«Спортсмен похож на Колумба: он сам пробивает дорогу в другие страны». Интервью NM с самым сильным человеком Молдовы
9 мин.

«Спортсмен похож на Колумба: он сам пробивает дорогу в другие страны». Интервью NM с самым сильным человеком Молдовы


С шести лет он занимался с отцом шахматами, в десять увлекся баскетболом, а к 29 годам стал самым сильным человеком Молдовы и установил мировой рекорд, сдвинув с места и протащив 4,5 метра десять автомобилей. Уроженец гагаузского села Кирсово, стронгмен Родион Сукман на достигнутом не останавливается: нынешней весной он примет участие в чемпионате по силовой атлетике в США. В интервью NM Сукман рассказал, почему в Молдове пока невозможно заниматься спортом профессионально, как на соревнованиях относятся к допингу, зачем он ежедневно съедает по 30 яиц и почему именно в Гагаузии рождаются будущие чемпионы по борьбе и тяжелой атлетике.

В 2015 году вы стали самым сильным человеком Молдовы, а в 2017 году — самым сильным в Румынии. Что изменилось в вашей спортивной жизни за последние пару лет? 

Последний турнир, на котором я представлял нашу страну, чемпионат мира по силовой атлетике в Китае. Я не занял призовое место, к которому так стремился, но получил незабываемый опыт. В турнире, к которому я сейчас готовлюсь, примут участие более 10 тыс. спортсменов. Я хочу подняться еще на одну ступень в спорте, которому посвятил себя, поэтому нанял квалифицированного тренера из Украины и кардинально изменил свой тренировочный режим. Турнир Arnold Strongman Classic 2019 пройдет с 1 по 3 марта в городе Каламбос штата Огайо в США. 

В одном из интервью вы говорили, что для вас спорт стал любимым хобби, а не источником заработка. Почему так получилось?

Да, сначала так и было. Но с 2017 года спорт стал приносить мне неплохие деньги. Я стал уделять больше внимания тренировкам и питанию и начал побеждать. Сам создал специальное снаряжение.

Практически во всех турнирах по силовой атлетике, в которых принимал участие, я одерживал победу, даже в лиге чемпионов. Поэтому из хобби спорт, наконец, превратился в профессию и работу, которая приносит деньги. Спорт для меня сегодня   основной источник заработка.

Почему вы не захотели стать тренером?

Когда готовишься к турниру, сложно совмещать тренировки с работой тренера, уделять внимание не только себе, но и своему подопечному. Ты ведь отдаешь частичку себя этому человеку. В середине 2018 года я тренировал двоих ребят, но это мне мешало самому готовиться к турнирам. Это очень сложно, так как нужно постоянно следить за своей техникой, улучшать ее. Сейчас у меня в день от двух до четырех тренировок. Я готовлюсь к профессиональному турниру, поэтому подход серьезный.    

К тренерской работе я вернусь, когда у меня будет персональный зал, когда я закончу свою карьеру как спортсмен. Тогда смогу стать тренером и помочь ребятам добиться результатов в спорте.

Как вам раньше удавалось совмещать регулярные тренировки и работу?

Сегодня моя работа   тренажерный зал, то есть подготовка к соревнованию. Раньше я действительно совмещал тренировки и две работы, одна из которых охранник в ночном клубе. Параллельно я тренировался и тренировал, но это очень сложно, даже практически невозможно совмещать. 

Если хочешь стать профессионалом, нужны постоянные тренировки, что у нас в Молдове почти нереально. Наше государство не поддерживает спортсменов. Никто не хочет их спонсировать, спортсмены никому не нужны. Но мне кажется, что спортсмен это человек, похожий на Колумба: он сам пробивает дорогу в другие страны. У нас не понимают, что, принимая участие в соревнованиях, спортсмен прославляет свою страну. Это и есть здоровая пропаганда. Спорт расширяет границы.   

Спорт, кроме того, избавляет от дурных привычек — курение, алкоголь Спортсмен не сможет достичь результатов, если будет выпивать.

Мое мнение: страна должна поддерживать профессиональных спортсменов. Молодежи нужна мотивация для хороших поступков, здорового образа жизни.    

Как вы думаете, возможно в условиях Молдовы сделать ли силовую атлетику источником заработка и почему?

Силовая атлетика и соревнования стронгменов — это не бои без правил с кровью, выбитыми зубами и еще чем-нибудь. На наши соревнования можно приходить с детьми и внуками. Это чистая пропаганда здорового образа жизни. Все от мала до велика понимают, как тяжело сдвинуть 40-тонный КамАЗ с места, поднять бетонный шар весом от 120 до 200 кг. Все понимают, что это зрелищно, но тяжело.

Источником заработка это может стать, потому что организаторы соревнований не только оплачивают дорогу, питание, проживание и командировочные за само участие, то есть спортсмен получает определенную сумму денег, которая зависит от уровня соревнований. Зарабатывать на этом вполне реально.

Но в Молдове это маловероятно, так как здесь тяжело найти партнеров, которые хотели бы работать со спортсменами на условиях рекламы. В других странах, кроме того, спортсменов поддерживает государство. Они нигде не работают, целенаправленно занимаются спортом. Рекламируют бренды, за что им хорошо платят. В общем, для них созданы все условия. 

Вы не раз говорили, что быть стронгменом довольно затратно нужна экипировка, снаряды. Как получилось, что вы все-таки стали этим заниматься? 

С этим видом спорта я познакомился еще в детстве по телевизору. Спортсмены были мощными и быстрыми, а их выступления смотрелись зрелищно. Будучи ребенком, я понял, что мужчина должен выглядеть именно так. Раньше я занимался шахматами, волейболом, баскетболом, настольным теннисом, пауэрлифтингом, бодибилдингом. Но силовая атлетика привлекла меня больше других. Мой первый зал — это спортзал в Кишиневе на Чеканах. Именно там я ставил свои первые рекорды по поднятию веса.

Да, это затратное занятие. Все спортсмены мощные, а это требует особого режима питания: есть надо шесть раз в день, чтобы питательные вещества попадали в кровь, делая нас сильнее, больше, умнее. У меня в программе есть пункт – повышение IQ. Это нужно для того, чтобы на соревнованиях быстро сообразить, как правильно подойти к снаряду. В моем виде спорта дается минута  на одно упражнение. Например, перенести коромысло весом 450 кг в одну и другую сторону по 20 м. Идеально должна работать опорно-двигательная система, нервная система.  

Экипировка для силовых атлетов в Молдове не продается, нужно заказывать ее за рубежом. Еще немаловажно наличие снарядов. В стронге около 200 подвидов спорта. Должно быть около 20 видов реквизита, чтобы поддерживать себя в форме. 

У нас негде было тренироваться, поэтому я создал Ассоциацию силачей Молдовы. Следующий этап — создание федерации, чтобы молодежь могла заниматься этим видом спорта. Все снаряды, с которыми я тренируюсь, я сделал сам на свои деньги.   

Когда вы начинали, была ли какая-то помощь от местных властей или спонсоров?

Единственно, кто мне на первых порах оказывал помощь — это родители. После того как стал участвовать в соревнованиях, мне стал помогать директор зала, в котором я тренировался. Я очень благодарен ему за это. 

Через какое-то время обо мне узнала и поддержала меня мэрия Комрата. В 2018 году впервые помогло и министерство спорта (министерство просвещения, культуры и исследований. — NM). Мне выделили деньги, которых хватило на то, чтобы снять гостиницу в США. Там за свои результаты я получил денежное вознаграждение. 

Можно ли добиться таких результатов, как вы, не пользуясь стероидами, добавками? И насколько жесткий контроль допинга на соревнованиях тяжеловесов?

Когда я выступал в пауэрлифтинге, контроль был очень жестким. Стронгмэн — это состязания в абсолютной силе. В этом спорте не проводят допинг-контроль и не проверяют на добавки. Спортсмены часто используют разные допинги. Сложно выступать в соревнованиях высокого уровня «вчистую», но это возможно, если у вас есть природные данные и железный характер. 

Какие условия необходимы, чтобы спортсменов из регионов Молдовы продвинулись дальше местных соревнований и показали себя на международной арене? 

Первое, чего не хватает любому спортсмену в Молдове, — это денег. Сейчас XXI век. Даже питание обходится дорого. Например, в день мне надо съедать 30 яиц, 1 кг мяса, много каш. Конечно, необходима поддержка близких. В этом мне помогает моя супруга. 

У всех спортсменов, даже из глубинки, есть возможность показать себя. Многое зависит от них. Надо заниматься любимым делом серьезно. На тренировках выкладываться на 90%, на соревнованиях —  на 120%. Но для этого нужны умные тренеры. У меня такого не было. Я тренировался сам, делал много ошибок и, как следствие, получал много травм.  

Нашим спортсменам не хватает терпения, профессионализма. А, самое главное, повторюсь, не хватает денег. Тренеры, программы, питание —  все это стоит денег. В регионах к тому же, кроме прочего, не хватает тренажерных залов, спортивных клубов и комплексов. Наши власти должны задуматься над этим, если хотят, чтобы следующее поколение выросло здоровым.

Сейчас вы живете и тренируетесь в Кишиневе. А поддерживаете ли вы связи с гагаузскими коллегами по спорту?

В Гагаузии у меня нет коллег по спорту. Был единственный спортсмен Леонид Орманжи, и тот уехал за границу. Мы поддерживаем с ним связь через соцсети. 

А в Гагаузии поддерживают спорт и спортсменов?

Сейчас в Гагаузии стали уделять больше внимания спортсменам. Я бы сказал, что Гагаузия идет вперед в этом плане. Раньше, помню, была проблема со спортзалами. Был единственный зал в Комрате, в подвале, где и проходили мои тренировки. Сегодня спортзалов стало больше, что радует. 

Почему, по-вашему, многие прославленные молдавские борцы и тяжеловесы — выходцы из Гагаузии? Есть даже девушка из Гагаузии, которая сейчас занимается в Москве смешанными боевыми искусствами (MMA).

В Гагаузии много крепких ребят. Гагаузский темперамент и упорство сделали нас несгибаемыми. На соревнованиях мы боремся не только за себя, мы боремся за наших родителей, семью и страну. Выходцы из Гагаузии — здоровые ребята. Мы едим здоровую пищу, без ГМО. 

Что касается девушки из Гагаузии, которая занимается в Москве миксфайтом, — это очень круто. Она защищает честь не только Гагаузской автономии, но и всей Молдовы. Нашей стране нужны такие спортсмены, и власти должны их поддерживать. 

Год назад вы собирались установить новый рекорд, сдвинув с места два самолета, и стать самым сильным человеком мира. 

Я хотел установить новый рекорд в тяге двух самолетов. Если найдется партнер, который поддержит меня в этом, я готов в течение месяца подготовиться и установить рекорд. Но пока этому мешает отсутствие денег. 

Вам, наверняка, поступали предложения уехать и тренироваться за границей. Почему вы решили остаться в Молдове, хотя здесь, по вашим словам, нет хороших условий для тренировок. 

Предложения уехать поступали неоднократно, но я до последнего буду надеяться, что в нашей стране все изменится, и власти и спонсоры начнут поддерживать спортсменов. Поэтому и решил создать федерацию. Я буду помогать начинающим спортсменам в достижении успехов. Я готов помогать людям, которые просто хотят поддерживать себя в хорошей физической форме. В наше время человек, придя с работы, ест и ложится на диван, не замечая, как он с годами чахнет. Чтобы с этим бороться, нужен спорт.

Поэтому молодым ребятам советую заниматься спортом, избавляться от вредных привычек. Мы живем один раз. Будьте мужчинами, тренируйтесь, развивайтесь.

 

Елена Раткогло, Комрат

Текст написан в рамках Школы NM для региональных журналистов

x
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: