agroindbank.

Осенью прошлого года админсовет Национальной комиссии по финансовому рынку обязал трех мажоритарных акционеров страховой компании Alliance Insurance Group продать принадлежащие им 87% акций. Речь идет о голландской компании GenerashonFinancial B. V., которой принадлежит 57,04% акций компании, а также английских компаниях Bellefond Invest Limited и Papilon Invest LTD (19,5% и 10,7% соответственно).

Ранее президент Victoriabank Наталья Политова-Кангаш говорила, что за компанией Generashon Financial B. V. стоит бизнесмен Вячеслав Платон. В начале года сняли арест с акций  Alliance Insurance Group, однако заблокировали ее счета. 

Cреди активов, упомянутых в вердикте, есть две квартиры в столичном секторе Ботаника и средства нескольких компаний, ни в одной из которых Платон не числится учредителем или директором: Factoring International SRL (учредитель и директор Александр Боложук), BN-Proalim(учредитель и директор Юрий Горин), Kotvinvest (Александр Котвицкий), Stock-Trading (Аик Осипов), TotalInternational (Руслан Панченко) и Inamstro (учредители Николае Ионики, Вероника Вережан и Виталие Вережан, директора Николае Ионики и Вадим Крецу).

Мотивировочная часть решения будет опубликована 15 мая в 14.00. 

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: